22 Сентябрь, 2015

Триумф «Авторской сцены»

С 5 по 14 сентября в Бурятии в г. Улан-Удэ проходил очередной Всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». 

Семинар «Авторская сцена» является финальной частью Всероссийского постоянно действующего драматургического конкурса, который уже много лет проводит Союз театральных деятелей России. Пьесы-победители конкурса вместе с их авторами становятся участниками семинара: несколько режиссерско-актерских групп в течение недели работают над текстом, после чего представляют читку или эскиз спектакля на суд не только авторов и коллег, но и зрителей, т.к. семинар проходит на базе одного из российских театров и посмотреть на результаты работы приглашают всех желающих.

В «Авторской сцене»-2015 приняли участие 6 пьес:

«Долг» Геннадия Башкуева (Улан-Удэ),
«Попутчики» Вадима Брика (Санкт-Петербург),
«Антитеррор» Андрея Васильева (Москва),
«Дорога на Хохотуй» Екатерины Климаковой (Новосибирск),
«Конец героя» Артема Томилова (Санкт-Петербург),
«Люстра» Карины Шебелян (Москва).

Эти пьесы победили в серьезном конкурсе: всего в этом году было прислано 375 текстов. В отборе пьес для семинара принимали участие члены Комиссии СТД РФ по драматургии – Ксения Драгунская, Римма Кречетова, Ирина Мягкова, Андрей Любимов и другие. Вот что рассказывает ответственный секретарь Комиссии, бессменный куратор проекта, энергией которой он живет и развивается, Ольга Алексеевна Новикова: «Нам важно,чтобы по возможности был представлен весь срез современного драматургического процесса. Надо заметить, что по-прежнему пьес, обращающих на себя внимание, немного, отыскать, например, интересную современную комедию нам так и не удалось, хотя мы очень старались».

"Конец героя" Артема Томилова г.С-Петербург, Режиссер Андрей Любимов г.Москва:

"Долг" Геннадия Башкуева г.Улан-Удэ, Режиссер Анатолий Баскаков г.Улан-Удэ:

Среди приглашенных в этом году драматургов оказались и такие опытные авторы как Геннадий Башкуев и Андрей Васильев, и молодые, еще мало известные – Артем Томилов, Вадим Брик, Екатерина Климакова и Карина Шебелян. Для трех последних это первая встреча с театром в качестве автора. Шесть режиссеров поделили между собой тексты, и интересы на сей раз не пересеклись. Три режиссера из Бурятии — заслуженный деятель искусств РФ Анатолий Баскаков, молодые Сергей Левицкий и Артем Баскаков, трое из Москвы – Ольга Лысак, Андрей Любимов, Петр Кротенко – готовили пьесы к сценическим показам, которые состоялись 12, 13, 14 сентября.

Ольга Новикова: «Представить сценическую версию текста, по сути «эскиз» спектакля, при ограниченности времени и интенсивности процесса – задача трудоемкая для всех участников. На семинаре драматурги работают вместе со своей творческой группой. Может возникнуть необходимость что-то поменять в тексте или, наоборот, защитить его от слишком активного вмешательства режиссера. Главная задача, не устанем повторять, – соединить драматурга и театр. Правда, бывает и так, что драматург доверяет текст режиссеру и практически не вмешивается в процесс. Бывает и наоборот. Драматурги сегодня часто выступают не только как авторы текста, но и как актеры и режиссеры. И неизбежно возникает вопрос хорошо ли такое совмещение очень разных профессий. Однозначного ответа нет» .

"Попутчики" (А счастлив кто...) Вадима Брика г.С-Петербург, Режиссер Ольга Лысак г.Москва:

"Дорога на Хохотуй" Екатерины Климаковой г.Новосибирск, Режиссер Артем Баскаков г.Москва:

Перед обсуждением каждого показа Алексей Слаповский, художественный руководитель семинара, не уставал повторять, что внимание должно быть сосредоточено на тексте пьесы. Но невозможно было не обращать внимания на работу актеров. Они включались в процесс с таким интересом и самоотдачей, что невозможно было не восхищаться ими. Помимо труппы Русского театра им. Н.А.Бестужева были задействованы актеры Бурятского государственного академического театра драмы им. Хоца Намсараева. Вот они все: народные артисты России Нина Туманова, Галина Шелкова, заслуженные артисты России Лилия Архипова, Владимир Барцайкин, Марина Ланина, Сергей Рыжов, Дмитрий Панков, народные артисты Республики Бурятия Нина Вершинина, Туяна Бальжанова, Сергей Васильев, Олег Петелин, заслуженная артистка Узбекистана Светлана Перевалова, заслуженные артисты Республики Бурятия Евгений Аешин, Леонид Иванов, Владимир Перевалов, Баста Цыденов, Валерий Шарафутдинов, артисты Лала Аскерова, Кристина Баженова, Алена Байбородина, Владимир Барташевич, Екатерина Белькова, Николай Брагин, Иван Бузунов, Евгений Винокуров, Светлана Копошко, Олег Коба, Александр Кузнецов, Елизавета Михайлова, Станислав Немчинов, Аннета Овчинникова, Светлана Полянская, Роман Третьяков, Оюна Тудупова, Анастасия Турушева, Петр Прозоровский, Артур Шувалов, Лиана Щетилина.

"Антитеррор" Андрея Васильева, г.Москва Режиссер Сергей Левицкий, г.Улан-Удэ:

"Люстра" Карины Шебелян, г.Москва.Режиссер Петр Кротенко,г.Москва:

Все показы прошли при аншлагах. Не только театральная общественность города, но и простые зрители активно обсуждали увиденное. Порой высказывались прямо противоположные мнения, так что драматургам непросто разобраться в таких оценках. Но профессиональная система координат выстраивалась на мастер-классах Алексея Слаповского и Ксении Драгунской, а также в дискуссии на тему: «Театр жизни и жизнь Театра», в которой принял участие известный драматург Степан Лобозеров.

Ксения Драгунская: «Театр не должен только веселить людей. Он должен проговаривать болевые точки общества. Я думаю, что театр будет оставаться глотком свежего воздуха при полной деградации телевизионной продукции, кино. Я рассчитываю на то, что у него будет второе дыхание и что сейчас, несмотря на все сложности, он просияет и блеснет. У него очень большие перспективы при наличии таких талантливых молодых авторов, которые пишут о болях сегодняшнего времени».

Алексей Слаповский: «Если театр не будет современным, он превратится в музей. У современного зрителя есть настоятельная потребность увидеть не то, что самих себя, а самих себя в художественном преломлении».

"Вести Интервью". Алексей Слаповский, Ксения Драгунская, Сергей Левицкий. Эфир от 10.09.2015:

Отсутствует Flash плагин. Пожалуйста, установите последнюю версию Adobe Flash Player:
Установите Adobe Flash Player

В подведении итогов семинара принял участие Председатель СТД РФ Александр Калягин, приехавший в Улан-Удэ со своим театром «Et Cetera» на гастроли. Александр Александрович рассказал о том, как возник этот семинар в конце 80-х годов. Это было время, когда мало что создавалось, в основном, все разрушалось. Никто не думал, что семинар будет жить столько лет, что обретет такой авторитет и известность. Александр Александрович признался, что поиски пьесы, своего драматурга всегда мучительны, и объявил,что театр «Et Cetera» открыт для молодых авторов и режиссеров.

Самый главный итог «Авторской сцены» – это четыре пьесы, над которыми Русский театр им. Н.А.Бестужева продолжит работу и представит своим зрителям. Художественный руководитель театра Сергей Левицкий назвал их на закрытии семинара – «Антитеррор» А.Васильева, «Долг» Г.Башкуева, «Конец героя» А.Томилова и «Дорога на Хохотуй» Е.Климаковой. 4 из 6 - это более чем отличный результат!

Союз театральных деятелей России благодарит всех, кто участвовал в организации и проведении семинара: директора Государственного русского драматического театра им. Н.А.Бестужева Петра Степанова, его художественного руководителя Сергея Левицкого, председателя СТД Бурятии Дмитрия Панкова, заместителя Председателя СТД Бурятии Ларису Золотухину, а также Лилию Маркину, Марину Кох,Татьяну Бурмистрову, Татьяну Степанову. Особая благодарность Министерству культуры Бурятии и лично министру культуры Тимуру Цыбикову и за внимание, и за саму возможность провести семинар в таком прекрасном крае как Бурятия.

«Авторская сцена» завершилась, да здравствует «Авторская сцена». Ведь, напоминаем, наш конкурс пьес - постоянно действующий, а значит через год это повторится снова - встреча пьесы, театра и зрителя. И, бог даст, у них все получится.

Фото - Сергей Примаков

Архив сюжетов

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма

19 июля 2021 г.

Между шин

Горка" Алексея Житковского, реж. Павел Макаров, Приморский театр молодежи, Владивосток

За последние два года Приморский театр молодёжи заметно обновил свой репертуар. В ряду новых постановок оказалась и «Горка» по одноимённой пьесе Алексея Житковского. Премьера состоялась ещё осенью 2019 года, но спектакль до сих пор вызывает бурную и неоднозначную реакцию. Пьеса новая, ещё не успела заручиться автоматическим и беспрекословным авторитетом. К тому же режиссура Павла Макарова оказалось непривычной для многих зрителей.

12 июля 2021 г.

Дочь артели

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Жизель Ботаническая» по рассказу Эдуарда Кочергина и монологу Екатерины Тимофеевой, реж. Дмитрий Егоров, Стерлитамакский русский драматический театр, Башкортостан

4 июля 2021 г.

На паузе

Мария Бекк пишет о спектакле "DJ Чехов" по "Трем сестрам" Антона Чехова, реж. Эдуард Шахов, Хакасский театр русской драмы имени М.Ю. Лермонтова, Абакан

24 июня 2021 г.

Король и королёк

Лара Бессмертная пишет актерский портрет: Евгений Карпов и Сергей Уманов в роли Лира в спектакле «Король Лир» по пьесе Уильяма Шекспира, реж. Лев Эренбург, Небольшой драматический театр, Санкт-Петербург

20 июня 2021 г.

Тоска по утраченному

Екатерина Кузьмина пишет о спектакле «Рассказы Константина Треплева» по мотивам пьесы Антона Чехова «Чайка», реж. Гульнара Галавинская, Московский драматический театр на Перовской.

11 июня 2021 г.

Поглощенная степью

В нашем блоге для молодых театральных критиков  новая публикация. Розалия Махмутова пишет о спектакле «Амеля» Николая Крашенинникова, Башкирский национальный театр драмы имени Мажита Гафури, художественный руководитель проекта — Айрат Абушахманов, хореограф Алина Мустаева