28 Май, 2022

Теряя имя своё

Анастасия Ильина

Беседа с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

Московский драматический театр «Сфера» был создан в 1981 году Екатериной Еланской, которая была художественным руководителем более 30 лет. После её ухода из жизни главным режиссером стал её сын и единомышленник, актер и режиссер Александр Коршунов.

— Александр Викторович, расскажите, что представляет собой театр «Сфера», чем он уникален?

— Есть театральный принцип, наиболее традиционный и привычный, — так называемая «сценическая коробка», где актёры и зрители разделены: актёры на сцене, а зрители по другую сторону рампы. У Екатерины Ильиничны была идея создать театр по другому принципу: по принципу сферы. Такая организация театрального пространства существовала всегда, еще со времен греческого амфитеатра, параллельно с театром-кубом. Подобные театры в мире существуют, но и в Москве, и в России наш — единственный. Когда он создавался, это было абсолютное новаторство. Для нас самое важное — это контакт зрителей и актёров, их общение, когда зритель ощущает себя не просто наблюдателем, подглядывающим за происходящим где-то там, на сцене, а участником действа. В театр должно быть привнесено всё, что помогает такому общению, а что мешает — должно быть убрано. В этом суть живого театра. Поэтому наш зал построен по специальному проекту: это круговой амфитеатр со съемными креслами, центральной площадкой посередине и возможностью организации дополнительных игровых площадок по всему залу. У нас актёры и зрители существуют в едином пространстве, в единой сфере общения, диалога, контакта. Это создает особое поле взаимодействия. Екатерина Ильинична исповедовала идею театра-потрясения, театра, который оставляет колоссальный след в душе зрителя.

После ухода из жизни Екатерины Ильиничны ни у кого не было сомнений, что её дело должно быть продолжено. Поэтому моя главная задача, задача нашей труппы и всего коллектива — это сохранить суть, идею, принципы театра «Сфера», чтобы он продолжал жить и развиваться.

У нас есть свои зрители, которые нас любят, для которых то, что мы делаем, действительно имеет глубокое значение. Совсем недавно, чуть больше месяца назад, раздался звонок нашего директора, которая мне сообщила о приказе департамента культуры города Москвы о присоединении театра «Сфера» к московскому театру «Эрмитаж»! В течение часа я в шоке просидел за столом, потом, в двенадцатом часу ночи, когда в театре уже никого не было, вышел в коридор, и произнес только одну фразу: «Господи, за что?!»
Со мной, как с главным режиссером, никто не советовался, не разговаривал на эту тему. Нас просто поставили перед фактом! То, что произошло, — просто катастрофа.

— Почему вы считаете это катастрофой?

— Согласно этому приказу, наш театр полностью теряет свою самостоятельность и индивидуальность, о которой мы только что говорили. Даже название теряет! «Сфера» вливается в другой, совершенно иной, театральный организм. И это соединение, на мой взгляд, крайне не продуманное и совершенно не органичное. Я с огромным уважением отношусь к художественному руководителю театра «Эрмитаж» Михаилу Левитину, он очень сильный и интересный режиссер, самостоятельный художник, его театр имеет свой почерк и своё лицо. Но это лицо совершенно отлично от нашего!

Мы исповедуем русский реалистический психологический театр. А театр Левитина является, пожалуй, более модернистским, игровым. У него совершенно другой театральный язык. И круг зрителей у нас совсем разный. И соединять такие разные театры мне кажется совершенно не оправданным решением. Процесс объединения, по моему глубокому убеждению, — процесс очень сложный, требующий продуманного, деликатного и серьезного подхода. Чтобы культура развивалась и расцветала, а не разрушалась.

— Какова, по вашему мнению, цель этого приказа департамента культуры? Зачем это было сделано?

— В первом же пункте договора о присоединении, который мы получили, цель обозначена так: (читает) «На основании приказа под номером таким-то от такого-то числа в целях достижения наиболее эффективных результатов деятельности, рационального использования кадровых и материально-технических ресурсов…»

— А что подразумевается под формулировкой «эффективное использование»? Как вы это понимаете? В чем измеряется эффективность театра?

— В чем эффективность театра, искусства и культуры вообще? В чём их цель? В гармонизации духовной жизни общества, в поддержании духовного здоровья нации, по-моему. 

Как говорил Лев Толстой, «искусство не есть наслаждение, утешение или забава; искусство есть великое дело. Искусство есть орган жизни человечества, переводящий разумное сознание людей в чувство». И если с этим органом обращаться неделикатно, неумело, то можно его загубить. Сейчас, когда мы вот уже больше месяца находимся под дамокловым мечом, я особенно много думаю над этим вопросом.

Что такое процесс оптимизации, который идет по всей стране, в разных областях? Оптимизация чего? Очевидно, что расходов. Грубо говоря, цель состоит в том, чтобы каждый потраченный рубль приносил наибольший эффект, чтобы деньги тратились на дело, с умом, чтобы результат оправдывал потраченные средства. Это, в общем-то, нормальное требование любого разумного хозяина. Но нельзя эти два понятия — затраты и эффективность — рассматривать по отдельности.

— Вы боитесь, что это присоединение затронет не только административно-хозяйственную часть, но и творческую?

— Конечно, неминуемо затронет, и затронет очень серьезно. Не могут два совершенно разные театра ужиться и существовать в одном едином организме. Еще и при том условии, что соединяются они не на равных, а один подчиняется другому.

В полученных нами документах театр «Сфера» именуется «присоединяемым учреждением», все материальные средства, всё имущество, все права переходят под юрисдикцию «основного учреждения». Для меня театр «Сфера» — это дело всей жизни моей матери, дело, которое я подхватил, которое стало моим. Дело, которому посвятили жизнь замечательные актеры. В большинстве своем это те, кого собрала и воспитала Екатерина Ильинична, есть и те, кто пришел к нам уже в мою бытность руководителем. Но это все равно люди одной группы крови. Это высококлассная, высокопрофессиональная труппа. Растворить ее в другой значит уничтожить её.

— Это ваша личная позиция или мнение всего театра?

— Это позиция всего коллектива. Согласно приказу, который мы получили, мы были обязаны в трехдневный срок оповестить коллектив. Мы тут же организовали общее собрание, и весь коллектив театра единогласно высказался против слияния. Мы написали открытое обращение с убедительной просьбой отменить приказ, которое отправили во все инстанции, всем руководителям, от которых зависит принятие решений.

— Скажите, а с самим театром «Эрмитаж», с его художественным руководителем вы это обсуждали?

— С Михаилом Левитиным, мы естественно виделись, но… К сожалению, процесс реорганизации уже запущен. Никакого предварительного обсуждения не было.

Здание театра «Эрмитаж» находится бок о бок с театром «Сфера» в саду «Эрмитаж», можно подумать, что нас объединяют по территориальному принципу. Но дело в том, что вот уже шесть лет здание театра «Эрмитаж» закрыто на ремонт. И чрезвычайно странно, что наш театр, живущий полной жизнью и активно работающий в своем доме, хотят присоединить к театру, по существу, «бездомному», до сих пор работающему во временном помещении на Новом Арбате!

Кроме того, я не вижу каких бы то ни было оснований для реорганизации нашего театра. «Сфера» абсолютно успешна и по творческим показателям, и по финансовым. У нас полные залы, замечательные сборы, мы выполняем госзадания, необходимые обязательства. У нас широкий круг зрителей, которые нас по-настоящему любят. Нам каждый день приходит много трогательных и удивительных писем от зрителей, которые пишут целые исповеди о том, как они попали в наш театр, и что он значит для них.

— Если гипотетически представить ситуацию, при которой департамент культуры сказал бы, что объединение неизбежно, но дал вам право выбрать, с кем объединиться, что бы вы сделали?

— Я думаю, мы бы нашли с кем объединиться. Я не отрицаю, что это возможно. Я совсем не за то, чтобы театров было мало. Как говорил Маяковский: «Больше поэтов, хороших и разных». Но если это необходимо, если такой процесс идет, в каких-то конкретных случаях он, наверное, может быть полезен. Вероятно, есть театры, которые находятся в творческом или финансовом кризисе. Вместо того, чтобы закрыть их или прекратить финансирование, эти театры можно присоединить к каким-то близким по эстетическим принципам коллективам, которые сохранят в них то лучшее, что в них есть, помогут им. Но это должны быть близкие по духу театры. Тогда возможен какой-то реальный положительный эффект: творческий, материальный, финансовый.

Я думаю, что мы бы нашли друзей, нашли бы какую-то пару, с которой могли бы соединиться со взаимной выгодой и пользой. Об этом вполне можно было бы подумать. Но, к сожалению, открытого обсуждения этой проблемы не было и нет.

Ситуация, безусловно, напряженная, но мы работаем в своем обычном режиме – сейчас полным ходом идет выпуск спектакля для детей «Незнайка и его друзья» по книге Николая Носова. Премьера состоится 28 мая.
Надеемся, что нас услышат!

Анастасия Ильина — студентка ВШСИ Константина Райкина по двум специальностям: театроведение и драматургия. По первому образованию культуролог, историк культуры (Российский государственный гуманитарный университет, также окончила в РГГУ магистратуру). С 2010 года регулярно работает в различных театрах Москвы (Театр.doc, Театр им. Пушкина) и на фестивалях («Золотая Маска», «Территория», «Маленькая премьера», «Большая перемена», «Текстура» и др). Драматург, автор статей о театре, рецензий, интервью с актерами, режиссерами в различных электронных СМИ. Участница различных мастер-классов и лабораторий. Соавтор спектакля-экскурсии «Самара — Родина слонов» в Самаре (совместная работа с режиссером Н. Берманом).

Архив сюжетов

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма