СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 Май, 2020

Ирина Холмогорова: «Восемь дней в году мы абсолютно свободны»

Андрей Новашов

Беседа с театральным критиком

«Вы стали лучше писать. Конечно, мы не думаем, что это заслуга только нашего семинара», – фраза, которую от Ирины Витальевны слышали многие нестоличные театральные журналисты, приезжавшие и приезжающие на её семинар. Но именно семинар для некоторых, а, пожалуй, для большинства, стал первым серьёзным знакомством с миром театра и театральной критики.

Занятия Холмогорова строит так, чтобы «семинаристы» (так мы в шутку себя называем) учились не только у преподавателя, но и друг у друга. Назову хотя бы нескольких участников прошлых лет: Диляра Хусаинова, много лет работающая завлитом Казанской русской драмы; два саратовских завлита – Ольга Харитонова (Академдрама) и Анастасия Колесникова (ТЮЗ). Рязанский культурный обозреватель Елена Коренева. Старший преподаватель Кемеровского института культуры, кандидат культурологии Алексей Бураченко, который уже сам ведёт авторский курс для журналистов, будущих театральных рецензентов. Вера Сердечная, кандидат филологических наук из Краснодара, Ассоциацией театральных критиков выбранная в этом сезоне в состав экспертного совета «Золотой Маски». Перечисленные и неназванные пишут о спектаклях у себя в городе, публикуются в столичных профессиональных изданиях, организуют театральные фестивали и лаборатории, входят в состав жюри театральных и драматургических конкурсов. Словом, участвуют в формировании театрального ландшафта. И многие именно благодаря встрече с Холмогоровой выбрали главным делом жизни театр.

Ирина Холмогорова окончила театроведческий факультет и аспирантуру ЛГИТМиКа, ныне профессор ВТУ (институт) имени М.С. Щепкина. Автор монографии «Герхарт Гауптман: драма заката» и более ста рецензий и статей, опубликованных в научных сборниках, в журналах «Театр», «Московский наблюдатель», «Петербургский театральный журнал», в «Экране и Сцене». Неоднократно принимала участие в работе фестиваля «Золотая Маска» (дважды была председателем Экспертного совета), несколько лет возглавляла Вологодский фестиваль «Голоса истории», читала лекции по истории русского театра в Германии в Театральной академии г. Ульм.

– Ирина Витальевна, много лет в Щепкинском училище Вы преподаёте актёрам. С кем интереснее: с актёрами или с семинаристами?

– Студенты-актёры и семинар мне интересны равно, и по-разному. Надо сказать, что в больших театральных ВУЗах считается, что для преподавателя истории театра читать лекции актёрскому факультету – это ссылка, что-то вроде Берёзово для Меншикова. Вот театроведы и режиссёры – это да! В Ленинграде, окончив тогдашний ЛГИТМиК и будучи ещё аспиранткой, я немножко читала именно театроведам. Но по-настоящему мой преподавательский опыт формировался в Москве, в Щепке. Мне очень нравилось (и нравится до сих пор) работать с актёрами (а в Щепке и нет другого факультета, кроме актёрского). Правда, лет через пятнадцать мне стало казаться, что сейчас читать театроведам я бы уже не сумела: ведь здесь должна быть совсем другая подача материала. И когда мне в СТД предложили вести семинар у филологов и журналистов, пишущих о театре в разных регионах страны, согласилась с благодарностью сразу. Считала, что это всё же поближе к театроведам, хотела попробовать.
Впрочем, лет десять назад Алексей Вадимович Бартошевич пригласил меня в ГИТИС к себе на кафедру читать театроведам небольшой раздел истории зарубежного театра. Естественно, в два раза объемнее, чем у актёров. Кажется, я с этим справилась. Но, проработав лет семь-восемь ушла – Бартошевич не даст соврать – по собственному желанию. Мне стало скучно. Вероятно, потому, что это были лекции, а не семинары. На семинарах, не сомневаюсь, студенты-театроведы гораздо живее, активнее, эмоциональнее. А на лекциях другая задача – внимательно (как положено!) слушать, прилежно всё записывать, опустив головы в тетрадки. Я же привыкла к диалогу, к вопросам, к эмоциям, пусть иногда наивным. С первого курса разрешаю студентам-актёрам задавать вопросы посреди лекции, а не по окончании. Хотя и после лекции многие задерживаются, чтобы обсудить последние московские спектакли, услышать мнение об исполняемых ими на учебной сцене ролях.

– Всё-таки к тому времени, когда начинался семинар, Вы уже больше двадцати лет преподавали в прославленном ВТУ им. Щепкина, были востребованным рецензентом. Зачем вам провинциальные журналисты и дилетанты в театре?

– Знаете, ведь возникновение таких семинаров – великая заслуга СТД. Союз, озабоченный тем, что в городах России нет театроведов, за много лет до того, как мне предложили вести один из семинаров, их уже проводил. Критиками на местах и тогда, как и сейчас, были и есть в основном филологи, журналисты. Вот СТД и решил преподать этим специалистам некий театроведческий ликбез, подтянуть их к театральной проблематике, даже к театральной терминологии, попытаться дать им в руки некий критический инструментарий. Вели такие семинары в разные времена Анатолий Смелянский, Вера Максимова, Виктор Калиш, Валентина Рыжова – всё известные имена. Сейчас имена тоже известные – Наталья Старосельская, Григорий Заславский…
Зачем семинар мне? Я рада, когда удается сообщить этим людям то, что они раньше не знали. Нравится, как они потом пользуются этими новыми знаниями. Нравится, что узнаю кое-что от них. Ведь семинар – это ещё и обмен знаниями. Будучи филологами и историками, «семинаристы» достаточно образованы, да и знают, в силу своего образования кое-что, чего иногда не знают театроведы. Вот с журналистами сложнее – они стремятся ухватить всё, всюду и сразу, и частенько предлагают читателю/собеседнику свои вполне поверхностные взгляды. Участники нашего семинара нравятся мне еще и по-человечески. Много лет очень везло в этом отношении. Приезжают доброжелательные открытые молодые люди, часто с неплохим вкусом. Благодаря этому возникает дружеская атмосфера – все переписываются друг с другом в течение года, публикуют в своих группах рецензии, обсуждают их, как я знаю, и помимо наших встреч.

– За несколько дней семинара удаётся что-то изменить в человеке?

– За несколько дней, думаю, нет. Во взрослом человеке вообще не очень-то легко что-то изменить. А за четыре-пять семинаров можно, но только не ты его изменяешь, а он меняется сам. Конечно, хочется надеяться, что ты помог ему в этом. И когда видишь, что семинар стал интереснее думать о театре, точнее формулировать свои мысли, – радуешься. Скажу откровенно, самая сложная проблема – не устная, а письменная рецензия и вообще письменный текст. Слишком многое должно сойтись для этого. Большинству, несмотря даже и на филфак за плечами, не хватает театрального контекста, чтобы что-то понять, вспомнить, сравнить, провести аналогии. А еще – структурирование текста… Вкус к родному языку… Как построить фразу, какое слово поставить на первое место, а какое на последнее? Это каждый раз может зависеть от контекста и интонации рецензента по отношению к спектаклю как к целому. Вот у Булгакова в «Мастере и Маргарите» ведь простая штука – в первых же строках фраза: «Пуста была аллея». Порядок слов не очень привычный, но и ничего, вроде бы, особенного, а скажи писатель «Аллея была пуста» – и пропала бы вся особая интонация романа.

– Как участник семинара знаю, что из Ваших семинаров почти никто не хочет уходить.

– Ну, как раз пару лет назад в семинаре появилась новая участница, которая ушла от нас после первой встречи. То ли из-за дороговизны поездки из дальнего города, то ли – просто потому, что не понравилась наша компания. И что? Это её право. Больше до сих пор, правда, никто не уходил, разве что из-за «повышения по службе» или по изменившимся житейским обстоятельствам. Некоторые (и это не один, и не два человека) переезжают в Москву или в Питер, находят там профессиональное применение себе. С ними мы вынуждены (чаще всего, к сожалению) расстаться. При этом есть, разумеется, и неизбежная ротация. Иногда и деньги играют свою неприятную роль. Многие участники семинаров должны самостоятельно оплачивать дорогу. Некоторым это в какой-то момент жизни становится не под силу. Кого-то именно в эти дни не отпускают на работе. Но всё равно средний состав семинара каждый раз 10-12 человек. Почему большинство не хочет уходить? Знаете, однажды я от студентов услышала неожиданную реплику: «мы чувствуем, что мы вам интересны». И это правда. Мне интересны и они, и «семинаристы», с которыми, я вижусь, как легко подсчитать, всего восемь дней в году. Но в эти восемь дней в году мы все абсолютно свободны – от начальников, главных редакторов, худруков и т.д. Мы сами себе и друг другу – читатели, оппоненты, редакторы.

– Но, рассуждая о семинаре, Вы всё же говорите и о том, что чему-то нельзя научить.

– И всё-таки семинар помогает людям, которые иногда и не видят ничего, кроме спектаклей своего города, увидеть что-то другое. Расширяются горизонты, возникает привычка к стилистически совершенно разным спектаклям. Конечно, ещё и интернет очень способствует, но эти нечастые и недешевые поездки тоже. К тому же, участники семинара друг для друга становятся некой малой референтной группой. Их мнения по увиденным спектаклям начинают всё чаще совпадать. И еще: в нашем семинаре, при постоянной вынужденной ротации, практически нет провинциальных людей. Они все из провинции, но они не провинциальны.

– У Вас выработалась какая-то методика работы в семинаре?

– В первую очередь, конечно, обсуждение просмотренных накануне спектаклей. Формы могут быть разными: то образуем «круглый стол», за которым говорится и о спектакле, и об общих театральных проблемах; то выстраиваем сценарий «обсуждения на труппе», с распределением ролей, с репликами актёров, выступлением режиссёра и, конечно, самого критика, которому иногда достаётся. Иногда бывают мои мини-лекции по возникающим в ходе бесед темам. Каждый раз стараемся – особенно в Москве или в Питере (что бывает нечасто) – пригласить на встречу с семинаром кого-то из известных театральных деятелей. И ещё: обсуждение рецензий, обзоров, интервью, написанных участниками семинара для местных, а всё чаще и для столичных изданий. Практика, осуждаемая – и, вроде бы, не без оснований – некоторыми коллегами: «Какой смысл обсуждать уже опубликованное?». Но я вижу в этом смысл. Во-первых, довольно часто попадаются работы законченные, но ещё не опубликованные, и авторы с удовольствием после обсуждения дорабатывают их; а во-вторых, – возникает возможность поговорить об особенностях конкретного жанра, идет совместная «работа над ошибками». Ещё одно – домашние задания: рецензия, обзор, актёрский портрет, интервью. И попытки написать рецензию прямо во время семинара (естественно, ночью) размером в одну страницу.

– Отвлечёмся от семинара. В годы Вашего поступления в ЛГИТМиК на дневное отделение театроведческого факультета у вчерашних школьников даже документы не принимали. Нужен был рабочий стаж. Вы поступили на вечернее отделение, а работать пошли в БДТ. Когда через год Вам предложили перейти на дневное, Вы предпочли остаться на вечернем, чтобы, работая в БДТ, бывать на репетициях Товстоногова. И только, когда через год предложили снова, согласились. Сначала казалось, что репетиции Товстоногова для понимания профессии давали больше, чем институтские лекции?

– В институте у меня были замечательные преподаватели, которые не только сообщали необходимые сведения, но каким-то образом открывали тебе новую картину мира. А в БДТ я узнала театр изнутри, при этом не абы какой, а тот, которым руководил один из крупнейших режиссёров своего времени. Я тогда только закончила десятый класс, и меня в театре поражало всё: закулисная атмосфера, репетиция, задачи, которые Товстоногов ставил перед актёрами, его удивительные формулировки, актёры, предлагавшие что-то своё… И то, как на глазах складывался спектакль… И готовность Товстоногова выслушать! Я помню его интонацию, когда он, хмыкнув (если предложенное ему нравилось), говорил: «Давайте попробуем!». Всё это было другой стороной профессии. Мы тогда получали профессию всюду, где только могли…

– В западно-европейском искусстве выделяют периоды: вот в этот доминировала живопись, в этот – музыка, и так далее. Вы были свидетелем нескольких театральных эпох в СССР и постсоветской России. В какую из этих эпох доминировал театр?

– Во время моей молодости – наверное, конец 50-х и 1960-е годы. Хотя сказать, что доминировал именно театр, не совсем верно. Прорыв был практически во всех видах искусства. Была та самая оттепель, недолгая, но моему поколению крепко запомнившаяся. Большинство из нас до сих пор осознает тогдашнее свое счастье: мы получали своё профессиональное образование именно в эти годы.

– И все-таки театр играл в 1960-е годы огромную роль в жизни общества. Почему?

