СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 Март, 2020

Островский. Кино

Наталия Ивацик

"Таланты и поклонники" Александра Островского, Хабаровский ТЮЗ, реж. Павел Макаров

Я вообще не живу жизнью…
Я живу в заповедном мире моих снов
("Асса")

Спектакль «Таланты и поклонники» по пьесе Островского стал вторым спектаклем Павла Макарова в Хабаровском ТЮЗе. Как и в предыдущем — «Старшем сыне» Александра Вампилова — режиссер разбивает повествование на мелкие осколки, перемешивает с актерской импровизацией и личными реминисценциями, но при этом максимально бережно относится к авторскому тексту. Собирать воедино эту картину зрителю предстоит вплоть до самого финала.

Вот несколько доминант, исходя из которых можно понять логику построения этого спектакля:

СОН. Заявленный в жанре (сны актрисы), он оправдывает непоследовательность, воображаемые, как будто зацикленные ситуации. Одним из доказательств этой особенности можно назвать финал первого акта, когда герои за разговором о бенефисе неспешно наносят себе грим огнестрельных и ножевых ран и по очереди погибают. Свет гаснет, но последнее, что видит зритель в этом акте, – видео, в котором главная героиня как бы просыпается от кошмарного сна.

ТЕАТРАЛЬНОСТЬ. Весь мир актрисы Александры Негиной (Галина Бабурина) сосредоточен вокруг театра, его тем, забот. Граница между реальным миром и миром театра, настоящими чувствами и игрой на публику, действительными проблемами и сценическими задачами — становится все тоньше. И вот ближе к финалу сцена, где главная героиня предстает пред нами с головой медведя, начинается как забавная игра – героиня дурачится и шутливо танцует в этой голове. Но режиссер помещает эту забаву в контекст непростого выбора, вставшего перед Александрой Николаевной. После признания Великатова героиня должна решить: с одной стороны, у нее есть жених, с его морализаторством о честной трудовой жизни, с другой — богач, предлагающий ей беспечное будущее и творческую реализацию. Это противоречие и внутреннее смятение вытесняет Негину на территорию театра, заставляет ее отказаться от серьезного разговора на эту тему и предпочесть ему «театральный ответ». Так на вопросы матери героиня начинает отвечать нарочито, как сказали бы в театральной среде «переигрывая». Давая тем самым понять, что не желает (а на самом деле пока не может) всерьез говорить и думать об этом.

Только сейчас ростовая кукла медведя вдруг начинает причудливым образом рифмоваться со сном Татьяны Лариной. Видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, предвещает скорое замужество. Вот только за кого выйти Александре Николаевне предстоит решить в самое ближайшее время.

Еще один яркий пример театральности — разговор Смельской и Негиной в гримерке. Вполне бытовой диалог двух подруг звучит естественно, пока они готовятся к выходу на сцену. Повторяясь на сцене, он приобретает черты высокой трагедии. Точнее пародии на нее.

ПАРОДИЯ. Вплетение в ткань спектакля «подражаний» культовым кинолентам 1990-х, как правило, служит нам точным референсом к трактовке некоторых персонажей. Например, в самой первой сцене Князь (Андрей Шрамко) и Бакин (Виталий Федоров) предстают пред нами в виде гангстеров «Криминального чтива». Они произносят оригинальный текст Островского, но действуют согласно логике персонажей Тарантино. Таким образом, мы с первых минут понимаем, с кем придется иметь дело в лице этих двоих.

Или, например, сцена приезда Великатова в дом Негиной. В отличие от других героев, у Великатова в спектакле нет монолога, «позаимствованного» у другого (схожего) персонажа пьес Островского, как мы это увидим в дальнейшем. Его рифма воплощена мизансценически и при помощи видео и связана с известным фильмом — «Жестокий романс» 1984 года, где Великатов выступает в роли «блестящего барина» Паратова. Пародируя, может быть, даже не столько персонажа, а исполнителя этой роли — Никиту Михалкова, артист Петр Нестеренко появляется с гитарой под песню «Мохнатый шмель» и соответствующие кадры. Он имеет характерные усы, сыплет деньгами, Смельская (Евгения Колтунова) и Домна Пантелевна (Ольга Шкуро) исполняют цыганочку, а в роли медведя с начала спектакля и так уже находится Петя Мелузов (Михаил Тычинин). Также как Паратов, Великатов называет мать главной героини «тетенькой». А в следующую минуту так же легко побеждает медведя-Петю в шуточной сцене «медвежьего дзюдо», как точно так же побеждает его в сердце Александры Николаевны.

Немного отходя в сторону, хочется отметить, что Великатов – «закрытый» персонаж Островского. Его мотивы не очевидны. Программного монолога, из которого мы могли бы понять жизненные принципы и мировоззрение, этот герой не имеет (За исключением разве что письменного признания Александре Николаевне. Но можем ли мы ему абсолютно верить?). Это дает возможность каждому режиссеру, берущемуся за разбор «Талантов и поклонников», решать этого персонажа по-своему. Трактовку Павла Макарова, вероятно, стоит искать именно через сопоставление Великатова с Паратовым. Между тем, Великатов, в отличие от своего «прототипа», свою бесприданницу увозит.

СЪЕМОЧНАЯ ПЛОЩАДКА. Появляется неявно в первой сцене — пародии на героев Тарантино — и уже сосем явно во второй — съемке эпизода в машине. По сюжету у Александры Негиной не заводится машина, а двое рабочих сцены опрыскивают импровизированное лобовое стекло из пульверизатора. Крупный план на видео создает полную иллюзию дождливого дня и актрисы за рулем своего авто.

Съемочная площадка объясняет нам многочисленные дубли, крупные планы на экране, да и просто некоторые сцены, связанные со съемкой или озвучкой фильма. Так, например, по сюжету пьесы Великатов оставляет записку с признанием Александре Николаевне в букете. В спектакле мы видим это признание на видео несколько раз. Впервые, когда Негина находит записку, а на экране в это время Великатов вполне серьезно произносит ее содержание. И в последующих, пародийных сценах, когда Великатов несколько раз пытается записать свое обращение на камеру. Двойственность эпизода усиливается, когда в кадре появляется «соперница» Негиной за внимание богатого помещика — Смельская. Сцена поцелуя Великатова и Смельской одновременно наполнена трагизмом положения актрисы-содержанки и нашим недоумением, связанным с настроем самого Великатова. Впрочем, до конца спектакля мы так и не разгадаем его внутреннего мира.

Еще одна интересная сцена в спектакле связана с переозвучиванием фрагмента фильма Сергея Соловьева «Асса». В эпизоде, который мы видим на экране, герои Татьяны Друбич и Сергея Бугаева едут на фуникулере. Они молчат. За кадром звучит песня Бориса Гребенщикова. Режиссер Павел Макаров заставляет героев своего спектакля Петю Мелузова и Александру Негину буквально озвучивать этот эпизод. Гитара и легкое мурлыканье Матрены (Влас Булатов) «Под небом голубым» — их новый / старый аккомпанемент. Негина принимается за традиционную в их отношениях «исповедь». «Мы сейчас будем проезжать храм, и я скажу тебе самое главное», — иногда говорит актриса Галина Бабурина. «Иногда», потому что, по всей видимости, этот диалог нарочно не закреплен. И представляет собой скорее импровизацию на тему с обязательными частями оригинального текста Островского.

Сама параллель между учителем Петей и свободным музыкантом Банананом интересна еще и тем, что оба они молоды, честны, бедны и оба имеют влиятельного, взрослого и опасного соперника за внимание девушки. Кстати и сцены «дуэли» между этими героями схожи — обе они спортивные. Крымов, как мы помним, демонстрирует свое превосходство в заплыве в ледяной воде, а Великатов — в сцене «медвежьего дзюдо».

Интересна в этой связи и фраза, сказанная Банананом в этом фильме чуть раньше: «Я вообще не живу жизнью… Я живу в заповедном мире моих снов». Эти слова легко могли принадлежать и главной героине спектакля Павла Макарова.

ЦИТАТНОСТЬ. Герои Островского перестали принадлежать своим пьесам. Их типажи узнаваемы и потому практически каждый герой этого спектакля, если не параллелен, то может быть легко вывернут в другого персонажа Островского. И если Негина в первом своем появлении, сидя в машине, разучивает монолог Катерины из «Грозы» (или снимается в эпизоде, где она сидит в машине), а монолог Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы» в устах Нины Смельской звучит органично и вполне ожидаемо, то «превращение» Мигаева в Карандышева из той же «Бесприданницы» — любопытно и действительно смешно. «Я смешной человек... Я знаю сам, что я смешной человек…», — мы слышим этот монолог дважды в совершенно разных обстоятельствах: от лица Мигаева — антрепренера, попавшего в заложники к Князю и его уязвленному самолюбию, и от лица Обер-кондуктора, отравившего абсолютно всех героев этого спектакля. Действие выстроено таким образом, что этих двух персонажей мы можем с легкостью принять за одного человека. Обе роли исполняет артист Юрий Бондаренко.

Вот еще несколько примеров «чужих» монологов: Ераст Громилов рассказывает историю Счастливцева из «Леса», в которой звучит знаковое для обоих: «…не удавиться ли мне?», а заканчивает свой монолог обличительным (уже Несчастливцева): «Люди, люди! Порождение крокодилов!..».

Бакин вполне закономерно присваивает монолог Глумова («На всякого мудреца довольно простоты»): «Не знаю кто, но кто-нибудь из вас, честных людей, украл мой дневник», — совсем не в контексте происходящего, но точно, эмоционально, высокомерно и обвинительно звучат его слова.

ИМПРОВИЗАЦИЯ. В упомянутом уже эпизоде с озвучиванием фильма сцена имеет всегда один и тот же вид: стойки с микрофонами, пластиковая ширма, видеофрагмент на экране. Импровизационная часть — это текст. Наряду с оригинальным диалогом Пети и Александры Николаевны в сцене всегда присутствует спонтанное, только что рожденное слово: «Смотри, вон пальма», — иногда говорит Негина, озвучивая героиню Татьяны Друбич. Или, бывает, спрашивает у Пети: «Ты не замерзнешь?», «Меня любовь греет», — отвечает он.

Другого рода импровизацию мы видим в сцене поздравления после бенефиса. Проходя через весь зал, герои по очереди преподносят букеты Александре. По мере длительности этой сцены Негина остается принимать поздравления, сидя на авансцене, а остальные герои, продолжая подавать реплики, совершенно свободно существуют в ситуации банкета: выпивают, закусывают, могут начать легкую потасовку или соревнование «попади оливкой в вазу». Другими словами, импровизация здесь связана с существованием, а не с текстом.

Еще один пример — сцена, которой нет у Островского, — игра в русскую рулетку Эраста Громилова (Александр Молчанов) и Васи (Влас Булатов). Исход этой сцены никогда не известен заранее. Актеры действительно заряжают в пистолет один патрон (шумовой капсуль "Жевело") и поочередно испытывают судьбу. В какой момент и в кого произойдет роковой выстрел артисты не знают заранее. Все происходит на глазах у зрителей.

Может быть, есть смысл упомянуть еще один вид импровизации — интонационную. В сцене, которую легко можно назвать «гастрономический оргазм», мы видим одновременно и пародию на разговор Князя и Бакина в первой сцене, и сцену, раскрывающую неочевидные у Островского взаимоотношения богатого барина и актрисы Смельской. Текст и мизансцена здесь закреплены, но, обедая, артисты по сути играют бурное соитие. И прописать подробную сложнейшую партитуру придыханий и характерных вздохов вряд ли вообще возможно. Поэтому каждый раз этот любовный акт выглядит, а, точнее, звучит по-разному.

ОТНОШЕНИЕ С ОРИГИНАЛЬНЫМ ТЕКСТОМ. Важной, как нам кажется, частью работы над спектаклем стало для режиссера максимальное сохранение оригинального текста Островского. И при этом его новая актуализация за счет контекста, видео или действий артистов. Так, например, одну из первых сцен, в которой Князь предлагает Негиной новую квартиру, в первый раз мы лишь частично слышим из телефонного разговора героев, а второй раз фактически видим только на видео (видеозапись спектакля 1971 год, постановка Марии Кнебель, и наложенный сверху текст из спектакля МХАТа СССР, запись 1945 года). На сцене же — грубое домогательство Дулебова до Александры Николаевны с последующим разрешением этой сцены и заявлением Князя, что на бенефис билета ему можно не присылать.

Между тем, некоторые сцены и даже персонажи из спектакля вымараны. Важная в пьесе Островского роль Нарокова вовсе отсутствует. Еще один пример вольного обращения с оригинальным текстом — медведь. Буквализируя фразеологизм «медвежьи объятья», сказанный Негиной в адрес своего жениха, режиссер помещает артиста Михаила Тычинина в ростовую куклу медведя. И это можно трактовать по-разному: то ли учитель Петя Мелузов от бедности подрабатывает где-то в этом костюме. То ли просто настолько нелеп, неуместен и чужд окружающему обществу, как какой-то другой зверь, случайно попавший в чужую стаю. А может и то, и другое одновременно.

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ФИНАЛОВ. По разным подсчетам их насчитывается от трех до пяти. Казалось бы, множественность финалов размывает высказывание режиссера. Затрудняет трактовку этой истории. Не дает возможности понять, что же все-таки хотел сказать режиссер, как он интерпретирует ключевых персонажей. Может показаться, что, уходя от прямых ответов на вопросы: "Действительно ли главная героиня талантлива или она провинциальная пустышка?", "Полюбил Великатов Негину или покупает ее, как красивую куклу?", "Выбирает Негина между карьерой и любовью или любовью и новой любовью?" — режиссер попросту не справляется с финалом спектакля. Между тем, Павел Макаров — верный сын своего времени и, возможно, просто не готов выносить окончательных приговоров. Он демонстрирует нам ситуацию в разрезе, даже, может быть, слишком кромсая ее на части, рассказывает нам о своих ассоциациях, параллелях с поп-культурой 80-х и 90-х, но тоже не готов судить. Он не знает, что за человек Великатов, и не делает выбора в сторону ни одной из возможных версий. Он как бы говорит нам: человек непознаваем в своей целостности, и определять его - значит обеднять. И решать, о чем пьеса / спектакль, таким образом, придется каждому зрителю за себя, одному. Режиссер не лучше знает, кто прав, кто виноват. Режиссер лишь вовлекает зрителя в диалог, предлагает игру, а выводы каждый волен делать сам.

Сводя сквозное действие к минимуму, Макаров выводит каждого персонажа «Талантов» к микрофону, заставляет исповедоваться и, выражаясь фигурально, там же его и расстреливает. Наверное, справедливо было бы назвать этот спектакль концертом, но по форме это, скорее, кинопавильон, где признания в любви снимают с нескольких дублей, исповеди репетируются в разных жанрах, а пулевые ранения рисуют в процессе неспешного разговора.

В раздробленности сюжета, вольной трактовке эпизодов и вставных рок-номерах спектакля Павла Макарова есть что-то неуловимо узнаваемое от работ Юрия Бутусова. Обилие «внешних ссылок» и нескрываемая ирония над персонажами невольно напоминают творчество Константина Богомолова. А нарочитая театрализация и юродство в некоторых сценах отсылают нас к спектаклям Дмитрия Крымова. Но вместе с тем, «Таланты и поклонники» Павла Макарова — спектакль, сотканный из самобытных образов, актерской свободы и возможности диалога для режиссера и автора, зрителя и автора, зрителя и режиссера.

Наталия Ивацик - филолог, культуролог, журналист, театровед, куратор. Окончила "Школу Г.Г. Дадамяна" по специальности театроведение в 2019 году.

Архив сюжетов

28 октября 2020 г.

Кроме шуток

Евгения Ноздрачёва пишет о спектакле «UP», лаборатория «40+», фестиваль «АртМиграция», Боярские палаты СТД РФ, Москва. Режиссёр Денис Азаров.

20 октября 2020 г.

Танец русской мысли

В Москве в сентябре прошел VIII Всероссийский фестиваль «АртМиграция» СТД РФ, на котором традиционно были представлены спектакли молодых режиссёров, получивших столичное образование и работающих в регионах. Участница Лаборатории молодой критики Анна Кочергина (г. Астрахань) выбрала из них три постановки по произведениям русской классики, которые, по её мнению, непременно стоит увидеть.

29 сентября 2020 г.

Три языка

В блоге для начинающих театральных критиков - новая публикация.Елена Жданова из Иркутск пишет о диджитал-спектакле «Пушечное мясо» Павла Пряжко, реж. Дмитрий Волкострелов, продюсер Евгения Шерменева

19 сентября 2020 г.

Вы еще не готовы

В блоге для молодых театральных критиков новая публикация. Лариса Малышева пишет о спектакле «Репетиция. История(и) театра (I)», реж. Мило Рау, Международный институт политического убийства (Цюрих, Гент, Берлин), Национальный театр Валлонии-Брюсселя

2 сентября 2020 г.

Неидеальные люди

Алиса Литвинова пишет о спектакле «Три сестры» Антона Чехова, реж. Тимофей Кулябин, Новосибирский театр «Красный факел».

4 августа 2020 г.

Смешные лекции о смерти

Софья Уфимцева пишет о спектакле «Смерть на работе» Юкка Хютти, Pop-up театр (Россия) и фестиваль «Балтийский круг» (Финляндия), реж. Семен Александровский, сценограф Ксения Перетрухина.

19 июля 2020 г.

Через тьму – к свету

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Горемычные танцы», реж. Александр Артёмов, театр ТРУ, Санкт-Петербург

12 июля 2020 г.

Челябинский молодежный: от Тенгиза Махарадзе до Ивана Миневцева

Блогер Diletant74 беседует с главным режиссером Челябинского молодежного театра Иваном Миневцевым о Тенгизе Махарадзе и на другие темы.

7 июля 2020 г.

Есть кто дома?

Анна Меркушина пишет о работах диджитал-театра в период самоизоляции: спектаклях проекта «Импресарио» — «Погружение» и «9 движений», а также о спектакле «Трепет штор» Артема Томилова петербургской театральной компании «Перфобуфет».

22 июня 2020 г.

Протест против абсурда взрослых

В блоге для молодых театральных критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Елена Жатько пишет о спектакле «Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой в Зимнем саду театра «Школа современной пьесы», реж. Филипп Гуревич.

15 июня 2020 г.

Маршак в ожидании поезда

В блоге для молодых театральных критиков «Старт Ап» СТД РФ - новая публикация. Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Маршак. Четыре сказки», реж. Владимир Антипов, художник Антон Батанов. Театр «За Черной речкой», Санкт-Петербург

6 июня 2020 г.

Куклы из театра императрицы

Елена Жданова - о  спектакле Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова «Любовь - книга золотая»

28 мая 2020 г.

Ирина Холмогорова: «Восемь дней в году мы абсолютно свободны»

В блоге для начинающих театроведов "Старт Ап" СТД РФ  новая публикация. Андрей Новашов беседует с театральным критиком Ириной Холмогоровой о ее семинаре для провинциальных критиков и о современном театре.

20 мая 2020 г.

Остановись мгновенье, ты ужасно!

Елена Александровская — о пьесе Михаила Булгакова «Адам и Ева».

14 мая 2020 г.

Одиночество в семье

Александра Коковина — о спектакле «Тараканы» Полины Бабушкиной по рассказу Алексея Варламова. Архангельский театр драмы имени М. Ломоносова. Реж. Полина Золотовицкая.

2 мая 2020 г.

Страна Айгул

Евгения Ноздрачева — о спектакле «Страна Айгуль» Мустая Карима. Русский драматический театр, Стерлитамак, Башкирия. Режиссер Людмила Исмайлова.

20 апреля 2020 г.

Отказ от детства

Ангелина Куликова — о спектакле «Ромео&Джульетта» по Уильяму Шекспиру. 3 актерский курс Школы-студии МХАТ (художественный руководитель — Евгений Писарев). Режиссер-педагог и хореограф — Алла Сигалова.

13 апреля 2020 г.

Анна - это ты

Ирина Пекарская — о спектакле «Серёжа» по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина», реж. Дмитрий Крымов, МХТ имени А.П. Чехова

6 апреля 2020 г.

Бегство от всех войн

"Беглый" по роману Спартака Ильясова, реж. Айрат Абушахманов, Башкирский драматический театр, Стерлитамак, Башкортостан. Рецензия Азалии Балгазиной.

30 марта 2020 г.

Островский. Кино

"Таланты и поклонники" Александра Островского, Хабаровский ТЮЗ, реж. Павел Макаров. Рецензия Наталии Ивацик.

7 июня 2019 г.

Памяти Владимира Левертова

В память о режиссере и педагоге в Учебном театре ГИТИСа прошел вечер, в котором приняли участие его ученики – известные актеры и режиссеры: Татьяна Догилева, Юрий Стоянов, Алексей Земский, Виктор Сухоруков, Евгения Добровольская, Иван Шаболтас, Татьяна Веденеева, Михаил Богдасаров, Андрей Звягинцев, Юлия Свежакова, Владимир Мишуков...

28 декабря 2018 г.

Год театра в России

9 декабря 2018 г.

СТД Республики Коми – 70!

4 декабря 2018 года в Академическом театре драмы им. В. Савина состоялся праздничный вечер «Под знаком СТД», посвященный 70-летию Союза театральных деятелей Республики Коми – самого многочисленного творческого Союза в Республике Коми.

19 сентября 2018 г.

Лаборатория 40+

Две недели тринадцать артистов из разных городов России от Хабаровска до Элисты провели в Доме творчества «Актер-Руза», где вместе с молодыми коллегами создавали спектакль о театре и своей жизни.

20 марта 2018 г.

Театральная энциклопедия Алтайского края

27 марта 2018 г. в Белом зале Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая состоится презентация нового издания – «Театральной энциклопедии Алтайского края».

22 декабря 2017 г.

Русский театр за рубежом | 2017

В 2017 году Центр поддержки русского театра за рубежом СТД РФ провел серию мероприятий: мастер-классы, тренинги, режиссерские лаборатории. Рассказываем подробно.

4 декабря 2017 г.

Театр и мир. Точки контакта

23–24 ноября в Тамбове проходила межрегиональная конференция «Театр и мир. Точки контакта», организованная СТД РФ и Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области. 

30 ноября 2017 г.

Осенний дайджест

Самое-самое из жизни региональных отделений Союза за три осенних месяца.

15 октября 2017 г.

Уральская зона

С 25 по 29 сентября в Челябинске проходил Уральский театральный форум СТД РФ. Этот уникальный формат мероприятия хорошо известен в театральной России. Обсуждение серьезных вопросов в кругу коллег, интенсивные тренинги для артистов, семинары для завлитов и PR- специалистов, мастер-классы для гримеров, художников и технологов. Ни одна театральная профессия не останется без внимания.

31 августа 2017 г.

Летний дайджест

Театральное межсезонье подходит к концу. Публикуем дайджест за июнь и июль. Делимся новостями из жизни Союза за два летних месяца.

11 июля 2017 г.

Резиденция СТД РФ

В июне 2017 года Платоновский фестиваль искусств и Международный отдел СТД РФ провели первую международную резиденцию в рамках фестиваля.

10 июля 2017 г.

Авторская сцена - 2017

С 1 по 10 июня в Рязани проходил очередной всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Принимал семинар Рязанский областной театр драмы.

30 июня 2017 г.

Июньский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Представляем июньский ТОП-4.

31 мая 2017 г.

Майский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Представляем майский ТОП-8.

30 апреля 2017 г.

Апрельский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Представляем апрельский ТОП-7.

31 марта 2017 г.

Мартовский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Итак, представляем мартовский ТОП-13.

28 февраля 2017 г.

Февральский дайджест

С нового года вводим новую традицию. В последний день каждого месяца мы будем публиковать дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Итак, представляем февральский ТОП-7.

21 февраля 2017 г.

Роман Виктюк: свой среди своих

20 февраля на традиционном Приеме Председателя СТД РФ театральные деятели Москвы чествовали народного артиста Украины и России, создателя авторского театра, режиссера Романа Григорьевича Виктюка.

31 января 2017 г.

Январский дайджест

С нового года вводим новую традицию. В последний день каждого месяца мы будем публиковать дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Итак, представляем первый январский ТОП-5.

18 января 2017 г.

Сказка на здоровье!

В последние дни уходящего 2016 года под эгидой Рязанского отделения Союза театральных деятелей РФ рязанские театры приняли участие в новом благотворительном проекте «Сказка на здоровье!»

21 декабря 2016 г.

АВТОРСКАЯ СЦЕНА.POSTFACTUM

На Всероссийском семинаре драматургов «Авторская сцена» в Бурятии осенью прошлого года была представлена пьеса «Дорога на Хохотуй» молодого драматурга из Новосибирска Екатерины Гилевой.

23 ноября 2016 г.

Новосибирский "Парадиз"

21 ноября в Камерном зале филармонии состоялась торжественная церемония вручения театральной премии «Парадиз», на которой были отмечены самые яркие работы прошлого театрального сезона.

4 октября 2016 г.

Зеркало Сцены - 2016

С 30 сентября по 6 октября в г. Рязани во второй раз прошел профессиональный театральный фестиваль-премия «Зеркало сцены». Главное театральное событие региона было организовано и проведено Рязанским отделением СТД РФ при поддержке Правительства Рязанской области и регионального министерства культуры и туризма.

26 сентября 2016 г.

Премии - молодым!

22 сентября в новосибирской студии ГТРК во второй раз была вручена премия молодым актерам театра и деятелям кино имени Владлена Бирюкова.

26 июля 2016 г.

Авторская сцена - 2016

С 1 по 10 июня в г. Саратове проходил очередной всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Принимал семинар Саратовский академический театр драмы им. И.А.Слонова.

17 мая 2016 г.

Рождение замысла

С 25 по 30 апреля в Алтайском краевом отделении СТД РФ проходил фестиваль «Рождение замысла». В фестивале принимали участие артисты профессиональных театров края, получившие в 2015 году стипендию Союза на свои проекты.

10 мая 2016 г.

Снимается кино

В апреле в Верхней Сысерти, что под Екатеринбургом, проходил Второй Семинар творческой молодежи, посвященный Году кино, проходящему в России. О том, что там происходило в течение 5 дней при участии 80 молодых творцов (артистов, режиссеров, композиторов, писателей и художников) и какое отношение к кино имеет наш Союз - в нашем сюжете.

22 апреля 2016 г.

Дом, в котором живет любовь

Дом ветеранов сцены в Санкт-Петербурге, основанный актрисой Александринского театра Марией Гавриловной Савиной, отметил свое 120-летие. 19 апреля 2016 года в Дом поздравить именинников пришли Александр Калягин, Сергей Паршин, Владимир Рецептер, Николай Мартон, Семен Альтов и многие другие.

6 апреля 2016 г.

Золотые люди СТД

Сегодня в наших «Сюжетах» три героя - Александр Романов (Златоуст), Ольга Казаковцева (Барнаул) и Елена Кривошеева (Киров). Это наши люди в регионах, люди, на которых держится наш Союз. И которых мы поздравляем с присвоением Высшей награды Союза - Золотого знака СТД РФ.

29 марта 2016 г.

Артмиграция 2015

Уже три года подряд в начале осени в Москву, на Страстной бульвар, со всей России и стран Ближнего зарубежья съезжается театральная молодежь. Это Всероссийский молодежный театральный форум-фестиваль «АРТМИГРАЦИЯ»!
Только что Союз театральных деятелей открыл прием заявок на «АРТМИГРАЦИЮ» 2016. А пока предлагаем вам вспомнить, как проходила наша предыдущая Встреча. 

8 марта 2016 г.

Суровый талант Владимира Этуша

7 марта в Театральном центре СТД РФ "На Страстном" состоялся прием Председателя СТД РФ. Александр Калягин вручил Премию Председателя СТД РФ патриарху вахтанговской сцены, народному артисту СССР Владимиру Этушу.

24 сентября 2015 г.

Близкий Дальний Восток

С 6 по 9 сентября в Хабаровске проходил Дальневосточный театральный форум СТД РФ. Этот уникальный формат уже хорошо известен в театральной России. Все знают: если Союз приглашает на форум - надо ехать. 

22 сентября 2015 г.

Триумф «Авторской сцены»

С 5 по 14 сентября в Бурятии в г. Улан-Удэ проходил очередной Всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Результаты впечатляют: 4 из 6 пьес будут поставлены на сцене Государственного русского драматического театра им. Н.А.Бестужева.

30 июля 2015 г.

Летняя школа: карта памяти

"Я не испытывал ничего более прекрасного за всю свою жизнь, чем за этот месяц, проведенный в Летней театральной школе при СТД. Скажу так — это рай для актеров". Мераб Кусикашвили

23 июня 2015 г.

Новосибирск: назад в 70-е

20 июня в Летнем дворике Дома Актера прошел XIX ежегодный конкурс Новосибирского отделения СТД РФ «Поют артисты драматических театров». Конкурс был посвящен музыке 70-х - времени, когда Пугачева выступала с «Веселыми ребятами», Боб Марли уже стал культовым, группа Queen только образовалась,а Владимир Высоцкий играл «Гамлета» в театре на Таганке

23 июня 2015 г.

Борис Константинов: "Куклы - это далеко и не только белочки и зайчики"

16 июня в Летней театральной школе СТД РФ состоялся мастер-класс главного режиссера Государственного академического Центрального театра кукол им. С. В. Образцова, лауреата Национальной премии «Золотая Маска» Бориса Константинова.

17 июня 2015 г.

Сохранить в себе ребенка…

12 июня в рамках IX Летней театральной школы СТД РФ прошел мастер-класс народного артиста России, художественного руководителя Академического Малого драматического театра — театра Европы, профессора, заведующего кафедрой режиссуры и актерского мастерства Санкт-Петербургской академии театрального искусства Льва Додина

11 июня 2015 г.

Звезды театральной Тамбовщины

8 июня 2015 года в Шоршоровском сквере города Тамбова, у стены Тамбовского драматического театра была торжественно открыта «Аллея Звёзд театральной Тамбовщины». В церемонии открытия Аллеи Звезд принял участие Секретарь СТД РФ, народный артист России Игорь Костолевский

10 июня 2015 г.

Открыты к восприятию нового

6 июня в творческой резиденции СТД РФ «Звенигород» состоялась встреча российского театрального режиссёра, основателя и художественного руководителя Театра «Студия театрального искусства» Сергея Женовача с участниками IX Международной летней театральной школы

9 июня 2015 г.

Вячеслав Полунин: «Театр – это повод собраться вместе и любить друг друга»

4 июня в творческой резиденции СТД РФ «Звенигород» состоялась встреча режиссера, актера, клоуна Вячеслава Полунина с участниками IX Международной летней театральной школы

20 мая 2015 г.

Золото Союза

18 мая в СТД РФ состоялось радостное событие - вручение высшей награды Союза: народной артистке СССР Юлии Константиновне Борисовой, народному артисту СССР Сергею Юрьевичу Юрскому и директору Центральной научной библиотеки СТД РФ, заслуженному работнику культуры РФ Вячеславу Петровичу Нечаеву

4 мая 2015 г.

Живая память

К 70-летию Победы мы подготовили серию интервью с ветеранами Великой Отечественной Войны. Эти люди, поколение победителей,  - живая память о том, какие страшные испытания выпали на долю нашего народа. Низкий вам поклон и наша благодарность.

7 апреля 2015 г.

В феврале - стихия, в марте - гусеницы

Творческая жизнь в наших региональных отделениях бьет ключом. О том, как закончилась зима и началась весна в Кемерово, рассказывают наши коллеги из Кемеровского регионального отделения СТД РФ

2 апреля 2015 г.

В честь юбилея — парад капустников. И не только!

30 марта в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина состоялся праздник, посвящённый 60-летию Белгородского отделения Союза театральных деятелей России.

20 февраля 2015 г.

Радость Веры Васильевой

16 февраля на традиционном Приеме Председателя СТД РФ театральные деятели Москвы чествовали народную артистку СССР Веру Васильеву. Вера Кузьминична, ставшая лауреатом Премии Председателя СТД РФ, благодарила собравшихся за ту радость, которую ей доставил этот вечер. Хотя справедливее было бы сказать, что это встреча с Верой Кузьминичной была счастьем для всех нас

12 февраля 2015 г.

Вспоминая клин-10

В декабре 2014 года в «Боярских палатах» СТД РФ состоялась юбилейная выставка молодых театральных и кино художников «КЛИН10». Предлагаем вам увидеть своими глазами, как это было

21 января 2015 г.

А можно взять – и почитать!

А вы знаете, что наш интернет-проект START UP, посвященный молодежным программам СТД РФ, является также площадкой для высказывания молодых? На сайте под чутким руководством Павла Руднева работает блог критических дебютов, насчитывающий сегодня уже более 60 публикаций. Мы решили сделать своего рода навигатор, чтобы все желающие могли узнать, какое оно - будущее нашей театральной критики.

17 ноября 2014 г.

Театральный век Самары

С 5 по 7 ноября в ЦДА им.Яблочкиной проходили Дни театрального искусства Самарского региона в Москве. Так завершился праздничный марафон, начавшийся в Самаре 27 октября и посвященный столетнему юбилею Самарского регионального отделения СТД РФ. О том, что случилось на Волге сто лет назад, чем памятна Самара Марии Кнушевицкой и Александру Калягину, какую песню поет мегаполис Москва - в нашем сюжете.

15 октября 2014 г.

Новости регионов. Новосибирск и Тыва

Мощь Союза театральных деятелей России заключается в его региональных отделениях. Региональное отделение СТД РФ объединяет не только членов Союза, работающих практически в каждом театре данной республики, области или края, но и всех театральных деятелей региона. Без новостей  отделений об их проектах и инициативах, радостях и проблемах картина жизни и деятельности Союза была бы неполной. 

13 октября 2014 г.

75 и 30. Праздник в Кемерово

В 2014 году исполнилось 75 лет Кемеровскому региональному отделению СТД РФ (ВТО) и 30 лет со дня открытия Дома Актёра. Это, безусловно, стало важным событием для театральных деятелей Кузбасса. Поэтому задолго до финального праздника начались юбилейные мероприятия, в которых принимали участие многие артисты кемеровских театров.

2 октября 2014 г.

Южный форум: театр, время, перемены

С 25 по 29 сентября в Ростове-на-Дону проходил Южный театральный форум СТД РФ «Театр. Время перемен». Уже много лет Союз проводит форумы, участниками которых являются театральные деятели одного из федеральных округов России. Город, принимающий форум, становится на несколько дней настоящей театральной столицей России.

22 сентября 2014 г.

Артмиграция: инициатива и подвижность

С 8 по 13 сентября в Москве проходил Второй Всероссийский театральный форум-фестиваль «Артмиграция». В названии этого проекта соединились два понятия, определяющие для нас молодежную театральную культуру. Арт – это искусство, а искусство - всегда инициатива. Миграция – подвижность. Инициатива и подвижность – вот признаки молодежной театральной культуры.

8 июля 2014 г.

«Рузу» продали! «Актер» разрушили! Куда податься?

В первую неделю июля состоялись два события, которые можно было бы объединить следующей фразой официального пресс-релиза: успешно реализован очередной этап Программы развития здравниц Союза театральных деятелей России — открыты для отдыхающих санаторий «Актер» в Сочи и Дом творчества «Руза». Но мы не хотим писать официальный пресс-релиз. Мы хотим делиться с вами своей радостью.
24 июня 2014 г.

Вспоминая Ялтинскую театральную конференцию

28-29 мая в Доме творчества СТД РФ «Актер» (Крым, Ялта) состоялась Ялтинская театральная конференция — рабочее совещание, в котором приняли участие руководители СТД РФ и региональных организаций Союза. В нашем сюжете вы узнаете, как это было. А было это замечательно!

28 мая 2014 г.

Церемония закрытия Фестиваля «Браво!»

28 мая на сцене Свердловского академического театра драмы пройдет церемония закрытия Фестиваля «Браво!», подводящего итоги минувшего театрального года в Свердловской области. 

Прямой эфир с закрытия фестиваля вы можете посмотреть на нашем сайте. (Начало в 16:30 по московскому времени)

18 апреля 2014 г.

«Золотая Маска» Олега Шейнциса

В этом году «Золотая Маска» вручается в двадцатый раз. И сегодня мы не можем не вспомнить о ее создателе - художнике Олеге Ароновиче Шейнцисе, который хотел, чтобы «этот символ театра, «Золотая Маска», украшал жизнь моих талантливых друзей, доставлял им радость»

22 марта 2014 г.

Леонид Хейфец: «Стараюсь говорить правду»

24 февраля на Приеме Председателя СТД РФ Александр Калягин вручил Леониду Ефимовичу Хейфецу Премию Председателя. Почему Леонид Хейфец всегда старается говорить правду, как Всероссийское театральное общество изменило его жизнь и где работают самые прекрасные женщины в мире - смотрите в нашем видеорепортаже.

21 марта 2014 г.

Весь мир в Кардиффе

С 5 по 15 сентября в славном уэльском городе Кардифф (Великобритания) состоялась третья выставка всемирной сценографии - World Stage Design 2013 (WSD 2013). О том, как делался один из крупнейших проектов Всемирной Организации Сценографов, Театральных Архитекторов и Технологов (OISTAT) и какую планку задали молодые русские сценографы - в нашем материале.

17 марта 2014 г.

Искусство ради жизни

17 февраля в Театре балета «Щелкунчик» в Екатеринбурге прошел благотворительный марафон «Искусство ради жизни», посвящённый Международному Дню борьбы с детским раком, в котором приняли участие ведущие театры и творческие коллективы Екатеринбурга.

9 февраля 2014 г.

Искусство ради жизни

13 марта в Театре балета «Щелкунчик» в Екатеринбурге прошел благотворительный марафон «Искусство ради жизни», посвящённый Международному Дню борьбы с детским раком, в котором приняли участие ведущие театры и творческие коллективы Екатеринбурга.