15 Ноябрь, 2022

Пересаженное дерево

«Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

Азалия Балгазина

Есть у мордовского народа древний этнос эрзя. В XX веке его прославил знаменитый эрзянин, скульптор Степан Эрьзя (1876—1959), сменивший когда-то свою фамилию Нефёдов на псевдоним. Ему и посвящен спектакль «Эрьзя. Летящий к свету» Мордовского национального театра. Художественно-постановочная команда собралась из разных уголков России. Автор пьесы = народный писатель Мордовии, драматург Валентина Мишанина (оригинальное название ее пьесы «Возвращение на круги своя, или Христос кричащий»). Режиссер Борис Манджиев и композитор Аркадий Манджиев (1961–2022) – мэтры калмыцкого театра из Элисты. Художник Анна Репина из Рязани, режиссер по пластике, балетмейстер Рамиза Мухаметшина из Уфы.

Самобытный талант Степана Эрьзи был заметен с детства. Учился в Москве. Несмотря на трудности, которые испытывали скульпторы в послереволюционной России (главенство футуристов, материальные сложности), Эрьзя успел создать множество памятников по стране. В 1927 году для организации выставки уехал в Аргентину и, открыв там новые породы древесин для ваяния, так и остался, увлеченно занимаясь своим искусством долгие двадцать пять лет. «Русским Роденом» называли его за рубежом, где он был невероятно популярен.

Раскинутое кроной массивное дерево — художественный символ спектакля. По обе его стороны условно две двери, из них в начале и в финале спектакля появляются две грациозные девушки, олицетворяющие Мордовию и Аргентину (танцевально-пластическая интерлюдия). Визуальный образ, пластико-хореографические композиции и музыкальное сопровождение отсылают к выразительным особенностям стиля модерн, к которому и относится искусство Эрьзи. Биография скульптора в спектакле - это его возвращение на родину. «Душа изнывает. Пора домой», — говорит Эрьзя (Дмитрий Мишечкин) на склоне лет своему аргентинскому секретарю Луису (Антон Саранкин), который вьется вокруг него, уговаривая остаться. Несмотря на то, что его скульптуры или «дети», как он их называл, отказываются переезжать, ибо их родина там, где они были созданы. Эрьзя мечется, рвется вернуться, надеясь на разрешение от советских властей на переезд и обеспечение его всем необходимым для жизни и творчества – квартирой и мастерской. 

В некоторых сценах реалистичность совмещена с яркими метафорическими образами, при этом все наполнено атмосферой тягостного ожидания судьбоносного разрешения. Заколоченные ящики со скульптурами на протяжении почти всего спектакля стоят на сцене. Уже несколько лет на берегу океана он ждет свой пароход, чтобы загрузить работы, и все это время не выставляется, упорно готовясь к возвращению. Чудаковатый, порывистый, по-детски непосредственный и страстно любящий свою малую родину, Эрьзя верит и надеется, что родина его примет, поймет, и искренне недоумевает, почему весь мир восхищается его работами, а Россия игнорирует. 

У актера Дмитрия Мишечкина точно подмечена «блаженность» характера гения: бескорыстность, доброта, искренность, жертвенность. Интересно наблюдать за эмоциональными переходами его настроений: от восторженных мечтаний до строгости и бескомпромиссности, от радостного ликования до тихой грусти и «ухода в себя». Многие, пользуясь его доверчивостью, пытаются нагреть свои руки на продаже работ художника. Бывшая ученица и возлюбленная Эрьзи Доротея (Марина Аверкина) подсовывает ему документы, по которым часть работ переходят в ее распоряжение. Одна из его работниц, натурщица Недда (Нина Абросимова) требует вернуть ей её «деревянную голову». Но Эрьзя непреклонен — почти все работы он передаст Родине.

Главный вопрос, который исследует режиссер в судьбе скульптора: «Зачем получившему мировое признание художнику так важно было вернуться?» Кажется, у самого Эрьзи есть на это ответ: «Я как пересаженное дерево, вроде корни питаются соками этой земли, а чего-то не хватает…» Наверное, вот это «чего-то не хватает» и есть то самое труднообъяснимое чувство, которое испытывают на чужбине эмигранты. И это не просто приступы ностальгии, тоска по близким людям, это настолько глубинные, сложные и противоречивые чувства, что не каждый находит в себе сил признаться в них. Поэтому поступок Эрьзи — редкий среди эмигрантов. Эрьзя был всегда уверен, что обязательно вернется в Мордовию, туда, «где зарыта его пуповина». Живописная лесная природа, первые деревянные поделки, первая любовь к простой деревенской девушке Дёле (Дёля в молодости — Евгения Акимова), друзья детства и долгие-долгие разговоры на родном мордовском языке — светлыми воспоминаниями пропитано всё его искусство.

Мордовия как свет маяка, к которому стремится душа Эрьзи, и он готов преодолеть все, чтобы вернуться. С достоинством выдерживает бюрократические препоны, разговор с высокопоставленной чиновницей от культуры (Людмила Антипкина), восседающей на высоте кирпичной стены: «Вы все годы сытно кормились буржуазными объедками. Где вы были, когда родина была в опасности?!» Его попытки объяснить что-либо ударяются о глухую стену непонимания. Оригинально решена режиссером в гротескно-сатирической форме сцена художественного совета. Костюмы-тантамарески создают комический эффект управляемых кукол. Свисающие вдоль живота короткие ножки академиков и их «шепчущие» головы победно выносят вердикт: «Выставку Эрьзи завершить за два дня до окончания!» (Нина Абросимова, Людмила Антипкина, Тимофей Чудаев, Андрей Анисимов, Анатолий Нуштайкин). Да и «тень» Сталина (Алексей Егранов) возражает против его искусства: «Кому нужны ваши поделки?» Кажется, что такой неласковый прием и унизительное судилище признанному гению невозможно вынести, однако Эрьзя сглатывает обиду, для него все это неважно теперь.

Отдавая полностью себя искусству, любовь к двум женщинам он не смог сберечь. За рубежом у Эрьзи без него вырос сын, только через двадцать лет о нем сообщила его муза француженка Марта (Елена Гудожникова). Спектакль завершается трогательной сценой прощания Степана со своей первой любовью — Дёлей (Дёля в возрасте — Галина Самаркина). Ей досталась несчастная женская судьба. Ослепшая от слез и обид, Дёля сберегла его первую деревянную скульптурку, когда-то подаренную ей. «Прости», — только и сможет прошептать глубоко потрясенный Эрьзя.

Азалия Балгазина родилась в Уфе. Окончила Уфимский педагогический колледж и Уфимский институт искусств. В годы учебы работала в Русском драматическом театре и Башкирском театре кукол. В 2003-2011 гг. – редактор отдела "Культура" научного издательства "Башкирская энциклопедия", вела раздел "Драматическое искусство". С 2013 г. заведующая музеем Башкирского театра драмы имени М.Гафури (в 2019-2021 гг. руководитель литературно-драматургической части). azalia78@inbox.ru

Архив сюжетов

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма