17 Май, 2022

За кованой оградой

Ирина Пекарская

«Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

Тема спектакля-загадки Дмитрия Волкострелова - не какие-то актуальные реалии, а надреальное, то, что тревожит человека от сотворения времён и до наших дней. Смерть как таковая, сама по себе.

Администраторы, которые вручают входящим жетончики с номером «вашего» места на кладбище, не готовят ни к чему страшному - это смешливые, легкомысленные ребята. Далее вы изучаете обычную кладбищенскую схему - ищете, где же вам придётся «упокоиться» на ближайшие часа два. Зрители шутят: «Как на настоящем кладбище, фиг найдёшь». Впрочем, у вас есть время побродить, посмотреть как выглядят другие «сектора» - а их всего шесть, в центре которых площадки, огороженные самыми настоящими коваными оградами (художники - Ксения Перетрухина и Дмитрий Власик). Это «обитаемые» захоронения, артисты уже занимаются делами своих персонажей - одна вяжет (Алёна Бондарчук), другая перебирает семейные фотографии (Инна Сухорецкая), третий собирает лего (Александр Усердин), четвёртый, пятый, шестой (Екатерина Вожакова, Алексей Каракулов, Дмитрий Курочкин). Несмотря на удалённость исполнителей друг от друга в пространстве, здесь невозможно выделить актёрские работы: работает ансамбль, даже можно сказать хор артистов как театральная версия «4’33» Джона Кейджа.

«Средняя продолжительность жизни в России - 71 год, средний возраст зрителей, находящихся сейчас в зале - 33 года», - сообщает голос откуда-то сверху и начинается отсчёт (саунд-дизайн Сергея Волкова). Почти весь текст звучит именно оттуда, из-под купола, текста вообще немного; на слух опознаны фрагменты из произведений Льва Николаевича - он описывает прощание своих героев с этим миром, пожалуй, как никто детально. Артисты молчат. Так для современного, отчасти перформативного театра классика становится опорой, символом, который важен и своим содержанием как таковым, и как объединяющее всех знание, опыт анализа, то, что принято называть культурным кодом.

Идёт отсчёт, артисты в неподдающемся анализу порядке неспешно перемещаются по «кладбищу», ходят друг к другу в гости, иногда печально улыбаются, взаимодействуют и молчат. Светильники загораются и гаснут (время упомянуть художника по свету - Максим Земцов), звучат комментарии, а артисты молчат. Когда же? Из небытия звучат разные истории и, возможно, важнее сюжетов о смерти - детский рассказ про «добрую коровку», которую рассказчик «никогда не забудет»: «коровка отдала нам молоко, мясо, кожу, кости... коровка добрая была». Почему эта история звучит так звонко и выпукло? Это наше отношение к смерти - мы её не видим, мы её замещаем чем угодно, ритуалом, воспоминанием, но она сама для живых не существует. Для многих, не для всех. Отношение взрослых к смерти разделяет бытие и небытие примерно так же, как сознание отказывается видеть общее у того, что сейчас тешит ваши вкусовые рецепторы, с тем милым пушистым цыплёнком, который забавлял вас месяц назад. Так защищается психика, что поделать. 

Артисты молчат, молчат, и, наконец, один заговорил, другой... Ты ждёшь ещё откровений, иногда кажется, что вот-вот, но нет. Есть достаточно времени, чтобы поразмышлять над этой загадкой. Как вариант - ведь наши «герои» уже умерли, то есть у них есть опыт, какого нет ни у кого в зале - опыт смерти, после которого все слова, любая вербализация становится ничего не значащим шумом. Как бы точно мы ни хотели описать смерть - в формулах, научных терминах, в стихах, прозе, в шумовых эффектах, всё это не улавливает чего-то самого главного, логика ломается, речь в восприятии слушателя превращается в малоосмысленный поток, оставляя только подлинные всхлип и паузу из-за сбившегося дыхания. 

Весь этот хор артистов, занятых своей нешумной деятельностью, создают иллюзию невидимой жизни кладбища. А почему нет? Мы приходим на могилу к своим родственникам, а они здесь есть, никуда не спешат, перебирают свои любимые фотографии или поливают цветы, молча посмеиваются над вами вместе с «соседями» по участкам... В этом тщательно выстроенном постановщиками и артистами образе получилось что-то цельное, какая-то тонкая, невыражаемая словами догадка.

Мощный язык - музыка. С музыки начинается знакомство, хором заканчивается. Мелодия от одного персонажа создаёт начальную атмосферу, «включает» спектакль, второй участник «хора» ставит свою пластинку и ты понимаешь, что музыка - это воспоминания, воспоминания о каких-то счастливых и важных моментах, вот, они были, прошли, а звук ухватил их, как форму в скульптуру, человека уже нет, а музыка осталась, как знак события. В финале так долго молчавший хор артистов выводит уже мистическую ноту, практически шёпотом, словно из глубины времён, исполняя композиции вокального цикла Модеста Мусоргского на стихи Арсения Голенищева-Кутузова «Без солнца»:

«...Скучай. С рожденья до могилы
Заране путь начертан твой:
По капле ты истратишь силы,
Потом умрешь, и бог с тобой...!»

Фото Ирины Пекарской.

Ирина Пекарская - театральный критик, член СТД РФ.

Архив сюжетов

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма