Новости | СТД РФ
СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О законодательных и нормативных актах, регулирующих деятельность организаций культуры и искусства

Мы публикуем аналитическую записку, подготовленную Рабочей группой, сформированной на расширенном заседании Секретариата СТД РФ. Этот аналитический материал будет направлен в Администрацию Президента РФ.

Напомним, что главной юридической базой функционирования сферы искусства являются конституционные нормы, которые, по идее законодателя, получают дальнейшее развитие и конкретное воплощение в специальных и общих законах. При этом, если внимательно присмотреться к этой детализации конституционных норм и положений «Основ государственной культурной политики», утвержденных Президентом РФ, то можно увидеть ряд тревожных фактов недружественного отношения к культуре и искусству со стороны большинства законодательных и нормативных актов, принятых в последние годы. 

Во-первых, следует отметить неоправданное стремление к унификации нормативно-правовой базы, без всякого учета специфики различных отраслей и видов деятельности и, главное, особенностей творческого труда. Попытки распространить на искусство нормы социальной сферы или государственных услуг проявились в ряде законодательных актов (№83-ФЗ; № 210-ФЗ; №44-ФЗ; №256-ФЗ), осложнив и даже ухудшив условия деятельности организаций культуры. Искусство принадлежит народу и служит ему, но не в тех правовых формах, которые свойственны, скажем, для социального обеспечения или патронажной службы.  

Во-вторых, творческая деятельность - это труд особого рода, это уникальный интеллектуальный, если не сказать интимный процесс, не поддающийся нормированию. И дело не только в том, что вдохновение не приходит по графику. Творческие трудозатраты (если уж пользоваться такими терминами) зависят от таланта, настроя, созвучия внутри творческого коллектива, задач, которые ставит его художественный руководитель. Никак не учитывая этот феномен и вступая в противоречие с провозглашенной в Конституции и Основах государственной культурной политики свободой творчества и стремлением к культурному разнообразию, предпринимаются попытки причесать под одну нормативную гребенку условия и результаты деятельности всех государственных учреждений (№44-ФЗ; №210-ФЗ; Постановление Пра-вительства РФ №640). В итоге мы имеем почти анекдотичные подзаконные акты, в которых организациям культуры и искусства установлены абсурдные нормативы для каждого элемента творческого труда (!), затрудняющие и без того не простую жизнь творческих людей. 

В–третьих, государственные учреждения в сфере искусства - организации особого рода, традиционно существовавшие в условиях разделения управленческих функций, когда творческая и хозяйственная деятельность не мешали друг другу, каждой из них занимались профессионалы в своем деле. Изменения законодательства последних лет (№ 7-ФЗ) не допускают двуначалия в учреждениях и тем самым предписывают театрам подчинить одну деятельность другой. Следствием этой неоправданной нормы стало стремление некоторых учредителей превратить театр в «директорский театр», подчиняя творческую деятельность хозяйственной. 

В-четвертых, творческая деятельность - это не предпринимательская деятельность, хотя призывы (в том числе со стороны учредителя) сделать ее все более доходной, а также эфемерные преференции творцам, имеющим статус индивидуального предпринимателя (например, сокращенная и упро-щенная система налогообложения), фактически, «выталкивают» в рыночную среду, чуждую творчеству. 

Подводя итоги сказанному, хотим обратить внимание на задачи правового обеспечения условий творческой деятельности, предусмотренные Конституцией РФ и Основами государственной культурной политики, с обязательным учетом особенностей организаций культуры и искусства. С этой целью необходимо внести соответствующие изменения в ряд действующих законодательных и нормативных актов, в числе которых следует выделить №44-ФЗ; №83-ФЗ; № 7-ФЗ; № 210-ФЗ; №256-ФЗ, Постановление Правительства РФ №640. 

И самое последнее. Четверть века прошло с тех пор, как были приняты «Основы законодательства о культуре». За эти годы тогда прогрессивный Закон морально устарел и физически обветшал; история его «совершенствования» - это сплошная история потерь. Сделав первый шаг, связанный с утверждением Основ государственной культурной политики, необходимо продолжить эту работу и создать правовое обеспечение ее реализации. Речь идет о разработке новой версии закона в виде «Кодекса законов о культуре и культурной деятельности», в котором бы нашли отражение как особенности культурной деятельности, так и стоящие перед культурой задачи.

Опубликовано 05.12.2017

Теги: Главная, Общественные инициативы, Экономика и образование

Искать

Архив новостей


Дата публикации 10 июля 2018 г.

Утвержден состав Оргкомитета по проведению Года театра в России

Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев 7 июля утвердил состав Оргкомитета по проведению Года театра в России. Возглавила Оргкомитет заместитель Председателя Правительства О.Ю.Голодец. Заместители председателя Оргкомитета – А.А.Калягин и министр культуры В.Р.Мединский.

Дата публикации 9 июля 2018 г.

О подготовке программы Года театра в России

Уважаемые коллеги, мы благодарим вас за оперативный отклик на просьбу информировать нас о принятых в ваших регионах планах подготовки к проведению в 2019 году Года театра. Все ваши предложения будут внимательно рассмотрены рабочей группой СТД РФ, а наиболее важные, имеющие общероссийское значение, будут внесены для обсуждения в Оргкомитет Года театра.

Дата публикации 10 июня 2018 г.

Грант для независимых театральных коллективов | прием заявок

СТД РФ объявляет конкурс для независимых театральных коллективов на финансирование постановки спектакля. Прием заявок на участие в конкурсе до 1 июля 2018 года.

Дата публикации 10 июня 2018 г.

Продолжается работа по подготовке Года театра

Рабочая группа СТД РФ во главе с Александром Калягиным продолжает работать над концепцией Года театра. О  заседании, состоявшемся 8 июня, рассказывает Телеканал "Культура".

Дата публикации 10 июня 2018 г.

О нормировании труда в организациях исполнительских искусств

Неделю назад А.А.Калягин на встрече с Министром культуры обратил его внимание на абсурдность приказа об утверждении типовых норм труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств, и методических рекомендаций по формированию штатной численной организаций исполнительских искусств, на их несоответствие действующим нормативным актам в сфере театрального дела. Министерство культуры приняло решение отменить эти приказы. Узнав об этом Александр Калягин сказал буквально следующее: мудрое и правильное решение!

Дата публикации 30 мая 2018 г.

Год театра: мы ждем ваших идей!

А.А.Калягин: Уверен, что Год театра может и должен способствовать развитию театрального дела, причем на многие годы. Сделать это можно, только вместе, и я очень верю в вас всех, жду ваших конкретных предложений, идей, проектов по проведению Года театра.

К сожалению, таких новостей нет.