04 Декабрь, 2017

Театр и мир. Точки контакта

23–24 ноября в Тамбове проходила межрегиональная конференция «Театр и мир. Точки контакта», организованная Союзом театральных деятелей России совместно с Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области. В работе конференции приняли участие представители профессиональных и любительских театральных коллективов Тамбовской области, преподаватели и студенты ТГМПИ им. Рахманинова, представители средств массовой информации и органов управления культуры Тамбовской области.

В первый день работы конференции состоялось пленарное заседание, на котором выступили начальник информационно-аналитического отдела Центрального аппарата СТД РФ (ВТО) Юлия Юдина (Москва), руководитель агентства «Культурный PR» Тина Гарник (Екатеринбург), председатель Рязанского регионального отделения СТД РФ (ВТО), директор Рязанского театра кукол, директор Международного фестиваля театров кукол «Рязанские смотрины» Константин Кириллов, заместитель начальника Управления культуры и архивного дела Тамбовской области Сергей Саввин, Секретарь СТД РФ (ВТО), председатель Тамбовского регионального отделения СТД РФ (ВТО), актер Тамбовского академического драматического театра Сергей Левандовский, руководитель Комитета культурно-досуговойдеятельности Молодежного парламента Тамбовской области, актер Мичуринского драматического театра Иван Долгий.

Во вступительном слове модератор конференции, начальник информационно-аналитического отдела ЦА СТД РФ Юлия Юдина поприветствовала собравшихся и поблагодарила Управление культуры и архивного дела Тамбовской области за возможность такой встречи: «Название проекта „Театр и мир. Точки контакта“ очень точно отражает уникальности ситуации: 23 ноября в этом зале собрались все участники театрального процесса — представители театральных коллективов, СМИ, зрительской аудитории и органов власти. Это выводит нашу дискуссию на более высокий уровень, мы можем поговорить на очень серьезные темы. Ведь каждый из нас, участников театрального процесса, есть театр. И каждый из нас — мир, с которым этот театр взаимодействует».

Точки контакта — это термин прежде всего маркетинговый, описывающий разнообразные ситуации, в которых происходит взаимодействие компании и клиента. Это моменты истины, от которых зависит, будет ли это взаимодействие постоянным или быстро сойдет на нет. «Казалось бы, это далекая от нашей сферы терминология. Но мы уверены, что использование технологий маркетинга и PR может быть очень полезным для деятелей культуры. Причем не только в контексте организации продаж билетов на спектакли, но и для выстраивания долгосрочных и взаимовыгодных отношений с миром в целом»,— отметила Юлия Юдина.

Второй модератор конференции, руководитель агентства «Культурный PR» Тина Гарник — специалист по связям с общественностью, много и успешно работающий с масштабными проектами в области культуры: Уральской индустриальной биеннале современного искусства, Международным фестивалем-практикумом киношкол «Кинопроба», Международным фестивалем современного танца «На грани» и многими другими. За плечами у Тины большой опыт проведения семинаров по PR для театральных коллективов, и позиция ее относительно того, что должно являться точкой отсчета для театрального пиарщика, сформулирована очень емко: «Связи с общественностью в театральном деле — это не хаотичные призывы бежать на спектакли. Это целая стратегия, которую надо разрабатывать. И, как для любой стратегии, здесь необходимо понимание своей целевой аудитории и четкое формулирование целей и задач своей деятельности. А значит необходимо понимание самих себя — кто мы такие и чего мы хотим».
Именно это и предложили модераторы участникам конференции в качестве темы для разговора — попробовать сформулировать собственные цели, донести свое видение до окружающих и, что не менее важно, попытаться посмотреть на ситуацию глазами своих коллег.

Первым откликнулся на призыв заместитель начальника Управления культуры Сергей Саввин. Сергей Владимирович подробно рассказал о том, какими ему видятся цели и задачи руководителя органа управления культуры: «Каждый из нас имеет право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации. Государство в лице органов законодательной власти и исполнительной власти (и конкретно органов управления культуры на местах, то есть и в моем лице, в лице моих коллег, сидящих в этом зале) должно обеспечивать этот доступ к культурным благам». Что такое обеспечение доступа к культурным благам? Это и организация физической доступности, и сохранение существующих культурных ценностей, и создание условий для производства нового творческого продукта.

И на пути достижения этих целей всегда будут препятствия. Но руководство Тамбовской области делает все, чтобы эти препятствия преодолеть. И на Международном культурном форуме, который состоялся в Санкт-Петербурге, Тамбовская область была отмечена Министерством культуры РФ как регион-лидер по темпам развития культуры и заняла первое место в десятке лучших регионов. «Хочу обратить ваше внимание на эту очень важную формулировку —регион-лидер по темпам развития культуры. То есть регион, культура которого развивается и развивается очень динамично. Это не значит, что у нас нет проблем. Это не значит, что мы достигли какой-то абсолютной вершины и можем почивать на лаврах. Это значит, что мы достигаем одной вершины — и начинаем прокладывать маршрут к следующей. Решаем одну проблему — и сразу начинаем думать над следующей»,— сказал Сергей Саввин.

В выступлении С. В. Саввина были затронуты многие из этих проблем. Это и проблема знакомства жителей области с профессиональным театральным искусством (в Тамбовской области 30 территорий, но профессиональные театры находятся только в Тамбове и Мичуринске, и не всегда у театров есть финансовая возможность выехать в города и села), и необходимость всесторонней и более системной поддержки любительских театров, которые в данной ситуации становятся форпостами театрального искусства в территориях Тамбовской области, и многое другое. И здесь хотелось бы отметить, что озвученные проблемы не остались просто озвученными проблемами. Дискуссия сразу перешла в практическое русло: а что мы можем сделать, чтобы их решить?

Секретарь Союза театральных деятелей России, председатель Тамбовского отделения СТД РФ Сергей Левандовский сразу внес конкретные предложения. Прежде всего, Сергей Алексеевич обратился к представителям любительских коллективов: «Коллеги, уставные цели нашего Союза — содействие развитию театральной жизни, повышение профессиональной квалификации, помощь в установлении творческих контактов. Все это адресовано не только профессиональным театрам, но и любительским. Действительно, мы несколько утеряли связь между региональным отделением и областными любительскими коллективами. Предлагаю вам: формулируйте свои потребности, обращайтесь, будем вместе думать над долгосрочной программой поддержки любительского движения Тамбовской области. Какие нужны мастер-классы, какие темы для вас важны? Мы ждем ваших предложений. Кроме того, Тамбовское региональное отделение СТД РФ уже сейчас готово сделать первый шаг в работе над этой программой. Как Вы знаете, в нашем, как мы его называем, „большом“ Союзе существует проект „Творческая командировка“. Этот проект адресован победителям региональных конкурсов и фестивалей. Это такая награда за творческие достижения — поехать в командировку в Москву или Санкт-Петербург, увидеть спектакли „Золотой Маски“, „Территории“, „Балтийского дома“ и других престижных фестивалей, напитаться новыми идеям, обрести новых друзей. По примеру нашего „большого“ Союза Тамбовское региональное отделение СТД РФ учреждает „Творческую командировку“ для представителей любительских театров: победители областного любительского фестиваля „Театральная весна“ смогут увидеть спектакли Межрегионального театрального фестиваля им. Н. Х. Рыбакова, который проходит ежегодно в Тамбове». 

Коллега Сергея Левандовского, председатель Рязанского отделения СТД РФ Константин Геннадьевич Кириллов развил тему и подарил региону «Творческую командировку» на Международный фестиваль театров кукол «Рязанские смотрины» — масштабный театральный форум, который раз в два года проводится в Рязани и в программе которого — все самое интересное и актуально, что происходит в мире театра кукол. Эти предложения были встречены бурными аплодисментами.

Развивая идею долгосрочной программы поддержки любительского театра актер Мичуринского драматического театра, руководитель Комитета культурно-досуговой деятельности Молодежного парламента Тамбовской области Иван Долгий предложил проводить семинары не только для режиссеров и актеров любительских театров. «Не каждый человек, пришедший в театр, способен выйти на сцену и найти себя в актерской работе. Не всем это доступно — по психофизике, внешним данным и так далее. Но это не значит, что человеку нет места в театре. Он может оказаться талантливым художником, музыкантом, светооператором, звукорежиссером. И для монтажа декораций, кстати, тоже нужен талант. И мы ни в коем случае не должны оттолкнуть этого человека. Мы должны создать ему условия для самореализации. И если наши усилия будут системными, это приведет к созданию развитой инфраструктуры любительского театра, которая ничем не будет уступать инфраструктуре театра профессионального».

Константин Кириллов затронул в своем выступлении еще одну тему, имеющую непосредственное отношение к тому, что было вынесено в название конференции. Константин Геннадьевич говорил о том, как важно уметь посмотреть на себя, свою деятельность со стороны и понять, что же следует изменить. К.Кириллов рассказал об успешном опыте перезапуска театральной премии Рязанской области, которая ко времени его избрания на пост председателя отделения СТД, к сожалению, трансформировалась узкопрофильную «семейную радость» театральных деятелей, мало заметную в информационном поле. Сегодня благодаря такому переосмыслению и системному подходу к организации проекта театральная премия «Зеркало сцены» стала настоящей «Золотой Маской» Рязанской области, истинным праздником для театральных деятелей Рязани с красной ковровой дорожкой, интригой, переживаниями, радостью победы. Яркое шоу «Зеркало сцены» стало также событием и для зрителей, и для средств массовой информации. На саму Церемонию невозможно достать билет, событие транслируется по рязанскому телевидению и потом еще долго обсуждается на страницах газет и в социальных сетях. На этой яркой ноте завершился первый, пленарный день, конференции «Театр и мир. Точки контакта».

Дискуссия была продолжена 24 ноября. Развивая тему первого дня, своими достижениями, проблемами, размышлениями и предложениями делились уже сами представители профессиональных театров и любительских коллективов Тамбовской области и студенты и педагоги ТГМПИ им. Рахманинова.

Все озвученные коллегами проблемы и предложения будут систематизированы и осмыслены. Ведь, как уже было неоднократно сказано участниками конференции, для каждой проблемы можно найти решение, а для каждой полезной инициативы — пути реализации. А для этого нужно научиться слушать и слышать друг друга. Эти два дня положили начало большому серьезному диалогу всех участников театрального процесса Тамбовской области. В этом очень важно быть последовательными и никогда не забывать, во имя чего ведется этот диалог.

Архив сюжетов

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма

19 июля 2021 г.

Между шин

Горка" Алексея Житковского, реж. Павел Макаров, Приморский театр молодежи, Владивосток

За последние два года Приморский театр молодёжи заметно обновил свой репертуар. В ряду новых постановок оказалась и «Горка» по одноимённой пьесе Алексея Житковского. Премьера состоялась ещё осенью 2019 года, но спектакль до сих пор вызывает бурную и неоднозначную реакцию. Пьеса новая, ещё не успела заручиться автоматическим и беспрекословным авторитетом. К тому же режиссура Павла Макарова оказалось непривычной для многих зрителей.

12 июля 2021 г.

Дочь артели

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Жизель Ботаническая» по рассказу Эдуарда Кочергина и монологу Екатерины Тимофеевой, реж. Дмитрий Егоров, Стерлитамакский русский драматический театр, Башкортостан

4 июля 2021 г.

На паузе

Мария Бекк пишет о спектакле "DJ Чехов" по "Трем сестрам" Антона Чехова, реж. Эдуард Шахов, Хакасский театр русской драмы имени М.Ю. Лермонтова, Абакан

24 июня 2021 г.

Король и королёк

Лара Бессмертная пишет актерский портрет: Евгений Карпов и Сергей Уманов в роли Лира в спектакле «Король Лир» по пьесе Уильяма Шекспира, реж. Лев Эренбург, Небольшой драматический театр, Санкт-Петербург

20 июня 2021 г.

Тоска по утраченному

Екатерина Кузьмина пишет о спектакле «Рассказы Константина Треплева» по мотивам пьесы Антона Чехова «Чайка», реж. Гульнара Галавинская, Московский драматический театр на Перовской.

11 июня 2021 г.

Поглощенная степью

В нашем блоге для молодых театральных критиков  новая публикация. Розалия Махмутова пишет о спектакле «Амеля» Николая Крашенинникова, Башкирский национальный театр драмы имени Мажита Гафури, художественный руководитель проекта — Айрат Абушахманов, хореограф Алина Мустаева