Новости | СТД РФ

О законодательных и нормативных актах, регулирующих деятельность организаций культуры и искусства

Мы публикуем аналитическую записку, подготовленную Рабочей группой, сформированной на расширенном заседании Секретариата СТД РФ. Этот аналитический материал будет направлен в Администрацию Президента РФ.

Напомним, что главной юридической базой функционирования сферы искусства являются конституционные нормы, которые, по идее законодателя, получают дальнейшее развитие и конкретное воплощение в специальных и общих законах. При этом, если внимательно присмотреться к этой детализации конституционных норм и положений «Основ государственной культурной политики», утвержденных Президентом РФ, то можно увидеть ряд тревожных фактов недружественного отношения к культуре и искусству со стороны большинства законодательных и нормативных актов, принятых в последние годы. 

Во-первых, следует отметить неоправданное стремление к унификации нормативно-правовой базы, без всякого учета специфики различных отраслей и видов деятельности и, главное, особенностей творческого труда. Попытки распространить на искусство нормы социальной сферы или государственных услуг проявились в ряде законодательных актов (№83-ФЗ; № 210-ФЗ; №44-ФЗ; №256-ФЗ), осложнив и даже ухудшив условия деятельности организаций культуры. Искусство принадлежит народу и служит ему, но не в тех правовых формах, которые свойственны, скажем, для социального обеспечения или патронажной службы.  

Во-вторых, творческая деятельность - это труд особого рода, это уникальный интеллектуальный, если не сказать интимный процесс, не поддающийся нормированию. И дело не только в том, что вдохновение не приходит по графику. Творческие трудозатраты (если уж пользоваться такими терминами) зависят от таланта, настроя, созвучия внутри творческого коллектива, задач, которые ставит его художественный руководитель. Никак не учитывая этот феномен и вступая в противоречие с провозглашенной в Конституции и Основах государственной культурной политики свободой творчества и стремлением к культурному разнообразию, предпринимаются попытки причесать под одну нормативную гребенку условия и результаты деятельности всех государственных учреждений (№44-ФЗ; №210-ФЗ; Постановление Пра-вительства РФ №640). В итоге мы имеем почти анекдотичные подзаконные акты, в которых организациям культуры и искусства установлены абсурдные нормативы для каждого элемента творческого труда (!), затрудняющие и без того не простую жизнь творческих людей. 

В–третьих, государственные учреждения в сфере искусства - организации особого рода, традиционно существовавшие в условиях разделения управленческих функций, когда творческая и хозяйственная деятельность не мешали друг другу, каждой из них занимались профессионалы в своем деле. Изменения законодательства последних лет (№ 7-ФЗ) не допускают двуначалия в учреждениях и тем самым предписывают театрам подчинить одну деятельность другой. Следствием этой неоправданной нормы стало стремление некоторых учредителей превратить театр в «директорский театр», подчиняя творческую деятельность хозяйственной. 

В-четвертых, творческая деятельность - это не предпринимательская деятельность, хотя призывы (в том числе со стороны учредителя) сделать ее все более доходной, а также эфемерные преференции творцам, имеющим статус индивидуального предпринимателя (например, сокращенная и упро-щенная система налогообложения), фактически, «выталкивают» в рыночную среду, чуждую творчеству. 

Подводя итоги сказанному, хотим обратить внимание на задачи правового обеспечения условий творческой деятельности, предусмотренные Конституцией РФ и Основами государственной культурной политики, с обязательным учетом особенностей организаций культуры и искусства. С этой целью необходимо внести соответствующие изменения в ряд действующих законодательных и нормативных актов, в числе которых следует выделить №44-ФЗ; №83-ФЗ; № 7-ФЗ; № 210-ФЗ; №256-ФЗ, Постановление Правительства РФ №640. 

И самое последнее. Четверть века прошло с тех пор, как были приняты «Основы законодательства о культуре». За эти годы тогда прогрессивный Закон морально устарел и физически обветшал; история его «совершенствования» - это сплошная история потерь. Сделав первый шаг, связанный с утверждением Основ государственной культурной политики, необходимо продолжить эту работу и создать правовое обеспечение ее реализации. Речь идет о разработке новой версии закона в виде «Кодекса законов о культуре и культурной деятельности», в котором бы нашли отражение как особенности культурной деятельности, так и стоящие перед культурой задачи.

Опубликовано 05.12.2017

Теги: Главная, Общественные инициативы, Экономика и образование

Искать

Архив новостей


Дата публикации 11 января 2022 г.

Стипендии Правительства РФ для молодых деятелей культуры и искусства 2022 | прием заявок

СТД РФ объявляет о приеме заявок на получение Стипендии Правительства Российской Федерации для молодых деятелей культуры и искусства в 2022 году. Прием заявок до 1 февраля 2022 года.

Дата публикации 11 января 2022 г.

Программа «Центра поддержки русского театра за рубежом » на 2022 год | прием заявок

Союз театральных деятелей России открывает приём заявок по программе сотрудничества «Центр поддержки русского театра за рубежом » на 2022 год. Прием заявок до 15 февраля 2022 года.

Дата публикации 9 января 2022 г.

День рождения СТД РФ

9 января 1877 года состоялось первое общее собрание членов Общества взаимного вспоможения русских артистов. Это был своего рода Первый съезд театральных деятелей страны. С тех пор прошло 145 лет, наша организация продолжает жить, развиваться, растут ее ряды. Мы поздравляем всех своих коллег с этой знаменательной датой!

Дата публикации 25 декабря 2021 г.

А. Калягин - Главе-Председателю Правительства Республики Тыва В. Ховалыгу

Письмо Александра Калягина Главе-Председателю Правительства Республики Тыва Владиславу Ховалыгу. "Сегодня я получил встревоженное письмо от коллег из Тывы, в котором описываются действия властей, направленные на разрушение театральной культуры Республики".

Дата публикации 23 декабря 2021 г.

Предложить идею СТД РФ | прием заявок

Дорогие коллеги, мы будем рады узнать ваш запрос на новые творческие и образовательные проекты, которые мог бы осуществить СТД РФ в ближайшие несколько лет. Прием заявок до 28 января.

Дата публикации 15 декабря 2021 г.

Обсуждение поправок в Основы государственной культурной политики | решение секретариата

13 декабря заседание Секретариата СТД РФ предваряло обсуждение поправок, которые предлагает внести в Основы государственной культурной политики Институт культурного и природного наследия имени Дмитрия Сергеевича Лихачёва. В результате обсуждения было принято следующее Решение Секретариата СТД РФ.

К сожалению, таких новостей нет.