24 Январь, 2022

Убить Илла

Полина Зонова

«Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

«Невероятно важно упоминание Дюрренматта в начале, что играть это нужно весело, с душой, с добродушием. Что это не на серьезных щах все должно быть» (из лекции какого-то студент.

«Визит старой дамы» – самая известная и самая востребованная пьеса швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта. Трагикомедия, сюжету которой позавидовали бы мастера саспенса, полностью подтверждает характеристику, которую автор сам давал себе: «самый мрачный комедиограф из всех существующих».

В захолустный город Гюллен («навоз» по-немецки), вымирающий от нищеты, приезжает его «достойнейшая дочь», миллиардерша Клара Цаханассьян. Предприимчивые жители готовы употребить все силы на то, чтобы она спонсировала возрождение города, но у владелицы «железных дорог Запада и всех притонов Гонконга» свой жестокий расчет. Она приехала вершить суд. Сорок пять лет назад любовник Альфред Илл предал ее, она была вынуждена бежать из города и заниматься проституцией, и теперь эпатажная дама, которая привезла с собой гроб, хочет восстановить справедливость, точнее купить её. Она даст городу миллиард, если горожане убьют Альфреда.


Композиция и конфликт пьесы напрямую отсылает нас к первым в истории театральным жанрам – античным. Устремленность сюжета навстречу катастрофе, кровожадность и идея рока как механизма справедливости – черты античной драмы, как «телесность» и гротеск – черты античной комедии. Дюрренматт, назвавший древнегреческих авторов своими учителями, сознательно подражает античности, оговаривая тем самым форму, задуманную для воплощения пьесы: площадной, народный театр, карнавально-ритуальное шествие.

«Визит старой дамы» на сцене Русского драматического театра Удмуртии – бенефис Ольги Слободчиковой - поставил петербургский режиссер, неоднократный номинант премии «Золотая Маска» и обладатель «Золотого софита» Петр Шерешевский. «Визит» - это синтетический спектакль, существующий на стыке музыкального и драматического театра. Форма панк-кабаре в двенадцати эпизодах позволила режиссеру максимально отстраниться от быта на сцене и тем самым перевести акцент на идею спектакля: опасную гибкость общественного мнения. Это спектакль не о провинции и потерянных надеждах, а о сделке с совестью, природе конформизма и о том, что лишает человека права называться человеком.

Особое внимание в спектакле уделено музыке и актерскому ансамблю. Все как в турне звезд мировой величины. «Команда», музыканты, «бэк-вокал» из горожан - это части единого механизма, в котором один технический сбой может повлиять на ход спектакля. Композитор спектакля Ник Тихонов написал для «Визита» пятнадцать композиций в разных музыкальных жанрах от сиротских песен до элегантного блюза и хардкора. Поют актёры текст Дюрренматта, переложенный на музыку и почти не видоизмененный.

Пространство, созданное на сцене художниками Александром Моховым и Марией Луккой, состоит из двух уровней: внизу – солисты кабаре, главные герои, музыканты, игрушечный Гюллен в миниатюре, на балконе – хор горожан в безликих серых пиджаках.

Клара Цаханассьян Ольги Слободчиковой одета как рок-звезда и настоящая дива: настал тот день, когда петь, говорить и заказывать музыку в «гюлленском кабаре» будет она. Ей можно все: и розовый парик, и золото и скелет барса и экстремальный вокал. Можно быть парадоксальной, жесткой, земной, можно не стесняться в выражениях, можно одеться на казнь бывшего любовника в безупречное черное платье с разрезом, можно менять мужей как перчатки.

Уснувший по случаю ее приезда разум горожан рождает чудовищ: в небытовом Гюллене, в котором мозг застит жажда наживы, вместе с людьми проживают хтонический рыбоголовый священник и человек-фуражка, а с приездом Клары в немецкой глубинке возникают еще и инопланетяне-скопцы и говорящий безликий портрет бургомистра на фоне российского флага. Единственным нормальным человеком в городе кажется никто иной, как Альфред Илл, весь спектакль находящийся в четырех прозрачных стенах. Амбивалентность пластиковой «камеры» состоит в том, что она защищает Илла от окружающих, но в то же время нам ясно, что это камера приговоренного к смерти.

Юрий Малашин в роли Альфреда Илла поставлен режиссером Петром Шерешевским в сложные условия актерского существования. Он работает, не взаимодействуя с партнерами по сцене напрямую. Посредником в этом общении является видеокамера, изображение с которой (лицо крупным планом) транслируется на задник. Зритель видит все метаморфозы, которые происходят с героем, только через его мимику и голос – сложность этой актерской работы сложно переоценить. Не так страшны изменения, происходящие с жителями города, как страшно показанное крупным планом восприятие Иллом каждого нового эпизода из двенадцати.

Нагловатый самоуверенный циник, он через недоумение, отрицание, страх и ужас приходит к стоицизму в своем прощальном монологе. Создается впечатление, что Альфред прожил свою жизнь не за шестьдесят с лишним лет, а за несколько дней от обвинения до приговора, все остальное время он просто существовал.

Размышление о природе конформизма, о сделке с совестью, которая в конечном итоге лишает человека права называться человеком, вырываясь за пределы сценического Гюллена, переходит в «Гюллен-здесь-и-сейчас» - зрительный зал. «Пятьсот миллионов городу и пятьсот миллионов разделить между всеми сидящими в этом зале. Нужно только восстановить справедливость. Убить Альфреда Илла», – говорит Клара.
В зале повисает пауза, сердечный ритм публики учащается от неожиданного поворота событий. «А я способен убить за миллиард?», – спрашивают себя люди, сидящие в зале. Нет, «лучше быть нищим, чем палачом» – зритель внутренне присоединяется к горожанам в своем возмущении.Шерешевский намеренно так жестоко заигрывает с залом. При очевидном отстранении материала он исследует не жителей Гюллена, а нас.

Разумеется, герои Дюрренматта хором отказываются от абсурдной затеи. Убить человека в просвещенной Европе? Невозможно. Причем против убийства единогласно выступают все: и говорящий портрет, и человек-фуражка, и священник с рыбой вместо головы, но зерно сомнения быстро пустило корни в человеческих душах.

Каждый по отдельности они начинают сомневаться, и, отрицая свою способность хотя бы косвенно быть причастным, они идут к Иллу и берут продукты в его почти разорившейся лавочке в долг, втайне надеясь, что кто-то все же возьмет на себя ответственность и убьет его.

Меняется город, горожане, их риторика. Клара, вынесшая городу кровожадное предложение, становится «доброй Клэрхен», которая «по милости его (Альфреда – П.З.) настрадалась», а Илл – преступником, убить которого теперь гражданский долг жителей Гюллена. Ведь те уже живут «в долг», покупая машины и строя новые дома.

Финальный монолог Альфреда, который лишился поддержки и осознал, что происходящее - это не жестокий розыгрыш, и его скоро казнят – монолог стоика: «Мир прекрасен, жизнь надо любить». Колесо античного рока почти завершает свой оборот.
Современный зритель, воспитанный спецэффектами, воспринимает убийство в спектакле иронически. Все мы знаем, что пистолетный выстрел это – «подзвучка», герой уходит со сцены, когда дают затемнение. Это традиция, мы так привыкли, это отдельный предмет комического, потому что «и еще неоднократно выйдет зайчик погулять».

Сцена исполнения приговора в «Визите старой дамы» - другая. Это леденящая кровь, по-настоящему жуткая сцена. В камеру к Иллу, после оглашения приговора, заходит человек:

- В зале нет посторонних?
- Ни души.

Человек берет пистолет, просит приговоренного сесть спиной к зрителям и малодушно стреляет ему в затылок. По прозрачной стене течет кровь. Человек переводит камеру, снимающую Илла на зрителей. В зале видят себя, хлопают, зрительницы начинают улыбаться и поправлять прически.

На сцене, как язычники, заканчивающие жертвоприношение танцами и песнями, жители Гюллена, получая миллиард, затягивают песню с припевом «О, миллиард, о, миллиард!» Она похожа на музыку, которую поют баптисты. Зрители хлопают, кто-то подпевает простому мотиву. Потом начинают хлопать меньше – потому что, сложив в голове два плюс два, понимают, что аплодировать происходящему – странно и страшно.

«Убитый» на сцене все еще находится на своем месте. Актёр выходит на общий поклон, только когда партнёры полностью загораживают собой прозрачную «комнату». Сделка с совестью у жителей Гюллена провалилась. А у зрителей?

Полина Зонова окончила филологический факультет Нижегородского университета в 2014 году, ведет блог о театре, публикуется в городских изданиях. Участник проекта MaskBook- 2020, оказывала информационную поддержку Нижегородскому театральному фестивалю имени Горького.

Архив сюжетов

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма

19 июля 2021 г.

Между шин

Горка" Алексея Житковского, реж. Павел Макаров, Приморский театр молодежи, Владивосток

За последние два года Приморский театр молодёжи заметно обновил свой репертуар. В ряду новых постановок оказалась и «Горка» по одноимённой пьесе Алексея Житковского. Премьера состоялась ещё осенью 2019 года, но спектакль до сих пор вызывает бурную и неоднозначную реакцию. Пьеса новая, ещё не успела заручиться автоматическим и беспрекословным авторитетом. К тому же режиссура Павла Макарова оказалось непривычной для многих зрителей.

12 июля 2021 г.

Дочь артели

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Жизель Ботаническая» по рассказу Эдуарда Кочергина и монологу Екатерины Тимофеевой, реж. Дмитрий Егоров, Стерлитамакский русский драматический театр, Башкортостан

4 июля 2021 г.

На паузе

Мария Бекк пишет о спектакле "DJ Чехов" по "Трем сестрам" Антона Чехова, реж. Эдуард Шахов, Хакасский театр русской драмы имени М.Ю. Лермонтова, Абакан

24 июня 2021 г.

Король и королёк

Лара Бессмертная пишет актерский портрет: Евгений Карпов и Сергей Уманов в роли Лира в спектакле «Король Лир» по пьесе Уильяма Шекспира, реж. Лев Эренбург, Небольшой драматический театр, Санкт-Петербург

20 июня 2021 г.

Тоска по утраченному

Екатерина Кузьмина пишет о спектакле «Рассказы Константина Треплева» по мотивам пьесы Антона Чехова «Чайка», реж. Гульнара Галавинская, Московский драматический театр на Перовской.

11 июня 2021 г.

Поглощенная степью

В нашем блоге для молодых театральных критиков  новая публикация. Розалия Махмутова пишет о спектакле «Амеля» Николая Крашенинникова, Башкирский национальный театр драмы имени Мажита Гафури, художественный руководитель проекта — Айрат Абушахманов, хореограф Алина Мустаева