06 Октябрь, 2022

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова

«Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы

Известный сюжет о нескольких убийствах во имя страсти в тульском спектакле обретает финал-искупление и старается снивелировать жестокость русской купчихи. В центре сцены лобное место в виде наклонных площадок на разной высоте, соединенных небольшими лесенками. По углам – столбы, на которых висят цепи. Создается впечатление, что любое развитие событий заранее обречено. В первом акте конструкция выполняет роль купеческого дома: на верхнем «этаже» мается, словно в клетке, пышно разодетая молодая купчиха (Ольга Баурина) – она ходит кругами и зевает; на нижнем же взбивает подушки прислуга, пьет чай вернувшийся с мельницы муж. Позже это – городская площадь, где приговоренные к каторге убийцы оказываются «привязанными» к этим самым столбам, затем – место службы строгого унтера (Дмитрий Чепушканов), в финале – паром для каторжников. Амбар под «домом» становится то церковью, то комнатой Федора. А во втором акте на него надевают решетки – и это уже бараки. Игра света (художник по свету Антон Юдаков) иллюстрирует события и обстоятельства времени: желтый - день, синий – ночь, малиновый – преступление, белым высвечиваются преступники на столбах, а каторжники постоянно находятся в полутьме. Эпизоды с танцами (хореограф Марина Макарова) усиливают настроение: томность дворовых, счастье без пяти минут купца, безнадежность каторжников, силу двух соперниц в борьбе за мужчину и т.д.

Начало и конец спектакля окутаны ореолом спокойствия и гармонии. Лениво потягиваются работники перед домом купчихи, «зависают» в финальной сцене каторжники, плавно взаимодействуют Федор и Катерина Львовна в сцене прощения. 

Радужное, оптимистичное настроение злополучного дня знакомства Катерины Львовны и приказчика Сергея (Сергей Пыжов) создается ярким, будто солнечным светом, хохотом и забавами дворовых, которые в спектакле представлены намного подробнее, чем у Лескова: с новыми диалогами, фразами, намеками. Через эти образы и беседы в повествование вкрадывается ирония. «Хороша Маша, да не наша», - говорит нелесковскую фразу Сергей. А на реплику свекра «бездельники, один Сергей тут работник» дворовые отвечают дружным хохотом и многозначительным: «естественно». Они подглядывают эпизоды спектакля и комментируют их словами автора, объясняя происходящее.

Знакомство с Сергеем начинается с фразы: «Да, скучища у вас тут во дворе, веселее удавиться», которая повторяется в спектакле несколько раз. Словно для Сергея всё происходящее – любовь, убийства, каторга – несерьезно, так, от скуки.

В спектакле Сергей расчетливый, жестокий, хитрый, бессердечный. Он совершенно не трудится, но отчего-то на хорошем счету у хозяев. Даже злой и вечно всем недовольный свекр ставит его в пример другим работникам. А молодой приказчик преувеличенно-театрально, чуть ли не плача от несправедливости, говорит о своих планах – жениться, стать купцом, обзавестись капиталом. Для него это всего лишь игра. Хозяйская властность и убедительная в начале спектакля страсть будто на всю жизнь перетекают в напускную серьезность и печаль во время сцены объяснения в саду, а затем – в такое же фальшивое беспокойство за деньги будущего ребенка. Задумывается он о любви, кажется, только во время диалога с Сонеткой (Валерия Климова), которая спрашивает Сергея, есть ли на свете единственная любовь и любит ли он её. 

Символична многократная смена костюмов главных действующих лиц во время спектакля. Вместе с нарядами у Катерины меняется и настроение: обречённое в свадебном наряде (этой сценой начинается первый акт), властное и весёлое в красном, испуганное, затем влюбленное в белом, смятение, а затем решительная злость в черном, бессилие в каторжном. Сергей же – в рабочей рубашке в начале спектакля и после убийств - словно возвращается к разбитому корыту. Первую сцену страсти символизирует красная рубашка, а близкую возможность стать купцом – богато расшитый халат. 

Ведомая желанием сделать всё возможное и невозможное для счастья Сергея, веселая, заботливая Катерина резко меняется в лице и голосе. Совсем непривычным – холодным, жестким тоном выводит: «Сама свекра попотчую», «Хорош и так будешь», «Кончился». Она убивает хладнокровно, переживая лишь во снах. Один из них представлен в спектакле очень эффектно: громко, до зубовного скрежета, скрипит дверь, окутанный дымом, появляется с того света Борис Тимофеевич, танцуя и играя на дудочке, а Катерина в этот момент идет на зов – с закрытыми глазами, неестественно выгибаясь, пока кошмар не заканчивается пробуждением. 

Спектакль сопровождается музыкой в стиле «этно-хаус», церковным звоном и духовными песнопениями. Музыка бывает радостной, томной, мистической, тревожной. В моменты убийств громко тикают часы (или это бьется сердце Катерины, отсчитывая последние секунды перед очередной ступенькой вниз?). Подробнее всего в сценической версии представлена сцена суда – с опросом, показаниями и приговором. Она и раскрывает решимость Катерины пойти на любой обман ради любимого Сереженьки даже под страхом наказания («Ничего не знаю, ничего не ведаю!»). Во время суда «пульс» становится реже, словно символизируя последние мгновения свободной жизни. 

Главный конфликт в спектакле – между Катериной и Сергеем. Он рождается из вечной борьбы любви и расчета (о нем прямо говорит Сергей сквозь скуку и зевоту), из которой – до финальной сцены – победителем всегда выходит он. Говоря о своей незначительности, Сергей уже при первом визите проявляет властность – входит в спальню, стоит рядом по-хозяйски, соблазняет уверенно. О расхождениях можно судить и по положению героев в пространстве: в саду сначала Сергей садится к Катерине спиной, а затем и она отворачивается. Всё взаимодействие – сближение и отталкивание, так они и мучаются друг с другом. Она – от любви, он – от нелюбви. Интересно, что, в отличие от очерка Лескова, идея убийства мальчика принадлежит Сергею, Катерина, понимая его план, вздрагивает, вскрикивает, мгновенно вспыхивает и тут же с видимым усилием заставляет себя говорить ласково. Складывается впечатление, что она не хотела этого убийства. Но хладнокровный расчет Сергея переходит в злость, и она достигает апогея на каторге, когда полюбовник швыряет Катерину на пол, избивая её ногами.
Катерина не может отомстить любимому, вся её ненависть переходит на наглую, знающую себе цену нарядную (контраст с остальными каторжниками в черном) Сонетку в красных сапожках и красных чулках. «Потанцуем?», - предлагает ей напоследок соперница, и у лежащей на полу купчихи откуда-то берутся силы. Они танцуют. Сначала втроем, с Сергеем, а потом вдвоём до самой гибели.

И звучит первая реплика Лескова о таких характерах, которые вспоминаются с душевным трепетом, среди которых была и Катерина Измайлова. В спектакле Веры Анненковой Федор Лямин встречается с Катериной после их смерти. Она становится перед ним на колени, он гладит её по голове. И пусть на земле её зовут Леди Макбет Мценского уезда, в спектакле после гибели её душа была прощена.

Фото Натальи Лунёвой.

Демидова Анастасия - театральный блогер, старший волонтер и руководитель дискуссионного клуба "Слово о театре" при Тульском театре драмы.

Архив сюжетов

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма