19 Декабрь, 2021

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле

«Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

Не космос, а воображение – последний предел. Потому что мир без границ и одновременно с самыми жесткими ограничениями из всех возможных – у нас в головах. В спектакле «Дания тюрьма» Петра Шерешевского по пьесе Аси Волошиной в Камерном театре Малыщицкого происходит изучение химии творчества: как слова обретают объем и становятся образом, как автор впускает образ в свою жизнь и разрешает ему остаться, как, в конечном итоге, не только автор влияет на созданное, но и созданное – на автора. Жанр заявлен как «театр на бумаге». Ключом, существующим в пьесе («мы – голоса одного персонажа»), открывается шкатулка-комната, где хранятся переживания разного опыта: социального, поколенческого, чувственного, сексуального. 

Все, что видит зритель, происходит «в голове» девушки Ани: вокруг не тюрьма, а комната, где героиня живет приблизительно «как все»: готовит ужин и завтрак, пьет кофе, смотрит популярный сериал, листает книгу, собирается на свидание. В перерывах – подходит к клавиатуре, фиксируя прожитое, или выдуманное, или – фиксируя прожитое в выдуманном. Короткий грустный событийный ряд максимально отсечен от реальности отсылками и ремарками, но все-таки окончательно от нее не оторван. Аня приехала навестить своего отца, который сидит в тюрьме. В то же самое время Митю, который отбывает срок за наркотики, приезжает навестить мать. Аня и Митя встречаются в тюремной гостинице – «под деревом, где ждали Годо, что бы это ни значило». Аня пишет пьесу про девушку, которая приехала навестить отца в тюрьме… Было ли в реальности, то, о чем Аня пишет? Возможно. Как это было в реальности? Мы никогда не узнаем, потому что единственная доступная реальность – мир, который героиня заново создает в своем творчестве. Оно становится возможностью изжить самые сложные травмы. 

«На голос» героини приходит герой, и первое время он символически держит в руках книгу, в которой всерьез интересующийся театром зритель опознает «Постдраматический театр» Ханса Тис-Лемана. Мити не существует, он создан из слов, из воображения, из необходимости Ани создать сейчас вот такого собеседника. Оттого герой Александра Худякова кажется «нездешним»: ему предстоит получить биографию и характер, он будет искренним, внимательным, ранимым, но легкая сюрреалистичная ненастоящесть останется при нем. Митя – эхо. Аня Полины Диндиенко, напротив, предельно «земная», естественная. В ее эмоциональной сдержанности, но вместе с тем желании все проговаривать, в эпизодах нежности наравне с эпизодами рациональности на грани цинизма, в рутинности ее быта точно замечены черты поколения плюс-минус тридцать.

Тот, кто хоть раз до этого бывал в КТМ, на «Дании тюрьме» как минимум теряется. Потому что – а где всё? На месте сценического пространства выстроена квартира: не обозначена декорациями, а тщательно воспроизведена художницей Надеждой Лопардиной. Рука сама собой потихоньку тянется к обоям, проверить: настоящие? Настоящие. Публика постепенно заполняет комнату, рассаживается у стен – кто где, оказываясь между столом и шкафом, спальней и кухней. Существование зрителя в пространстве квартиры приравнивает его к еще одному голосу в голове героини. Невидимый наблюдатель, несуществующий еще пока читатель текста. Зритель на бумаге.
Парадокс, но метафизическая история о творчестве сценографически реализуется через дотошно воссозданный быт. Причем такой, в котором волей-неволей узнаешь что-то своё, как будто это из твоей квартиры стащили. Или из бабушкиной – деревянный шкаф с потертостями, например. Монитор, который стоял на твоем столе в 2010-ом, еще квадратный, не Full HD. Пластиковый динозавр, мохнатый плед, надувная кровать, которая заменяла тебе нормальную в первую неделю после переезда. Найдется деталь, которая сделает квартиру немного твоей.

И это важно, потому что это мы – такие свободные и такие скованные персональными тюрьмами-Даниями, построенными непонятно из чего. Комплексы, обиды, страхи, чужие представления о том, что правильно и нет. Аня выговаривает в длинных монологах свою жизнь: вероятность найти совпадения с собственной жизнью снова зашкаливает. «Дания тюрьма» – повод заглянуть в свой личный Эльсинор, разложить там по полочкам йориковы черепа, рассадить по углам раздосадованных принцев. Последовательное течение действия дважды разбивается короткими интермедиями: Митя и Аня описывают момент, когда он или она «был/была не в тюрьме». Маленькие истории об абсолютной свободе провоцируют отыскать аналогичную точку в персональном опыте. Хорошая бы вышла игра «на откровенность»: сидеть в кругу, при свечах и за вином рассказывать друг другу, когда ты был «не в тюрьме». 

Петр Шерешевский оживляет текст не разыгрыванием впрямую, а «сочинением в процессе», и акценты сочиненного мира порой отличаются от реального. Особенно это заметно на примере чувственных сцен: после разговоров о близости и единстве, которые кажутся такими важными, случается секс – предельно бытовой, нелепый, неловкий, как и вся ситуация, в которой он происходит. Но гораздо интимнее и разговоров, и самого секса оказывается момент осторожных объятий перед расставанием. Вдруг обнаруживаются тонкие и хрупкие материи, нежность, совершенно независимая ни от реальной, ни от метафизической тюрьмы. Таков мир в глазах сочиняющего. 

Одновременно с исследованием процесса творчества, спектакль говорит о границах разного уровня. Прямых: тюрьма как место заключения, пусть здесь и не играют про тюрьму буквально. Семейных границах, в которых ты рос и формировался, оттуда невозможно просто так взять и безболезненно выйти. Границах, которыми наделяют тебя неизбежные жизненные травмы. Личных границах, которые волей-неволей выставляешь. О границах наоборот: в тот момент, когда герои решают заняться любовью, их основное препятствие – отсутствие двери в комнате гостиничной тюрьмы, приходится наспех прилаживать занавеску. Впрочем, понятие границ так или иначе применимо к творчеству тоже: кажется, что их нет, но рано или поздно упираешься лбом в неподатливую фразу, невыразимую мысль. Тогда приходится ставить точку и уходить. 

Аня оставляет Митю – своего героя, собеседника и друга, выходя за двери комнаты-Дании-тюрьмы, и иначе быть не могло. Его задача выполнена, он воплощен в реальность до тех пределов, до которых это было возможно. А близость и нежность – что же, своего героя грешно не любить. Логика творчества требует ставить точку, придерживаться магических «трех вечеров». Из-под дерева, где ждали Годо, наконец-то кто-то ушел.

Фото: Александра Коптяева

Ирина Винтерле окончила аспирантуру филологического факультета Нижегородского университета (2013). Пишет о театре в формате блога, публиковалась в нижегородских изданиях.

Архив сюжетов

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма

19 июля 2021 г.

Между шин

Горка" Алексея Житковского, реж. Павел Макаров, Приморский театр молодежи, Владивосток

За последние два года Приморский театр молодёжи заметно обновил свой репертуар. В ряду новых постановок оказалась и «Горка» по одноимённой пьесе Алексея Житковского. Премьера состоялась ещё осенью 2019 года, но спектакль до сих пор вызывает бурную и неоднозначную реакцию. Пьеса новая, ещё не успела заручиться автоматическим и беспрекословным авторитетом. К тому же режиссура Павла Макарова оказалось непривычной для многих зрителей.

12 июля 2021 г.

Дочь артели

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Жизель Ботаническая» по рассказу Эдуарда Кочергина и монологу Екатерины Тимофеевой, реж. Дмитрий Егоров, Стерлитамакский русский драматический театр, Башкортостан

4 июля 2021 г.

На паузе

Мария Бекк пишет о спектакле "DJ Чехов" по "Трем сестрам" Антона Чехова, реж. Эдуард Шахов, Хакасский театр русской драмы имени М.Ю. Лермонтова, Абакан

24 июня 2021 г.

Король и королёк

Лара Бессмертная пишет актерский портрет: Евгений Карпов и Сергей Уманов в роли Лира в спектакле «Король Лир» по пьесе Уильяма Шекспира, реж. Лев Эренбург, Небольшой драматический театр, Санкт-Петербург

20 июня 2021 г.

Тоска по утраченному

Екатерина Кузьмина пишет о спектакле «Рассказы Константина Треплева» по мотивам пьесы Антона Чехова «Чайка», реж. Гульнара Галавинская, Московский драматический театр на Перовской.

11 июня 2021 г.

Поглощенная степью

В нашем блоге для молодых театральных критиков  новая публикация. Розалия Махмутова пишет о спектакле «Амеля» Николая Крашенинникова, Башкирский национальный театр драмы имени Мажита Гафури, художественный руководитель проекта — Айрат Абушахманов, хореограф Алина Мустаева