02 Октябрь, 2014

Южный форум: театр, время, перемены

Территория театра

С 25 по 29 сентября в Ростове-на-Дону проходил Южный театральный форум СТД РФ «Театр. Время перемен». 

Уже много лет Союз театральных деятелей России проводит форумы, участниками которых являются театральные деятели одного из федеральных округов России. Они собираются, чтобы обсудить актуальные вопросы российской театральной жизни и повысить свою профессиональную квалификацию. Город, принимающий форум, становится на несколько дней настоящей театральной столицей России. 

Так случилось и на этот раз. Ростов-на-Дону, долгое время фигурировавший в новостях как город, принявший потоки беженцев из Украины, разделивший с ними их боль и тяготы, стал организатором театрального праздника, скажем больше – территорией театра. Здесь встретились коллеги из 15 регионов России – Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Адыгеи, Дагестана, Чечни, Северной Осетии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Крыма и Севастополя.

СМИ о Южном театральном форуме СТД РФ:

Надо действовать 

В своем выступлении на открытии форума Председатель СТД РФ Александр Калягин затронул много важных тем. 

В Союзе аккумулируется информация из регионов России о результатах Года культуры, как положительных, так и отрицательных (есть и такие!). Большое внимание уделяется проблемам театральной молодежи: создана программа стипендий для молодых специалистов, уезжающих на работу в регионы России, учреждены гранты на поддержку независимых театральных коллективов, проводится всероссийский форум-фестиваль «Артмиграция», объединяющий все самое интересное и актуальное, создаваемое молодыми. 

Александр Александрович подробно остановился на проблеме национальных театров: «... национальные театры имеют свое особое назначение. И именно они требуют особенной поддержки. Я уверен, что в театрах, как нигде, сохраняются национальная культура и национальный язык». 

Председатель СТД РФ также обратился к региональным отделениям Союза: «Отделения СТД РФ должны стать центрами культуры в городе, именно наши отделения должны формировать культурную среду, без которой любой театр начинает чахнуть. Я понимаю, что не везде есть Дома Актера, что работать в двух маленьких комнатах трудно, а иногда и этих двух комнат нет. Но, мои дорогие, эти две комнатки должны стать штабом, где принимаются главные решения, где рождаются идеи и планы». 

 И, конечно же, Союз театральных деятелей России готов оказывать театрам всестороннюю помощь в решении проблем и налаживании отношений с органами власти: «Моя переписка с руководителями регионов, если всю ее напечатать, не уложится в один том, их уже несколько. И я вас уверяю, что в большинстве случаев письма мы пишем не зря, часто есть результат, на наши просьбы отвечают. Надо только действовать…».

Полный текст выступления Александра Калягина – на нашем сайте http://stdrf.ru/news/229/

Сильные чувства 

Для крымчан и севастопольцев это был первый опыт работы на таком масштабном театральном мероприятии. И на открытии форума Александр Калягин особо подчеркнул, что необходимо «помогать и сделать все, чтобы они (крымчане и севастопольцы – ред.) почувствовали себя равноправными участниками театрального процесса России». Очень эмоционально выступил директор Крымского академического музыкального театра Владимир Загурский, который рассказал о том, какой интенсивной творческой жизнью живет сегодня Крым и как крымчане благодарны коллегам за их радушный прием, за помощь, которая сегодня так необходима крымским театрам. Крымчане надеятся на поддержку российского театрального Союза, а они, в свою очередь, сделают все, сказал В.Загурский, чтобы «вы могли гордиться Крымом». Ответную реплику произнес Секретарь Союза, Председатель СТД Дагестана Айгум Айгумов. Он вспомнил о том, что в 1939 году было принято решение об образовании двух региональных организаций Всероссийского театрального общества — Крымского отделения и СТД Республики Дагестан. «И вот в 2014 году мы снова вместе. Это вызывает очень сильные чувства», — сказал Айгум Эльдарович.

Важнейший документ 

В рамках форума состоялось заседание руководителей театров Южного, Северо-Кавказского и Крымского федеральных округов. На заседании обсуждался проект Основ государственной культурной политики, важнейшего документа, который определит вектор развития российской культуры на десятилетия. Участники форума внесли несколько важных замечаний и предложений и сформулировали их в итоговом обращении Южного театрального форума СТД РФ, которое было направлено в рабочую группу Основ. Полный текст обращения опубликован на нашем сайте http://stdrf.ru/news/235

Мы попросили руководителей театров и региональных организаций СТД РФ поделиться своими мыслями и впечатлениями от работы на форуме.

Мы попросили руководителей театров и региональных организаций СТД РФ поделиться своими мыслями о проекте Основ и работе форума.

Муса Хадзиев, директор Ингушского государственного театра юного зрителя:

Владимир Бондаренко, художественный руководитель Волгоградского молодежного театра:

Заурбий Зехов, Секретарь СТД РФ, Председатель СТД Республики Адыгея, актер Национального театра Республики Адыгея:

Манок, афро-джаз и дыхательная гимнастика

В рамках форума проходили семинары для молодых актеров разных жанров – драматического театра, музыкального театра и театра кукол. Занятия были очень интенсивными, за три дня надо было многое успеть: познакомиться, вспомнить полезные навыки, полученные в театральном вузе и слегка подзабытые, и обязательно узнать что-то новое. К примеру, освоить элементы афро-джаза с Алексеем Ищуком, приемы «оживления» куклы - со Станиславом Железкиным, секреты управления собственным голосом – с Ириной Промптовой и так далее, и так далее… Впрочем, дадим слово самим участникам

Участники семинара для молодых актеров музыкальных театров

Мария Мирошина, актриса Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра:

Роман Байлов, артист Волгоградского музыкального театра и театра «Царицынская опера»:

Семинар для молодых актеров драматического театра Халимат Гергокаева, Аскер Сарбашев, Мурат Гиляхов, актеры Балкарского государственного драматического театра им.К.Кулиева:

Семинар для молодых актеров театров кукол

Милана Минаева, Олеся Казанова, Астраханский государственный театр кукол, г.Астрахань Виталий Якушенко, Владлена Бедина, Надежда Дробышева, Ставропольский краевой театр кукол, г.Ставрополь:

Знакомые все лица

На форуме мы встретили молодых актеров, ранее принимавших участие в творческих проектах СТД РФ. Нам было радостно и важно узнать, чем живут ребята сегодня и что им дал форум.

Елена Пономарева , участник фестиваля дипломных и постдипломных спектаклей «Твой шанс»-2014, который проводит Театральный центр СТД РФ «На Страстном»:

Алексей Мосолов, участник Восьмой Международной летней театральной школы СТД РФ:

Увлечь и увлечься 

Занятия, проходившие в рамках форума, -  это не только семинары для актеров, но и лаборатории для сотрудников литературной части, конструкторов кукол, технологов по костюму, гримеров и пастижеров. Профучёбу, как мы это называем в Союзе, вели: Екатерина Гранитова-Лавровская, Ирина Промптова, Айдар Закиров, Станислав Железкин, Евгения Кириллова, Алексей Ищук, Сергей Терехов, Татьяна Никольская, Олеся Вартанова, Виктор Платонов, Ольга Казак, Евгения Остроумова.

Все педагоги говорили о том, что уровень участников очень разный и было важно сделать разговор максимально полезным для всех присутствующих. Педагоги актерских семинаров учитывали в своей работе национальную специфику и жанровую направленность коллективов, в которых работают их ученики, и старались давать конкретные упражнения и приемы, которые помогут актерам работать над ролью и сохранять профессиональную форму. Руководители семинаров для специалистов по куклам, костюму и гриму обращали внимание на то, что многие материалы, с которыми они привыкли работать в своих крупных городах, совершенно недоступны для слушателей из небольших городов. Но такой информацией делиться необходимо, чтобы специалисты знали, что искать и как работать с этими материалами и технологиями, когда они появятся в их театрах. 

Станислав Железкин, руководитель семинара для актеров театров кукол (актерское мастерство):

Сергей Терехов, руководитель семинара для актеров музыкальных театров (сценическая речь, актерское мастерство):

Ирина Промптова, руководитель семинара для молодых актеров драматических театров (сценическая речь):

Айдар Закиров, руководитель семинара для молодых актеров драматических театров (сценическое движение, бой, фехтование):

Екатерина Гранитова-Лавровская, руководитель семинара для молодых актеров драматических театров(актерское мастерство):

Ольга Казак, руководитель семинара для технологов по изготовлению театрального костюма:

Олеся Вартанова, руководитель семинара для сотрудников литературных частей и PR-отделов театров:

Евгения Остроумова, руководитель семинара для гримеров и пастижеров:

Итоги

Что же сказать об итогах форума... Добились ли мы тех целей, которые ставили перед собой, когда задумывали этот форум? Все ли из запланированного мы успели? Все ли получилось? 

 С кем бы мы ни разговаривали на протяжении четырех дней работы форума - артистами, директорами театров, представителями региональных организаций Союза, педагогами, слушателями семинаров, - все говорили об одном: как же хорошо, что мы встретились, поделились своими мыслями, узнали что-то новое о коллегах и самих себе. 

Пожалуй, это и есть самый главный итог форума. И, конечно, мы будем продолжать двигаться в этом направлении. Регулярные форумы СТД РФ на протяжении десяти лет - это уже традиция, которой мы не собираемся изменять.

Архив сюжетов

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма