04 Июль, 2021

На паузе

Мария Бекк

"DJ Чехов" по "Трем сестрам" Антона Чехова, реж. Эдуард Шахов, Хакасский театр русской драмы имени М.Ю. Лермонтова, Абакан

Трудно найти театр, со сцены которого бы еще ни разу не звучало пронзительное «В Москву! В Москву! В Москву!». Знаменитая пьеса Чехова «Три сестры» в Абакане была поставлена последний раз Семеном Верхградским в 1988 году. Годы не изменили смыслов, заложенных самим Чеховым в этом произведении, но изменили политическую и социальную повестку, через которую режиссеры смотрят на это произведение.
Главный режиссер Русского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова Эдуард Шахов поставил в Абакане спектакль, в котором громко заявил о бездействии и его последствиях. 

Название спектакля «DJ Чехов» – единственное, что здесь, как любят говорить, «не по Чехову». Режиссер перекладывает нетронутый текст автора на философский концепт времени. Понятия бесцельности, небытия в бытии и пауз становятся одной из главных тем этого спектакля. Паузы «звучат» в спектакле Эдуарда Шахова особенно часто, равно как и в пьесах Чехова. Они становятся средствами выразительного «невыражения» героев и действия, претендуют на особую значимость. Это достигается в первую очередь за счет декламации актером в образе самого Чехова ремарок «пауза», которые время от времени парализуют действие спектакля. Кроме того, режиссер внезапно останавливает действие спектакля сначала видеофрагментами с историческими хрониками, обращенными вспять, а затем и вовсе лекцией «О роли пауз в драматургии Чехова», в которой и зрителям, и актерам объясняется значение и функции этих многочисленных пауз.

Предлагаемые режиссером обстоятельства при этом намеренно вступают в идеологический и художественный конфликт с главной идеей «застоя» в спектакле. Действие перенесено в танцевальный клуб на тематическую дискотеку в стиле «Трех сестер». Таким образом режиссер создает оксюморонную связь между местом действия - дискотекой как местом энергетического выплеска, концентрации наадриналиненных тел, физического раскрепощения, и лишенным надежд духом чеховской пьесы. Такая внешняя форма как ни странно удачно раскрывает структуру чеховского текста. Живая энергетика и электронная музыка «бьется» о бесцельность существования героев, увеличивая дистанцию между мечтами героев и реальностью, то есть их гипотетическим будущим и настоящим, а жизнь героев оказывается поставленной на паузу.

Этого удается достичь и за счет сценографии, которая представляет собой возвышающиеся ряды кресел и больше напоминает все же не танцевальный зал, а театральный. Однако явное достоинство этих рядов в том, что они являются точной копией настоящего зрительного зала и все происходящее на сцене – ни что иное, как зеркало для собравшейся публики, а, как следствие, и для всего общества. Все действие спектакля актеры пребывают на креслах, между рядами, вокруг них, словно попав в лабиринт, и лишь иногда вырываются из него на авансцену.
Выписывая действующих лиц по порядку, Чехов в «Трех сестрах» отдает главные роли Андрею Прозорову и Наталье Ивановне. Именно эти два героя больше всех меняются относительно начала пьесы и ее финала. В спектакле эти изменения хорошо показывают артисты. Перевоплощение Натальи Ивановны из вульгарной во власть предержащую особыуточно передает Валентина Прокопенко. Ее главным средством в достижении своих целей является единственный доступный и знакомый – сексуальность. Пытаясь соблазнить Андрея, она делает первые шаги по утверждению собственной диктатуры в доме Прозоровых. К концу спектакля Наталья Ивановна меняет кружевной пеньюар на деловой однотонный брючный костюм. О былой вульгарности напоминает только безвкусно подобранная блестящая брошь с символикой флага – признаком принадлежности героини к власти.
В прошлом перспективный Андрей Прозоров исполнен Владимиром Гавриловым как герой, не обладающий теми возвышенными и интеллектуальными стремлениями, которые приписывают ему сестры. Его мечта абсолютно приземленная – обладать женщиной, от того все его дальнейшие стенания об упущенных возможностях выглядят как закономерный исход событий. И артист опускает своего персонажа на самое дно, делая его до презрения слабым, жалким и сдавшимся.

Особо выделяется исполнительница роли старшей сестры Ольги Ирина Баженова - от начала и до конца хорошо сделанная роль хранительницы очага. Ирина Баженова удивительным образом не дает себе волю, чтобы расслабиться даже в танце, выглядит собранной, сконцентрированной, словно ее героиню преследует гнетущее чувство опасности, не дающее ей возможность до конца наслаждаться праздником.

Слабым местом спектакля является его визуальное художественное воплощение. Костюмы героев не подчинены идее спектакля, а декорация, дополненная яркими настенными баннерами, не помогает созданию атмосферы танцевального клуба. Помимо этого, неотчетливо простроенные отношения между Машей (Кристина Злотникова) и Вершининым (Денис Энгель) не позволяют самим артистам развить линию и историю своих персонажей, а зрителей могут оставить в недоумении о наличии между ними любовных чувств.

Любое действие, поставленное на паузу, должно рано или поздно продолжиться. Но Эдуард Шахов идет в своем высказывании дальше – он поворачивает действие спектакля вспять: его герои начинают ходить спиной, говорить текст задом-наперед. Так, знаменитая фраза Чебутыкина «Та-ра-ра бумбия, сижу на тумбе я» становится «Я тумбе сижу на, бумбия ра-ра-та», а последний монолог Ольги и вовсе превращается во что-то непонятное: «Ьтанз ыб илсе, ьтанз ыб илеще, ястежак, и, онтсодар кат, олесев кат теарги акызуМ». Ломаная траектория артистов в последней сцене строго подчинена рисунку, простроенному хореографом Алиной Мустаевой.

Подобно тому, как к паузе, актуализирующей конец и последнюю реплику героя, стремится вся пьеса Чехова, так и к финальной сцене стремится все действие спектакля.

Фото Марины Педоренко

Мария Бекк - руководитель литературно-драматургической части Русского драматического театра имени М.Ю. Лермонтова (Абакан), выпускница театроведческого факультета Высшей школы деятелей сценического искусства "Школа Г.Г. Дадамяна".

Архив сюжетов

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма