01 Декабрь, 2021

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова

«Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

«…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков... <…> Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок…» (Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита)

Начинается мурманская «Женитьба» романтическим Гоголем — фантасмагорическое пространство внутреннего мира героя: врубелевский «Демон сидящий» на проекции в глубине сцены, голубой свет, мутные зеркала, призрак матери, голоса, надежды, страхи. Введённый в пьесу режиссёром персонаж — мать Подколесина (Галина Серёгина), толкающая его на женитьбу, прямо надиктовывающая сыночку фразы, которые тот в точности повторяет, — помогает раскрыть характер героя и конфликт всей пьесы. Покойная матушка воплощает как общественное мнение, так и внутренние установки Подколесина, аргументирует его пугливость, неспособность к самостоятельному действию. Степан, слуга Подколесина (Артём Пономарёв) – внутренний ребёнок героя, испуганный, забитый, боящийся женитьбы, всех необходимых формальностей подготовки, как будто только и мечтающий сбежать из этого дома, от этого мира (что Подколесин в финале и делает).

В самом Подколесине (Александр Покатнёв) есть что-то от романтического героя, только уже изжитого, редуцированного, серенького, утратившего величие мятежного демонского духа. Мечты, мечты о лучшей жизни, внутренняя пустота и запуганность, возлежание на диване, туман в голове — неслучайно герой становится объектом пристального интереса и «обработки» со стороны ведьмы-Фёклы (Ирина Рыдзелева) и басаврюка-Кочкарёва (Владимир Равданович).

Сочный Гоголь-сатирик-хулиган раскрывается во второй части, сватовстве. «Демон сидящий» сменяется на пышную и бесстыдную «Красавицу» Кустодиева. И провинциальная, мещанская, кричащая, брызжет на нас со сцены Русь «кондовая, избяная, толстозадая» (Александр Блок. Двенадцать). Тут раскрывается Гоголь-реалист с его любовью к деталям, вещественности: пёстренькие обои, картиночки, комодики, меблированные комнатки, аляповатые костюмы героев. Зеркала из «порталов в мир иной» превращаются в необходимый элемент рисовки и самопредставления героев. Несуразная, грубоватая, «кровь с молоком» невеста (Юлия Гусарова) и её тетка (Наталья Волкова) — выглядят пародией на современных деревенско-провинциальных тетушек-девиц или героинь всем известных телепередач. Посетители-женихи, один другого краше — излюбленные гоголевские люди-маски, люди-животные. Ярко, искромётно, необычно и очень смешно, через гротесковую характерность и детали решены Яичница (Андрей Шпеко), Анучкин (Александр Водопьянов), Жевакин (Алексей Кинк). Слуга Подколесина Степан превращается в горничную немку, устраивающуюся работать в дом к Агафье. Этих двух персонажей неслучайно играет один актёр (Артём Пономарёв): оба выражают светлую, живую частичку души героя, оба — единственные «незапятнанные» персонажи в этой истории. Немка — немой свидетель, немая жертва насмешек. Она «не из этого мира», но ни сказать, ни возразить на оскорбления, ни повлиять на ход истории она не может. Она, подобно резонёру, лишь оттеняет комичность и алогизм происходящего.

Сам Николай Васильевич зримо присутствует во время действия спектакля, строго смотря с портрета в глубине сцены: следя за артистами, за зрителями, за нами всеми. И в памяти всплывают слова Воланда: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было <…> в общем, напоминают прежних…»

В спектакле много от художественного мира второго великого мистика-насмешника (Гоголя, заброшенного в модернизм) — Булгакова. Так провинциальный городок, где происходит действие, напоминает булгаковскую Москву «Мастера и Маргариты», а сваха Фёкла и Кочкарёв — натуральные члены свиты Воланда: Гелла и клетчатый Коровьев. Они увлечены лишь своей демонической вендеттой: вычисляют слабости, пороки и потом играют, как кошка с мышкой, водят за нос недалёких обывателей. Восхищает сильное, энергетически заряженное существование Владимира Равдоновича и Ирины Рыдзелевой, создавших настоящих героев «не от мира сего»: обаятельных, властных и устрашающих. Когда они начинают играть с залом (реминисценция сеанса в варьете), то зрителю кажется, что если бы он был на месте героев, то тоже непременно и добровольно попался бы в эти заманчивые объятия дьявола.

Истории, судьбы людей-зверушек, людей-масок (а по сути всех нас с вами) — всего лишь игра, шахматная партия, разыгранная нечистой силой, которая покинула ад и теперь играет на земле, с людьми: потому что ад — здесь, потому что, когда такая сладкая, такая жирная нажива порока — ну как не играть? Только вот зачем именно на стороне Подколесина играет Кочкарёв-Басаврюк-Коровьев; почему его предпочитают остальным «грешникам»? Может быть потому, что, как сказал Понтий Пилат: «Трусость – это самый страшный порок». Невнятный, безликий везунчик Подколесин, вынесенный наверх своим умением угождать и «не быть», — в гоголевском понимании и есть герой-чёрт, точнее — лучшее для него пристанище. Впрямую, дерзко и точно реализуется одна из основных гоголевских метафор: огромное зеркало-трюмо на пустой сцене развёрнуто на зал, а потом в этом зеркале появляется он, герой – наш коллективный портрет.

Неожиданным, поистине фантастическим оказывается финал, огромным и страшным немым вопросом повисающий над залом. Композиция закольцовывается: эмоционально третья часть возвращает нас обратно в романтизм (внутренний мир героя) с голубым светом, зеркалами, призраками. Идею сбежать из-под венца Подколесину нашёптывает всё та же покойная матушка, выходящая из зеркала и за собой, в зеркало сына уводящая, — в иной мир, в смерть. Герой умирает не только в общественном мнении, но по-настоящему. И в таком уходе как будто мерещится спасение, возрождение… Последний побег героя кажется не слабостью, но, напротив, единственным смелым, самостоятельным и разумным поступком. «Ад», все «черти» здесь, на земле, и там, за смертью уже хуже не будет. Герой как бы очищает и этот мир от себя (чёрта) и себя от этого (чертовского) мира. И с уходом Подколесина уходит из купеческого дома немецкая служанка, немым укором обвиняя общество в гибели героя.

Екатерина Ченчикова окончила факультет филологии и истории, кафедра зарубежной германской филологии (компаративистика) РГГУ и там же магистратуру по направлению: современные зрелищные искусства (театральная и кинокритика). Учится в ГИТИСе на факультете эстрады (актёр театра и кино).

Архив сюжетов

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма