24 Февраль, 2022

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова

«Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

Театр «Les Partisans» задумал и осуществил ни много ни мало космическую трилогию. В 2021 году режиссер и руководитель театра Павел Зорин поставил три спектакля по пьесам современных драматургов: «Инкогнито, межгалактический бар-караоке» Валерия Шергина, «Дыры» Лидии Головановой и «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина. Несмотря на то, что пьесы, конечно, разные и о разном, нечто общее – в виде «космоса как предчувствия» и космоса как повода поговорить о земных бедах и болях – ощущается в каждой.

Спектакль «Заходит андроид в бар» – это первая постановка пьесы молодого драматурга из Воронежа Данилы Чекрыгина, попавшая в 2021 году в шорт-лист фестиваля «Любимовка». Пьеса написана в жанре научной фантастики, и подкованный зритель легко вычленит из текста прямые и завуалированные отсылки к книгам Айзека Азимова, Филиппа Дика, Пола Андерсена, Рэя Бредбери и других известных фантастов, а также к компьютерным играм того же жанра. Ловить ироничную интертекстуальность и многочисленные «пасхалки» – часть остроумной авторской игры с читателем.

Главная героиня Эллен (Инге Зорина) – колонизатор Марса; она, не выдержав космического одиночества, приобретает у компании «Новая жизнь» друга и соратника – андроида Рори (Денис Назаров). Помогает ей в этом голосовой помощник будущего – искусственный интеллект по имени Кэролайн. Она появляется на экране в виде светящейся голограммы, и в разных режимах общения (дружелюбном или токсичном – что выберет человек) рассказывает обо всех хитростях работы андроидов.
Рори и Эллен сразу находят общий язык, и зритель наблюдает за их трогательным общением и быстрым сближением, возникающим как ответ на холодность чужой планеты: чем враждебнее реальность, тем сильнее потребность в любви и человечности. Рори не подозревает, что он андроид, но истина открывается, когда спустя три года его программное обеспечение устаревает и он приходит в негодность. Эллен вынуждена купить нового андроида последней модели – Эндрю (Тимофей Смагин), но она продолжает любить вечно зависающего и все роняющего Рори.

Композитор постановки Эмиль Усманов создал звуковое пространство, погружающее в атмосферу космической заброшенности. Настойчиво повторяющийся электронный лейтмотив создает танцевальный ритм – идеальный для ломаной пластики человека-робота. Исполнитель роли Рори Денис Назаров отлично воплощает эту пластику в танцевальных фрагментах, где его персонаж пытается управлять непослушным искаженным телом.

Легкость и юмор пьесы создатели спектакля бережно перенесли на сцену. Остроумные находки драматурга удачно воплощены в игре актеров. К примеру, постоянно включающаяся в голове знакомая всем реклама казино. Как навязчивый шум она внезапно прерывает диалоги, заставляя героев прикладывать пальцы к виску, будто от головной боли.

Художники спектакля, создатели медиа и световой инсталляции, Андрей Рылов и Максим Мезенцев, в границах небольшого сценического пространства придумали лаконичный образ космического корабля. Здесь камерность и постоянное стремление героев создать подобие уюта (распечатать на принтере скатерть, свечи, торт) соединяется с холодным слепящим светом неоновых ламп, тонкими вертикальными полосками, расчерчивающими пространство. Коридор из ламп уводит в глубину, где расположены разные отсеки корабля: душевая, спальня, техническая комната. На переднем плане – обеденный стол и два закрытых отсека: с одной стороны – принтер, распечатывающий еду, вещи и роботов, с другой – отсек для переработки, мгновенный измельчитель.

Узнав правду о себе, Рори проводит дни в попытках разобраться в смысле жизни. Он придумывает странные анекдоты, начинающиеся с фразы «Заходит как-то андроид в бар…» Странные анекдоты роботов, по словам Данилы Чекрыгина, были сгенерированы нейросетью, и лишь немного дописаны автором. В устах «сломанного» Рори они звучат словно притчи нового времени, загадочные для человеческого ума, но понятные для андроида. Став бесполезным и устаревшим, Рори предается невеселому философствованию. Его зависающий разум то и дело выдает багги в виде загадочной фразы: «Что в коробке?» Наконец, он объясняет, указывая на автоматы внутри строения корабля:

- А вдруг это не автоматы, а коробки, в которых сидят люди, которым с рождения говорили, что они роботы. И они сидят там, тут, здесь, здесь, тут, там, там и работают на искусственном питании, обезболе и энергетиках. Вкалывают и вкалывают. В маленькой коробочке. Что в коробке? День за днём. Даже не зная, что они могут жить по-другому.Потребность быть живым, ощущая свою полезность, – болезненное человеческое чувство, знакомое каждому. Им «заражается» искусственный интеллект, который слишком много времени провел среди людей, запертых в квартирах или в космических кораблях, и в своих головах-коробках.
Почти между делом Эллен рассказывает о том, что ее отец, военный, покончил с собой, и так обнажается тема страха потери близких и разрушенной семьи. Люди слабы: Эллен страшится потерь, потому что несет груз трагедий своей семьи, и не может от него избавиться. Марсианская колония, хоть и создана человеком, оказывается не предназначенной для его жизни. Логично, что в этом мире остаются, в конце концов, только роботы – будущее человечества.
Черные глубины космоса, в которые настойчиво и с надеждой вглядывается человек, связаны с чувством одиночества, оторванности людей друг от друга. В момент вглядывания в бездну великое, космическое встречается с маленьким – осознанием человеком важности своего интимного мира и страхом потерять его. Но этот страх, на самом деле, так же безграничен, как сам космос.

Спектакль реализован на грант Российского фонда культуры.

Анастасия Павлова - руководитель литературно-драматургической части в Театре кукол Удмуртской Республики, Ижевск. 

Архив сюжетов

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма