19 Март, 2021

Аисты любят соломенные крыши

Ирина Галяуова

«Долина аистов» Иона Друце, реж. Тимур Галеев, Старооскольский театр для детей и молодежи имени Б. Равенских

В ноябре 2020 года на сцене Старооскольского театра для детей и молодёжи имени Б. Равенских состоялась премьера с молдавским акцентом. Спектакль выпускника ГИТИСа Тимура Галеева «Долина аистов» по произведениям Иона Друце поначалу не кажется актуальным. Тем уникальнее путь, который за два с половиной часа зритель и герои спектакля проходят навстречу друг к другу.

Впервые имя Тимура Галеева старооскольский зритель услышал на прошлогоднем молодёжном фестивале «Город юности. Ностальгия по герою», посвящённом памяти Бориса Ивановича Равенских. Молодой режиссёр представлял эскиз к пьесе «Птицы нашей молодости» Иона Друце. Обращение к творчеству молдавского писателя было, прежде всего, данью памяти: в своё время Борис Равенских работал с этим же произведением. Кроме того, Молдавия — родина Тимура Галеева. Встреча год назад с Осколом, с его холмистым рельефом, виноградной лозой на заборах и панорамой крыш, открывающейся прямо, как выйдешь из театра, стали зёрнами, из которых родилась идея «Долины аистов». Виды старой части города послужили вдохновением и для молодого талантливого художника — выпускницы факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ Ольги Подболотовой. С её хрупкой руки на сцене появились многообразные крыши, на которых разворачиваются события.

«Долина аистов» — молдавское село, в которое перестали прилетать на гнездовье птицы. Не видно аистов, как и счастья в жизни жителей села, хотя кругом щедро льются песни и вино. С тщательно замаскированной болью и невозможностью что-либо изменить живёт старшее поколение, воплощением которого служит глава села Теодору Русу (Андрей Костиков). Рушатся надежды и у его детей: у молодого интеллигента Хория (Сергей Скоков) — на большую жизнь в столице, у его брата Ионела (Игорь Богатырёв) — на признание в отчем доме, у младшей дочери Софийки (Анна Величкина) — на ответную любовь. 

И все дороги героев ведут к Руце (Марина Карцева) — глубокому, как колодец, образу женщины без возраста и единственной, кто продолжает плести гнёзда для аистов и ждать их возвращения. Она одна уберегла соломенный настил в изголовье своего дома, наперекор более практичным жестяным, черепичным — всё потому, что аисты любят соломенные крыши. В соломе есть то тепло, которое любит живое. Как аистам соломы в людском селении, его обитателям не хватает душевности и любви по отношению друг к другу. Кто-то её жадно ищет среди окружающих, как темпераментная Элеонора (Евгения Яврумова), любовница Теодору, кто-то в тщетных поисках уходит в выдуманный мир, как его кроткая жена Вета (Юлия Арсёнова). Каждому, каким бы опытом он ни обладал, нужен близкий друг, «подельник» в разделении земной участи и своя каса маре – красный угол дома, его душа, средоточие семейного счастья.

Спектакль сосредотачивается на простых и вместе с тем жизненно важных вопросах человеческого бытия. В отличие от птиц, обитатели «Долины аистов» не могут оторваться от своих крыш и улететь в поисках лучшего места и участи. Одних держат воспоминания юности, других — надежда. Каждый герой по-своему одинок. Собираясь вместе на сельских праздниках, они получают целительную, как им кажется, иллюзию общности. Но вина много, а спасительной родниковой непочатой воды, способной излечить, мало. Развесёлые песни походят на пир во время чумы, недаром во время одного из гуляний народ не замечает, как горит местная часовня.
«Если желание жить — это грех, то судить будут не меня одну. Всех судить будут!», — говорит знахарка Руца, утверждая, что жажда жить в людях превыше всего, и она-то часто становится причиной житейских драм.

Жажда жить утверждается молдавскими народными мотивами и в оформлении спектакля — костюмах, обрядах, речи. А традиционная музыка в живом исполнении объединяет не только сценических героев, но и зрителей, тем более, что действие проходит в обстановке камерного зала. Спектакль насыщен самобытными музыкальными номерами, не в каждом театре возможно собрать такой музыкальный ансамбль. Сам автор спектакля признался: «Если убрать всю музыку, то спектакль очень грустный. Но смысл в том, чтобы, несмотря на все трудности, находить в себе силы веселиться». В финальных сценах свадьба учительницы Докицы и гуляки и спекулянта Павэлаке показывает, что пусть не в любви, но люди в «Долине аистов» продолжают вить свои гнёзда. В чреве отцветшей сельской красавицы Паулины (Катерина Бойко) зреет новая жизнь. Опытная знахарка Руце даёт будущей матери наказ: «Постарайся вырастить его душевным. В нашем селе всякие были — и красивые и не очень, и умные и не очень. Но душевными были не все...»

Вот эта тоска по душевности и роднит нас с героями. Ведь, если оглянуться, мы тоже не увидим вокруг аистов. Но невольно с надеждой посмотрим в небо: вдруг пролетит хоть один?

Фото автора

Ирина Галяуова — журналист, редактор газеты «Педагог. Вожатый. Родитель» (ПВР) и газеты старооскольских школьников «Веснушка» города Старый Оскол (Белгородская область). В этих изданиях активно освещается деятельность Старооскольского театра для детей и молодёжи имени Б.И. Равенских. На основе публикаций в газете «ПВР» издана книга, посвящённая театру. В разработке совместный с театром проект для детской аудитории.

Архив сюжетов

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма