03 Август, 2021

Чайка в черном ящике

Ирина Пекарская

Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма. 

Постановка "Чайка" по одноимённой пьесе А. П. Чехова Шерешевского  в Театре  им. Малыщицкого (Петербург)  из тех, которые кто-то назвал бы «современной». Когда на фестивале "Горячее сердце" в Кинешме в зал зашёл исполнитель роли Шамраева Андрей Балашов – здоровенный мужик в клетчатой рубашке – и стал откручивать защитный экран от батареи, не все зрители поняли, что происходит. Рядом прозвучало шёпотом: «Это так надо?» У некоторых зрителей наверняка в начале спектакля возникает смятение и противоречие из категории «Разве можно так с “нашим всем” Антон Палычем?». Здесь это чувство очень быстро проходит даже у тех, кто ждёт от постановки по пьесе, написанной в 1896 году, красоты, изящества, кружевных зонтиков, кружевных же перчаток выше локтя у дам и галантных кавалеров в котелках. Втягивает подлинность эмоций и существования артистов на сцене и иногда – в зале. Простота интонации, такая естественность дана не каждому – даже в жизни мы часто не равны себе и носим те или иные маски. Здесь случился поиск человека под привычной маской.

Форма спектакля определена как «концерт для фортепиано – одного небольшого и восьми маленьких». Концерт – это, как правило, полифоническое произведение, в котором соревнуются голоса инструментов, время от времени сходясь в одной песне. Полифония, многоголосица, равноправие голосов – разве не про Чехова? Вполне. 

Художник – Надежда Лопардина. Лёгкая небрежность, визуальная незамкнутость при наличии единой эстетической концепции спектакля, небрежном изяществе многослойных сизо-голубых нарядов из хлопка или льна с необработанным краем (изготовление костюмов – Екатерина Балдина). Сохраняется ощущение, что исполнители – одно целое со зрительным залом, события, которые они проживают, – история, размыкающаяся в зал, тем более, что артисты время от времени там оказываются: так, Костя, например, на свой спектакль смотрит из первого ряда и реагирует на происходящее как все остальные зрители. Декораций почти нет: пианино обычное, восемь маленьких игрушечных (все работает, на них играют), в роли озера – цинковый тазик-ванночка, стулья. По краю сцены – фарфоровые фигурки – олени, куропатки, собачки, барышни дымковские, символы уюта в любом мещанском доме. Чёрная ширма-ящик, из которой вещает Нина. 

Нина в исполнении Юлии Шишовой – узнаваемый типаж современной молодой девушки, взрослой и инфантильной одновременно. Она с интересом относится к жизни и в то же время с предустановленным представлением о ней. У неё есть свои ответы, и она не воспринимает отличное от её стереотипов восприятие мира – её мышление достаточно шаблонно, её интерес к Косте, к Тригорину завязан, скорее, не на любви, а на увлечении людьми творчества, на тяге к славе. Или, что свойственно многим молодым женщинам, при отсутствии реального выбора она встречается с тем, кто видится наиболее подходящим объектом, и ей даже может казаться, что она влюблена, но эта симпатия не выдерживает испытания при встрече с чуть более занятным персонажем. Нина предаёт Костю даже на уровне принятия его текстов, объявляя его текст скучным, едва он отлучился. Хотя после представления вместе радовались достигнутому результату, который здесь, похоже, был запланирован как игра на выбывание, эдакая сценка-рондо а-ля «Как Гаррис поёт комические куплеты» - все зрители попарно уходят, остаётся только спящий Сорин. Но как они уходят, на что реагируют – все это показывает систему отношений между «инструментами» в этом «концерте». Взгляд Маши (Дарья Змерзлая) вслед уходящему Косте – это целый спектакль: в громадных глазах актрисы видна жизнь души.

Костя ощущает предательство, интуитивно определяет истинное отношение по, кажется, небольшим проступкам. Сколько лет Константину Треплеву? 25-27. Пётр Шерешевский изменил возраст героя – здесь ему 30. И это логично: уровень социальной зрелости в конце XIX и в начале XXI века разный и современники Чехова, возможно, воспринимали Треплева не такой уж жертвой равнодушной матери. Происходит снижение градуса романтичности образа и у зрителя некий кризис - приходится бороться с навязанной амбивалентностью: тридцатилетнего жалеть уже не так легко, как того, кому несколько за 20, даже если он ищет себя на такой непростой дорожке, как литература. С другой стороны, Треплев Александра Худякова – симпатичный интересный молодой человек, ведёт себя провокационно и при этом сомневается в себе; недолюбленность, одиночество, нереализованность, уязвлённое честолюбие – по сути, портрет очень и очень многих. Его самоопределение неудачника, иждивенеца звучит выпукло, реально, не как истерика экзальтированного юноши, а как осознание факта. При этом Треплев в постановке занимает более важное место, чем это нередко бывает. Ему важна любовь матери, которой он не нужен, его счастье и несчастье зависит от отношения к нему Нины, он сам страдает от своих амбиций, никак не ведущих к достижениям, а только к головной боли (в виде гвоздя в голове, как в спектакле). Сильнейшая сцена в спектакле, когда он приносит чайку – в чёрном ящике, перевязанном лентой. Птицу зрителям не показывают, но Костя говорит о предательстве и мажет лицо кровью из ящика – боль, рана, драма сконцентрированы именно здесь, в танце Нины и Кости, испачканного кровью. Он ранен, как Офелия в постановке Юрия Бутусова в Театре им. Ленсовета – словами, отношением. О боли поёт затем Косте и мать – в песенке «Осенью в дождливый серый день проскакал над городом олень» из к/ф «Ох уж эта Настя» «концерт для фортепиано» входит в стадию, когда две темы, главная и побочная, сливаются в одну – тему ревности, потери любимого. Мать и сын поют дуэтом, ощутима их боль, но отношение разное – Костя внутренне уже потерял, а мать готова бороться.

«Чайка» препарирует жизнь людей творчества, сталкиваются два писателя – уже поймавший удачу и ещё не встречавшийся с ней, один нашёл свою «струну», а другой – в поиске, хотя разделяет их всего 10-12 лет. Тригорину тоже немного «накинули» возраст.

Интересное и яркое раскрытие драмы Тригорина (Виталий Коваленко) – утрата счастья и романтики от необходимости и вынужденной одержимости процессом творчества. Творчество для «профессионального писателя» подобно заготовке солений: артист выходит с вилком капусты как Гамлет с черепом Йорика, и далее за деромантизирующим рассказом Нине об особенностях писательского труда мастерски шинкует и солит один кочан за другим, порой так яростно, что тонкая капустная соломка разлетается фонтаном на полсцены, распространяя свежий овощной запах далеко в зал (во втором действии Треплев приступает к нарезке своего «салата», но менее виртуозно и уверенно). Не моргнув глазом Тригорин от сетований на тяготы жизни, от «высокого» переходит к иной плоскости – деловито и педантично приступает к сближению с Ниной. В подтверждение жалоб о писательской кабале, в процессе ласк забывает о девушке, так как в голове щёлкнул новый сюжет. Насколько искренни были его жалостливые песни под фейерверк из капустной соломки – вопрос, высокое и низкое, творчество, ставшее бытовухой, романтика в равенстве с пошлостью, драма, ставшая наживкой для «рыбки», – сложный, ёмкий психологический портрет человека. Возможно, Тригорин предельно честен, говоря, что ничего не делал бы, только рыбу бы ловил. Интересный, психологичный, объёмный портрет – не случайно исполнитель роли Виталий Коваленко получил на фестивале «Горячее сердце» приз за лучшую мужскую роль.

Для описания Аркадиной в исполнении Кати Ионас не хватает слов. Элегантная красивая женственная дама, слегка капризная, с демонстративным поведением, местами её капризы выглядят логичными и осознанными – когда она отказывает в денежной помощи тридцатилетнему сыну, например. Здесь у зрителя непростая работа – понять, что же держит Костю в статусе иждивенца, что у них за отношения. Её отстранённость и невключённость в дела сына становятся очевидны сразу, ещё перед выступлением Заречной. И, в принципе, слова Кости о том, что она не терпит, когда блистает кто-то, кроме неё, уже лишние и не совсем точные. Она для себя определила, что её сын бездарность, её раздражает, что её вынуждают подыгрывать ему. Аркадина и не думает вникать в то, что он хочет показать, не хочет даже попробовать погрузиться в ту медитацию, в которую Костя втягивает всех домочадцев – она вертится, болтает, чувствует себя не в своей тарелке. Самое интересное в Аркадиной Кати Ионас – постоянное противоречие между интонацией и эмоциями, её подлинное нежелание во всём участвовать, тихое отчаяние от необходимости что-то говорить и за что-то бороться там, где ей бороться неинтересно. Всё же дама приехала отдыхать. Особенно остро её раздвоение чувствуется в сцене, когда Тригорин просит отпустить его – она говорит слова, нужные, те, которые должны сработать, спокойно и фальшиво, а в это время в глазах – страх, темперамент идущий вразрез с голосом и словами уверенной в себе «мамочки». И у Аркадиной, и у Кости один страх – страх перед временем, но если Костю пугает, что время бежит, а он ещё ничего не достиг и жизнь не кажется наполненной каким-либо серьёзным смыслом, то она боится потерять то, что имеет. И каждый боится сделать шаг в своё будущее. 

Форма концерта позволила каждому персонажу высказаться, сыграть своё соло. Даже Медведенко в костюме медведя своим безмолвным существованием служит камертоном атмосферы. Чеховский текст изменён не сильно, что-то сокращено, есть небольшие вставки. Самое главное – актёрское мастерство, новая интонация, отличная от привычных театральных диалогов, специфическое музыкальное и шумовое ритмическое оформление позволили услышать неоднократно прочитанную «Чайку» как совершенно новый текст, открыть многие моменты заново. Не случайно постановка увезла с «Горячего сердца» гран-при фестиваля – эмоции и размышления спектакль в постановке Петра Шерешевского вызвал у всех.

Фото: Александра Коптяева

Ирина Пекарская - театральный критик, член СТД РФ.

Архив сюжетов

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма