09 Май, 2021

Да или да

Алиса Литвинова

“A.I.Q. Test” Габбилена Галычева

Театр в пандемию подтвердил, что способен оставаться самим собой, даже если отсутствуют все привычные элементы постановки: от артистов до сценического пространства. Режиссер и медиахудожник Габбилен Галычев создал “A.I.Q. Test” - спектакль-анкету в Google Forms. Вы переходите по ссылке, попадаете в привычный фиолетово-белый интерфейс и вязните в подчеркнуто академичном введении. Очень подробно и слегка занудно излагается история создания проекта, приводятся экспертные мнения. Дальше типовые вопросы, вроде пола и возраста. Пока на театр не похоже. Но довольно быстро опросник начинает проявлять характер. Вредничает, отказывается принимать неугодные ответы. Иногда откровенно хамит. Иногда кокетничает. Успел даже пожаловаться на жизнь. В общем, стал полноценным собеседником.

“A.I.Q. Test”, с одной стороны, можно отнести к современному искусству. Текст, обращающийся прямо к читателю надписи, часто использует, например, стрит-арт художник из Екатеринбурга Тимофей Радя. Он пишет на зданиях и билбордах стандартным вордовским шрифтом: “Эй ты люби меня”. Или даже более известная его работа: “Я бы обнял тебя, но я просто текст”.

Галычев использует тот же принцип — текст разрушает четвертую стену и обращается напрямую к зрителю. Вернее, разрушил бы, если бы она была. Здесь лишь экран. “A.I.Q. Test” похож на эти надписи, только ему можно отвечать. Зритель получает правила игры. Они есть и в традиционном театре: нужно сидеть в зале и играть роль пустоты, чтобы не мешать окружающим. Здесь логика обратная: чтобы шло действие, нужно отвечать на вопросы. Все правила задает игровая природа проекта, столь важная для театра. Заранее написанные вопросы притворяются импровизированными репликами. Кажется, будто собеседник только что отреагировал на ваш ответ. Сам текст играет роль Искусственного интеллекта, который пытается пройти тест Тьюринга и доказать, что он человек. Зритель, выбирая ответы, тоже выстраивает себе образ, ведь отвечать искренне совсем не обязательно. Спектакль - не документ в Google Forms, а эмоциональные реакции зрителя, его взаимоотношения и взаимодействия с буквами на экране. Именно они сиюминутны и неповторимы, что тоже важно для театрального события. Фокус внимания перенесен на отвечающего.

Структура теста позволяет спектаклю быть эклектичным, вопросы не должны быть связаны между собой. Наоборот, часто работают на контрасте: экзистенциальный “Ты веришь в жизнь, после смерти?” соседствует с “Хочешь, расскажу анекдот?”. Формат позволяет избежать прямолинейности, при этом не мешает созданию драматургии действия. В “A.I.Q. Test”, кажется, глобальной внутренней логики нет, есть лишь отдельные тематические или сюжетные блоки. Но каждый из них позволяет лучше узнать себя. Даже если вы не отвечаете тесту искренне, вопросы из разных сфер, смешные и трогательные, неожиданные и стандартные, заставляют рефлексировать. Вы лучше узнаете себя, а тематический разброс лишь усложняет переживание самопознания. У зрителя нет шанса свернуть с задуманной Галычевым тропы, но она сама не ведет из пункта А в пункт Б. Пунктов вообще нет. Это просто приятный пеший маршрут с меняющейся панорамой вокруг.

Одна из многих появляющихся в спектакле тем — свобода выбора — становится магистральной из-за формы постановки. Тест двойственен по своей природе. Основной его принцип - возможность ответить так, как хочется или кажется правильным. Но выбор всегда ограничен несколькими вариантами ответа. Тест дает свободу и выставляет рамки одновременно. Этот метасюжет возникает, кажется, случайно. Он зашит в подкладку спектакля и самовольно расставляет акценты.

В “A.I.Q. Test” дополнительные правила и ограничения возникают по ходу действия. Текстовый собеседник почти сразу после начала может неожиданно попросить “оценить степень удовольствия, полученного вами во время прохождения данного тестирования по 10-бальной шкале”. А получив ответ, завредничать и не пустить дальше, если вы поставите меньше восьми. Все рамки жесткие, единственный способ не принимать условий манипулятора — уйти. На неугодный ответ система перезагрузит страницу. Действие остановится. Причем жесткость опять же в структуре постановки. Обезличенные взбунтовавшиеся надписи не дают возможности переубедить, обсудить, поругаться. Коммуникация со зрителем есть, но она регламентирована. Несуществующий собеседник управляет раздражением на запреты, как и прочими реакциями, довольно открыто. Не дает возмутиться настолько, чтобы хотелось закрыть тест. Но и в покое не оставляет. 

Все вопросы, даже открыто манипулятивные и вызывающие возмущение, все равно воспринимаются как игра. Это все не по-настоящему. Но чувство защищенности исчезает при просьбе ввести e-mail. Казалось бы, мелочь, но она убирает анонимность, тест позволяет себе зайти на личную территорию. Все вопросы резко начинают казаться интимнее. Даже “Какое ваше любимое число от 32 до 39?”. Если задать остроумный или неординарный вопрос, возрастет любопытство зрителя, он не захочет закрывать вкладку. Юмор снимает напряжение. И рамки есть, и понятно, что от выбора едва ли что-то изменится, но ответить хочется. Вдруг потом станет понятно, почему именно эти числа. Еще один прием теста: смена позиции относительно зрителя. То он ведет себя так, словно вы заодно: “Если вдруг передумаете, то всегда можете нажать назад, а мы сделаем вид, что ничего не заметили…”. То вдруг станет высокомерным, резко перейдет на “ты”, обозначит собственное превосходство. Или вдруг позволит выбрать следующий вопрос, на который нужно ответить. То есть, допустит к власти, оставив при этом за собой высшую позицию — это ведь исключительно из благосклонности. 

В “A.I.Q. Test” Галычев не дает зрителю ни секунды действительной свободы, и, что ужасно, с этим очень быстро смиряешься. Ограничения раздражают, но не настолько, чтобы взбунтоваться и уйти, шутки и откровенные, чуть кокетливые разговоры настолько отвлекают от собственной беспомощности, что ее выявление очередным вопросом скорее удивляет.

Алиса Литвинова  студентка театроведческого факультета ГИТИСа, курс Анны Степановой.

Архив сюжетов

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма