17 Ноябрь, 2014

Театральный век Самары

С 5 по 7 ноября в ЦДА им.Яблочкиной проходили Дни театрального искусства Самарского региона в Москве. Так завершился праздничный марафон, начавшийся в Самаре 27 октября и посвященный столетнему юбилею Самарского регионального отделения СТД РФ. О том, что случилось на Волге сто лет назад, чем памятна Самара Марии Кнушевицкой и Александру Калягину, какую песню поет мегаполис Москва - в нашем сюжете.

Самарская ячейка

Сегодня совершенно невозможно представить, как в 1914 году, казалось бы, в самое не подходящее для муз время, на берегах Волги организовалась самарская ячейка Императорского театрального общества. Но для тех, кто знаком с самой идеей этого общества, с историей его создания, в этом факте не будет ничего удивительного.

Родившаяся в 1877 году в Петербурге как «Общество взаимного вспоможения русских артистов» и имевшая своей целью помощь бедствующим сценическим деятелям, наша организация претерпела ряд преобразований и к 1894 году стала Русским театральным обществом, целью которого была не только благотворительная деятельность, но и «содействие всестороннему развитию театрального дела в России». Для учредителей общества было важно все, что происходит в жизни артистов российской провинции. И с 1899 года для поддержания связи с Советом общества во всех городах, где имелись театры, были назначены уполномоченные Совета. Так начали создаваться провинциальные отделения Русского театрального общества. И именно так возникло Самарское отделение - 27 октября страшного для России и всего мира 1914 года. Просто жизнь и творчество продолжались, а идея вспоможения развивалась, несмотря ни на что.   Самарский театр драмы

Описать век работы общественной организации, да еще и творческой, в нескольких абзацах – задача из разряда непосильных. На чем остановиться подробнее, а что оставить в архивах? Кого надо обязательно упомянуть, а кого, увы, пропустить? За сухим абзацем официальной справки – страницы истории страны, театра и - человеческие судьбы. Вот взять хотя бы председателей Самарского отделения. Э. Берже – актер, первый председатель Самарского отделения РТО в том самом 1914 году… Ирина Щеглова и Зоя Чекмасова – актрисы, председатели Самарского ВТО в годы Великой Отечественной Войны… Петр Монастырский - режиссер и педагог, знаковая фигура для всего советского театра второй половины XX века… Михаил Лазарев – актер и педагог, инициатор создания Самарского Дома актера, который теперь носит его имя… Ванда Оттович-Воловская – актриса, педагог, Секретарь СТД РФ, человек команды, помогавшей М.А.Ульянову и А.А. Калягину сохранять Союз театральных деятелей России и его региональные отделения в лихие девяностые… 

Сегодня Самарское отделение СТД РФ объединяет около 400 членов Союза - театральных деятелей, работающих в 13 театрах области. Конкурсы и фестивали, работа с ветеранами сцены, детьми, студентами, клубные вечера, театр "Актерский дом", театральный журнал, драгоценнейшая театральная библиотека, музей театрального искусства области - все это наше отделение. Опять сухие факты? Так и есть. Всего лишь факты, не передающие ощущений. Для того, чтобы ощутить, чем живет самарская театральная семья сегодня, необходимо прийти в дом, расположенный по адресу Вилоновская, 24.

Слава Богу, ты пришел!

«Слава Богу, ты пришел! Сразу стало хорошо!», - этими словами из популярной песенки студенты самарского театрального вуза встречали всех, кто входил в Дом актера 27 октября 2014 года.  Это и есть девиз отделения и Дома. О тепле и радушии сотрудников, о важности того, что они делают, говорили все присутствующие на празднике в честь столетия. Конечно, на юбилеях принято отзываться о юбиляре хорошо. Но нам кажется, что это тот самый случай, когда правду говорить легко и приятно. Впрочем, судите сами.  

Иван Морозов:

Ирина Миронова:

Георгий Кузубов:

Уроки для Председателя

Международная летняя театральная школа СТД РФ, о которой рассказывает Георгий Кузубов, - любимое детище ее художественного руководителя, Председателя Союза Александра Калягина. Напутствуя каждый год молодых артистов, приехавших в Школу, Александр Александрович призывает ребят не терять ни минуты: запоминать, впитывать, применять полученные знания. Умение учиться   качество, важное не только для актерской профессии. Самому Александру Александровичу это умение очень помогло в первые месяцы работы на посту Председателя СТД РФ. Именно в Самару в 1996 году Александр Калягин приехал в новом для себя качестве, чтобы разобраться в конфликте, который тогда разгорелся в самарском профессиональном сообществе. О той памятной командировке, своих учителях и о особенностях творческой личности  Председатель Союза говорил на юбилейном вечере:

Казначейша и другие 

Как справедливо заметил Председатель Союза, творческие люди - особенные, немножко сумасшедшие, и им очень важно осознавать, что они в своем сумасшествии не одиноки. Союз театральных деятелей России как никакая другая общественная организация поддерживает своих членов и вселяет в них уверенность в том, что нас много и вместе мы - сила. Потому что сегодня у Союза - 75 региональных отделений по всей стране, а вскоре их будет 77. И многие из них прислали самарским коллегам поздравления, а представители  некоторых даже приехали засвидетельствовать свое почтение лично. Театры Самарской области тоже не могли остаться в стороне и не поздравить СТД (а значит самих себя) с такой круглой датой. О том, как это было, - в наших видеосвидетельствах.

Поздравление Секретаря Союза, Председателя Тамбовского областного отделения СТД РФ Сергея Левандовского:

Поздравления театров Самарской области:

Запасная столица

В начале ноября празднования переместились в Москву, в Центральный дом актера им. А.А. Яблочкиной, на сценах которого в течение трех дней московскому зрителю были представлены 5 спектаклей театров Самарской области - Самарского академического театра драмы имени М. Горького, театра «Камерная сцена», театра юного зрителя «СамАрт», театра «Самарская площадь», Тольяттинского театра юного зрителя «Дилижанс».

Это был не просто театральный фестиваль, но тщательно подготовленное действо, полное сюрпризов, приятных как для зрителей, так и для актеров.

В фойе работала выставка шаржей режиссера Александра Мальцева:

На спектакль театра «Самарская площадь» «Я - собака» был приглашен коллега главного героя - лабрадор-поводырь, который не только очень внимательно посмотрел весь спектакль, но не на секунду не переставал работать, защищая своего слепого хозяина и указывая ему путь в лабиринтах Дома актера. А после спектакля «Любовные письма» академического театра драмы народных артистов России Жанну Романенко и Владимира Борисова приветствовали их однокурсники - выпускники Щепкинского театрального училища. Из зала на своих студентов, ставших мастерами, смотрел Виктор Иванович Коршунов. Учитель об учениках - в этом видеоматериале:

7 ноября состоялся гала-концерт, в котором приняли участие Самарского академического театра драмы им. М. Горького, ТЮЗа «СамАрт», театра «Камерная сцена», театра «Самарская площадь», Сызранского драматического театра им. А.Н. Толстого, Тольяттинского ТЮЗа «Дилижанс», Тольяттинского театра «Колесо» им. Г. Дроздова, Тольяттинского молодежного театра, а также артисты московских театров, ранее работавшие в театрах Самарской области.  Концерт назывался «Запасная столица». Именно так именовали в годы Великой Отечественной Войны тогдашний Куйбышев. Сюда были эвакуированы дипломатические миссии, различные ведомства, Большой театр. И эта акция, Дни театрального искусства Самарского региона, посвящена не только столетию творческого союза, но и самому главному для всех нас юбилею - юбилею Великой Победы, который мы будем праздновать в следующем календарном году, но уже в этом театральном сезоне.

Актриса Московского театра им.Моссовета, заслуженная артистка России Мария Кнушевицкая, принимавшая участие в этом вечере, поделилась с нами воспоминаниями о своем военном детстве в Куйбышеве, куда она была эвакуирована с мамой, солисткой Большого театра Натальей Шпиллер:

В этом интервью Мария Святославовна говорит очень важные слова о том, что, вопреки известному латинскому выражению, музы не молчат, когда говорят пушки, по крайней мере, у нас, в России. А вспомните-ка, с чего началась история самарского театрального общества? Вот-вот, четырнадцатый год двадцатого века! Действительно: музы не молчат. 

И если их слышно в военное время, то что говорить о мирном? Во второй половине XX века театральных муз Куйбышева-Самары  слышал весь Советский Союз, а имя Петра Монастырского открывало любые двери. Народная артистка России Елена Харитонова рассказала нам, как решалась проблема с жильем в Москве. Строгую чиновницу совершенно не впечатлил тот факт, что перед ней актриса Малого театра. Но когда она узнала, что Елена играла у Монастырского, квартирный вопрос был снят с повестки дня. В нашем интервью Елена вспоминает о своей работе с Петром Львовичем:

На заключительном вечере было много чудесных воспоминаний и трогательных признаний в любви к самарской земле. Так, на сцену вышли сразу шесть (!) артистов Московского театра «Сфера», для которых Самара и другие города Поволжья являются  родиной, и спели песню, в которой были такие слова: «Пой, мегаполис Москва: "Ой, Самара-городок"». И Москва пела. 

Нельзя не сказать о тех, благодаря кому было так интересно и уютно в эти дни в ЦДА. Сотрудники Дома Ирина Москаленко и Павел Тихомиров помогли осуществить Владимиру Гальченко и Тамаре Воробьевой эту замечательную идею - привезти Самару в Москву. Их творческим подходом к делу, их знаниями театральной истории Самары, их умением устраивать сюрпризы и организовывать встречи близких по духу и судьбе людей  и создавался этот праздник. Спасибо вам, коллеги!

Не думать, что все уже сделано

Наш большой и запутанный сюжет подходит к своей развязке. Но завершить его, не предоставив слово тем, кто сегодня работает в  Самарском региональном отделении СТД РФ, мы, конечно же, не вправе. Ведь их энергией живет самарская ячейка нашего театрального сообщества. Слово Тамаре Воробьевой и Владимиру Гальченко.

Тамара Воробьева: 40 лет на посту

Владимир Гальченко: о юбилее, председательской стезе и работе в Секретариате СТД РФ

Владимир Александрович пожелал и Самарскому отделению СТД РФ, и всему Союзу не думать, что все уже сделано, не останавливаться. Мы присоединяемся к его пожеланиям, и нам остается только добавить: 

С новым веком, коллеги! Мы вас любим!

В сюжете использованы фото- и видеоматериалы Самарского регионального отделения СТД РФ, Центрального дома актера им. А.А. Яблочкиной, Информационно-аналитического отдела ЦА СТД РФ. Фото Владимира Сухова, Сергея Павлова, Андриса Рутиньша, Юлии Юдиной. Благодарим Владимира Гальченко, Тамару Воробьеву, Ирину Москаленко и Павла Тихомирова за помощь в подготовке сюжета. 

Архив сюжетов

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма

19 июля 2021 г.

Между шин

Горка" Алексея Житковского, реж. Павел Макаров, Приморский театр молодежи, Владивосток

За последние два года Приморский театр молодёжи заметно обновил свой репертуар. В ряду новых постановок оказалась и «Горка» по одноимённой пьесе Алексея Житковского. Премьера состоялась ещё осенью 2019 года, но спектакль до сих пор вызывает бурную и неоднозначную реакцию. Пьеса новая, ещё не успела заручиться автоматическим и беспрекословным авторитетом. К тому же режиссура Павла Макарова оказалось непривычной для многих зрителей.

12 июля 2021 г.

Дочь артели

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Жизель Ботаническая» по рассказу Эдуарда Кочергина и монологу Екатерины Тимофеевой, реж. Дмитрий Егоров, Стерлитамакский русский драматический театр, Башкортостан

4 июля 2021 г.

На паузе

Мария Бекк пишет о спектакле "DJ Чехов" по "Трем сестрам" Антона Чехова, реж. Эдуард Шахов, Хакасский театр русской драмы имени М.Ю. Лермонтова, Абакан

24 июня 2021 г.

Король и королёк

Лара Бессмертная пишет актерский портрет: Евгений Карпов и Сергей Уманов в роли Лира в спектакле «Король Лир» по пьесе Уильяма Шекспира, реж. Лев Эренбург, Небольшой драматический театр, Санкт-Петербург

20 июня 2021 г.

Тоска по утраченному

Екатерина Кузьмина пишет о спектакле «Рассказы Константина Треплева» по мотивам пьесы Антона Чехова «Чайка», реж. Гульнара Галавинская, Московский драматический театр на Перовской.

11 июня 2021 г.

Поглощенная степью

В нашем блоге для молодых театральных критиков  новая публикация. Розалия Махмутова пишет о спектакле «Амеля» Николая Крашенинникова, Башкирский национальный театр драмы имени Мажита Гафури, художественный руководитель проекта — Айрат Абушахманов, хореограф Алина Мустаева