29 Апрель, 2022

Потому что они люди

Полина Пахомова

«Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа

Сегодня у тебя день рождения – 16 лет. Последние десять лет ты провёл, глядя в угольную яму. Судя по всему, следующие сорок пройдут так же. Крестной феи и подарков судьбы на горизонте не видно. А вокруг кипит жизнь: люди веселятся, танцуют и тратят на свои сиюминутные прихоти больше денег, чем твой отец зарабатывал за год. Для окружающих ты – пустое место; у тебя даже эха нет. И жизнь проносится мимо – а в шестнадцать лет всего очень сильно хочется.
Бедный угольщик Петер Мунк, решивший «исправить свою судьбу», – вот уж воистину герой на все времена. В спектакле театр-студии «Alter ego» его историю рассказывают пятеро актёров. Роли тасуются и всякий раз распределяются по-новому: один становится Петером, а остальные – волшебниками, деревьями, белками, городами, призраками и иногда – людьми. Они превращают чёрное зеркало сцены в лес, кабак, хижину, доверху набитую банками с сердцами. Про сердца нужно сказать отдельно. Живут они в пузатых и узких, больших и маленьких бутылках, а прямо из них капиллярами растут красные ветки. Реквизит, как и актёры, беспрестанно трансформируется: швардцвальдские шляпы становятся городами, шипами короны, зубьями мясорубки, промалывающей обезумевшую мать главного героя. Бутылки с ветками – это то деревья, мелькающие по бокам от бегущего Петера, то склянки с сердцами. А ещё их можно подать вместо милостыни – прекрасный способ развлечь бедствующего человека.

История, которую они рассказывают, достаточно проста. Больше всего на свете Петер хочет стать кем-то другим, отбрыкаться от своей угольной ямы и зажить чужой жизнью – главного стекольщика, лучшего танцора плотогонов, самого бесстрашного парня в округе и лучшего игрока в кости. Желания Петера определяются давно известной формулой: «хорошо там, где нас нет». Всю жизнь он тратит на то, чтобы избавиться от собственного имени. И если в начале окружающие с иронией принимались придумывать ему прозвища («Ну, что такое Мунк?»), то ближе к концу, когда от бедного шестнадцатилетнего угольщика остаётся только оболочка, становится холодно и жутко.

«Холодное сердце» - сказка романтическая. Тут и мотив избранничества, и двоемирие, и сложные отношения с судьбой, и борьба добра и зла. Но и то, и другое в спектакле представлены своеобразно. Стеклянный человечек, гауфовский эквивалент Бога – существо едкое, ершистое, легкораздражимое и малопонятное. Избранца-Петера, пришедшего за обещанным кладом, он подкалывает, к людям вообще относится весьма презрительно, но требует от них непомерно много. Михель – тот самый великан, дом которого заполнен сердцами – на его фоне кажется ласковым, понимающим и, что называется, «своим в доску». В отличие от Стеклянного человечка, он от людей никаких подвигов не ждёт. Все их глупые и жестокие поступки он объясняет просто: «Потому что они люди».
Противостояние Стеклянного человечка и Михеля – это продолжение спора Господа и Мефистофеля из «Фауста». И это не просто читаемая отсылка: в спектакле звучит знаменитый диалог из гётевского пролога на небесах. А дальше между ними двумя разворачивается серьёзная борьба за Петера, они не оставляют его ни на секунду. «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей».

Сердца людей – не только поле, но и предмет битвы. Михель-великан, «силы нечеловечьей, смелости нелюдской», готов наградить людей всеми вообразимыми благами и избавить от всех неприятных чувств – нужно просто отдать ему сердце. С ним ничего не случится, оно будет в целости и сохранности биться в банке – а банки Михелю поставляет господин Стеклянный человечек. Тот самый, который, незримо присутствуя в сцене обольщения главного героя перспективой беспечной и сытой жизни, гневно восклицает: «Жить, Михель, жить?», а затем сам же продолжает испытывать изломанного Петера. Поневоле задумываешься, какое сердце холоднее — каменное или стеклянное.

Но, несмотря на то, что Петер поддаётся соблазну и продаёт сердце, несмотря на то, что прямо на наших глазах тёплый, добрый мальчик превращается в убийцу, которому страшно от того, что не страшно, его история заканчивается светло. Петер возвращает сердце. И актёры, сами поражённые тем, что довели его до финала, идут «на коду». Вновь появляется кукла о двух концах – с одной стороны – Бог, с другой – Мефистофель: «Всё кончилось – а было ли начало?» – «Могло ли быть? Лишь видимость мелькала». И Петер, вмешиваясь в вечный спор, заключает из Гете: «Божок вселенной, человек таков, каким и был он испокон веков».

«Холодное сердце» Светланы Аюповой – спектакль о главном. Не самое внятное объяснение, но это действительно так. Здесь и борьба добра и зла – двух начал человеческой натуры (правы Михель и Стеклянный человечек, объясняющие и жестокие, и героические поступки людей одинаково: «Потому что они люди»), и погоня за счастьем, и неумение быть собой. Для меня главное в этом спектакле – мотив пути. Петер постоянно что-то теряет и обретает вновь. Он ошибается, думает только о себе или не думает вовсе. Он всегда на распутье – за одним плечом – Михель, за другим – Стеклянный человечек.
«Холодное сердце» – спектакль контрастов: ритуалы и мистика переплетаются с по-гоголевски гротескным Лас-Вегасом – сценами в игорном доме, кабаке, городе. Рядом с заговорами – треки Тома Уэйтса. Пока Петер, только что вернувший себе сердце, морально готовится к смерти, актёры тихо, чтобы не спугнуть, посмеиваются над ним – и не знаешь, как на это реагировать.

Один театральный критик назвал спектакли театр-студии «Alter Ego» антропологическим исследованием. «Альтер Эго» – действительно площадка человечности. Для понимания спектакля это самое главное. «Холодное сердце» со всем его мраком и «хтоническими белками» – это всё-таки сказка. А в сказке добро всегда побеждает зло – даже если они заодно.

Полина Пахомова о себе: «Мне семнадцать лет. Я — ребёнок театр-студии «Alter Ego». Альтернативная эгоистка. Этим, наверное, всё сказано. Инфицирована театром и хочу связать с ним мою жизнь — режиссура, театроведение».

Архив сюжетов

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма

19 июля 2021 г.

Между шин

Горка" Алексея Житковского, реж. Павел Макаров, Приморский театр молодежи, Владивосток

За последние два года Приморский театр молодёжи заметно обновил свой репертуар. В ряду новых постановок оказалась и «Горка» по одноимённой пьесе Алексея Житковского. Премьера состоялась ещё осенью 2019 года, но спектакль до сих пор вызывает бурную и неоднозначную реакцию. Пьеса новая, ещё не успела заручиться автоматическим и беспрекословным авторитетом. К тому же режиссура Павла Макарова оказалось непривычной для многих зрителей.

12 июля 2021 г.

Дочь артели

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Жизель Ботаническая» по рассказу Эдуарда Кочергина и монологу Екатерины Тимофеевой, реж. Дмитрий Егоров, Стерлитамакский русский драматический театр, Башкортостан

4 июля 2021 г.

На паузе

Мария Бекк пишет о спектакле "DJ Чехов" по "Трем сестрам" Антона Чехова, реж. Эдуард Шахов, Хакасский театр русской драмы имени М.Ю. Лермонтова, Абакан

24 июня 2021 г.

Король и королёк

Лара Бессмертная пишет актерский портрет: Евгений Карпов и Сергей Уманов в роли Лира в спектакле «Король Лир» по пьесе Уильяма Шекспира, реж. Лев Эренбург, Небольшой драматический театр, Санкт-Петербург

20 июня 2021 г.

Тоска по утраченному

Екатерина Кузьмина пишет о спектакле «Рассказы Константина Треплева» по мотивам пьесы Антона Чехова «Чайка», реж. Гульнара Галавинская, Московский драматический театр на Перовской.

11 июня 2021 г.

Поглощенная степью

В нашем блоге для молодых театральных критиков  новая публикация. Розалия Махмутова пишет о спектакле «Амеля» Николая Крашенинникова, Башкирский национальный театр драмы имени Мажита Гафури, художественный руководитель проекта — Айрат Абушахманов, хореограф Алина Мустаева