– На этот вопрос есть уже ставший банальным ответ: театр стал особенно нужен обществу и, в первую очередь, интеллигенции, потому что в эти годы он получил всё же какую-то возможность, пусть минимальную, иносказательно говорить правду. В других видах искусства это было сделать сложнее. В 1962 году Товстоногов, как известно, предпослал своему «Горю от ума» в качестве эпиграфа реплику из письма Пушкина к жене: «…чёрт догадал меня родиться в России с душою и талантом». Был сделан тюлевый занавес, по которому чёрными буквами шла, отбрасывая тень в глубину сцены, эта фраза. Спектакль, однако, вышел без эпиграфа. Власти города, не напрасно шокированные пушкинским «непатриотичным» высказыванием, требовали устранения эпиграфа, угрожали закрытием спектакля. Товстоногов тогда принял всем памятное решение: лучше лишиться эпиграфа, чем спектакля. Ведь спектакль говорил о том же самом, только «без объявления войны». Вспоминаю эту известную историю, потому что она – про иносказание. В 1967 году в Театре сатиры закрыли спектакль Марка Захарова «Доходное место» с Андреем Мироновым в главной роли. И вот там уже обойтись малой кровью было невозможно. В известном смысле, это оказалось одним из знаков конца оттепели.

– Во «Времени секонд хэнд» Светланы Алексиевич одна из героинь рассказывает, что всю жизнь была театралкой, но в 1990-е перестала ходить на спектакли – обнищала, не стало денег на билеты. В этот период действительно произошёл слом?

– Сначала слом произошёл в 1985-м, когда к власти пришел Горбачёв. Я вообще принадлежу к той немногочисленной сегодня категории людей, которая хорошо к нему относится. Горбачёв дал нам почувствовать воздух свободы. В перестроечные годы театр заговорил о том, о чём прежде люди говорили только у себя на кухне. Или жадно считывали со сцены в спектаклях Товстоногова, Эфроса, Любимова, Ефремова, Захарова: одиночество личности, конфликт человека и власти, невозможность свободы… С началом перестройки отпала потребность в иносказаниях. Зачем идти на спектакль и ловить намёки, если по телевизору обо всём скажут прямым текстом? Первым спектаклем, который открыл перестройку в театре, был спектакль Валерия Фокина «Говори!» в Театре им. Ермоловой. Теперь его как-то подзабыли, но тогда о нём шумели чрезвычайно. Потому что: «говори, ты можешь говорить»! Кстати, гениальное начало в «Зеркале» Тарковского – сцена приёма у врача-невролога. Фраза из фильма «Я могу говорить», снятого уже в середине 1970-х, – очень перестроечная. И об этом же был спектакль, который так соответствовал политическому моменту! И был при этом настолько средний по художественному качеству! Не помню деталей, но это было плохо сыграно, да и пьеса – не бог весть. Мне кажется, именно с тех пор многие режиссеры и актёры перестали обращать внимания на «качество» произведения искусства. Главное: успеть сказать.

– Но в 1990-е случился ещё один слом?

– В 1990-е в зрительный зал пришли бизнесмены, страдающие, в большинстве своем, отсутствием культурного контекста, и стали диктовать свои условия, а театр начал к ним подстраиваться. Плюс к этому тогда и теперь ещё не родились новые режиссёры масштаба прежней когорты. И зрители, которые обладали культурным контекстом, от театра стали отходить. Интеллигенция сейчас в театр не очень-то ходит.

– «Мастерская Петра Фоменко» – туда тоже ходили зрители без культурного контекста? Интеллигенция туда не ходила?

– Андрей, нам всем в живом диалоге иногда свойственно преувеличивать. Я не пользуюсь социологическими выводами, не знаю статистики. Конечно, «отдельные представители» интеллигенции и сейчас ходят в театр. И конечно, всегда и всюду бывали «зрители без культурного контекста». И у Фоменко, разумеется, тоже. И тогда, и теперь. Я говорю лишь о тенденциях, какими они мне видятся.
И, кстати: не подумайте, что мне ничего не нравится в современном театре. Я очень люблю Туминаса, мне кажется талантливой личностью Вырыпаев (и не он один из современных), мне интересен Театр.doc и Гоголь-центр, я слежу и за Серебренниковым, и за Богомоловым, хотя не всегда принимаю их спектакли…

– Лет пять назад участники семинара вместе с Вами ходили на спектакль «Гоголь-центра», и перед началом к Вам подошла бывшая студентка Щепкинского. Вы тогда сказали нам, что с третьего курса она ушла на первый к Серебренникову. То театральное образование не совпадало со временем?

 Я не настолько знаю, как сегодня преподают мастерство актёра, чтобы судить об этом. Помню, что эта студентка в Щепкинском подавала надежды. Её ожидала главная роль в дипломном спектакле по роману Достоевского. Уход из Щепки после второго курса она объяснила мне так: «За два года в Щепкинском я получила школу, а дальше хочу совершенствоваться в современном театре». Я боялась, что она уйдёт от нас и провалится там (она ведь поступала заново в Школу-студию МХАТ), но, к счастью, этого не случилось. Сейчас она актриса труппы Серебренникова – Светлана Мамрешева. Я всё это говорю к тому, что школа, безусловно, всегда нужна. Конечно, её надо сочетать с каким-то современным взглядом на профессию, но базовые вещи необходимы, и в этом смысле Станиславского, уверена, никто и не отменяет. Что плохого в предложенной им терминологии? Сверхзадача роли, спектакля, сквозное действие… Это ведь всё остаётся. Просто не обязательно сидеть только на этом.
А вот ещё один вопрос. Почему мы сегодня так много слышим о подражании Западу и об отказе от русского психологического театра? На самом деле, думаю, никакой потери психологического театра нет. И дело совсем не в подражании Западу. Дело в том, что в истории мирового театра всегда существовали периоды каких-то мощных переломов, менявших лицо театра. И тогда оказывалось, что в эпоху Возрождения Шекспир и, допустим, испанцы, никогда не выезжавшие на европейские конференции, писали об одном и то же. Или, к примеру, романтизм – Байрон и Лермонтов.

На рубеже прошлого и позапрошлого веков и в первые два десятилетия ХХ века европейские и русские театральные мыслители начинали сомневаться в том, что всем в театре руководит слово. Выяснялось, что словом гораздо легче соврать, чем телом. И началось переосмысление роли движения, пластики, молчания – и в Европе, и в России. Это нормальное развитие театра – вступление в какой-то новый этап развития. И русский театр был здесь во многом даже впереди. Потому что были не только Станиславский, но – одновременно – Мейерхольд, Вахтангов, Таиров. А дальше в нашей стране всех убили, кроме, к счастью, Станиславского с Немировичем, и в 1940-50-е годы театр превратился в сугубо театр слова, радиотеатр, где не нужно видеть, а нужно слушать текст. Слушать не текст, а подтекст мы учились уже потом, во время оттепели. А сейчас у нас этап – он не вчера возник – некоторого возврата к эпохе первой трети ХХ века, начинания которой были насильственно прерваны. У нас была искусственная задержка развития лет на пятьдесят (если не больше), а потом мы начали нагонять. В эпоху оттепели все, как сумасшедшие, кинулись ставить Брехта, потому что до тех пор Брехта у нас жаловали только как антифашиста и борца за мир (Ленинская премия в 1955 году), но не как создателя «эпического театра», казавшегося русскому театру чем-то совершенно чуждым. Абсурдистские пьесы вообще стало можно ставить только в перестройку. Под Брехта и «театр абсурда» поначалу пытались подкладывать систему Станиславского, и вот это оказалось категорически невозможным. И наш театр постепенно учился играть «абсурд».
Впрочем, теперь и Европа, и Россия от абсурда и Брехта уже немного устали и дистанцировались. Зато нынче Россия осваивает пластический театр, жанр перформанса, спектакля-бродилки и прочее. Старшему (а иногда и не только старшему) поколению это может не нравиться, но это есть и какое-то время будет. Другой вопрос, как это будет развиваться дальше.

– Ваша монография, посвященная Герхарту Гауптману, драматургу, оставшемуся в Германии при нацизме, заставляет задуматься и о конформизме. Большинство работников российских театров отстранились от дела «Седьмой студии» и Кирилла Серебренникова.

– С этим не согласна абсолютно. Это не так. В Москве толпа театральных (и не только) людей была всякий раз, когда объявлялось заседание суда – и в зале, и на улице, перед зданием суда. Напротив, мне кажется, дело «Седьмой студии» пробудило сознание театральной общественности: сбор подписей в интернете, митинги, одиночные пикеты. А история Павла Устинова? И прочие, повторяющиеся? Это же театральная общественность восстала.

– Вчера на семинаре Вы говорили о том, что именно Вам не нравится в сегодняшней театральной критике. Можете рассказать и читателям?

– Сначала о том, что нравится. Нравится высокое качество текста, очень частое ныне. Есть немало критиков, работы которых хорошо написаны. Но это обычно воспевание спектакля. Не всегда, на мой взгляд, обоснованное. А часто бывает, наоборот, невозможно понять, нравится или не нравится автору рецензии сам спектакль. И вот это активно не нравится. Иногда кажется, что отношение к увиденному просто ловко завуалировано. Я не знаю мотивировок такой позиции и не думаю, что это обязательно продиктовано какими-то далеко идущими целями. Иногда просто не хочется обижать создателей спектакля – мотив благороднейший! К тому же резко изменились критерии: те, кто были хорошими актёрами, (а некоторые даже и не слишком хорошими), стали великими, то же с режиссёрами и т.д.

– Почему Вы перестали писать рецензии?

 Ответ – в ответе на предыдущий вопрос. Я стала предпочитать живой обмен мнениями – с друзьями, коллегами, с выпускниками. И, прежде всего – со студентами и семинаристами. Мне нравится спорить с ними, и не просто спорить, а доказывать свою точку зрения, требуя доказательств и от них. Или, наоборот, соглашаться, объясняя – в меру своих возможностей – причину согласия/несогласия. И – не буду скрывать – мне нравится, что им пока ещё нужны моё мнение и мои личные критерии.

Фото из архива семинара.

Андрей Новашов – журналист, Прокопьевск, Кузбасс

Архив сюжетов

28 октября 2020 г.

Кроме шуток

Евгения Ноздрачёва пишет о спектакле «UP», лаборатория «40+», фестиваль «АртМиграция», Боярские палаты СТД РФ, Москва. Режиссёр Денис Азаров.

20 октября 2020 г.

Танец русской мысли

В Москве в сентябре прошел VIII Всероссийский фестиваль «АртМиграция» СТД РФ, на котором традиционно были представлены спектакли молодых режиссёров, получивших столичное образование и работающих в регионах. Участница Лаборатории молодой критики Анна Кочергина (г. Астрахань) выбрала из них три постановки по произведениям русской классики, которые, по её мнению, непременно стоит увидеть.

29 сентября 2020 г.

Три языка

В блоге для начинающих театральных критиков - новая публикация.Елена Жданова из Иркутск пишет о диджитал-спектакле «Пушечное мясо» Павла Пряжко, реж. Дмитрий Волкострелов, продюсер Евгения Шерменева

19 сентября 2020 г.

Вы еще не готовы

В блоге для молодых театральных критиков новая публикация. Лариса Малышева пишет о спектакле «Репетиция. История(и) театра (I)», реж. Мило Рау, Международный институт политического убийства (Цюрих, Гент, Берлин), Национальный театр Валлонии-Брюсселя

2 сентября 2020 г.

Неидеальные люди

Алиса Литвинова пишет о спектакле «Три сестры» Антона Чехова, реж. Тимофей Кулябин, Новосибирский театр «Красный факел».

4 августа 2020 г.

Смешные лекции о смерти

Софья Уфимцева пишет о спектакле «Смерть на работе» Юкка Хютти, Pop-up театр (Россия) и фестиваль «Балтийский круг» (Финляндия), реж. Семен Александровский, сценограф Ксения Перетрухина.

19 июля 2020 г.

Через тьму – к свету

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Горемычные танцы», реж. Александр Артёмов, театр ТРУ, Санкт-Петербург

12 июля 2020 г.

Челябинский молодежный: от Тенгиза Махарадзе до Ивана Миневцева

Блогер Diletant74 беседует с главным режиссером Челябинского молодежного театра Иваном Миневцевым о Тенгизе Махарадзе и на другие темы.

7 июля 2020 г.

Есть кто дома?

Анна Меркушина пишет о работах диджитал-театра в период самоизоляции: спектаклях проекта «Импресарио» — «Погружение» и «9 движений», а также о спектакле «Трепет штор» Артема Томилова петербургской театральной компании «Перфобуфет».

22 июня 2020 г.

Протест против абсурда взрослых

В блоге для молодых театральных критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Елена Жатько пишет о спектакле «Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой в Зимнем саду театра «Школа современной пьесы», реж. Филипп Гуревич.

15 июня 2020 г.

Маршак в ожидании поезда

В блоге для молодых театральных критиков «Старт Ап» СТД РФ - новая публикация. Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Маршак. Четыре сказки», реж. Владимир Антипов, художник Антон Батанов. Театр «За Черной речкой», Санкт-Петербург

6 июня 2020 г.

Куклы из театра императрицы

Елена Жданова - о  спектакле Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова «Любовь - книга золотая»

28 мая 2020 г.

Ирина Холмогорова: «Восемь дней в году мы абсолютно свободны»

В блоге для начинающих театроведов "Старт Ап" СТД РФ  новая публикация. Андрей Новашов беседует с театральным критиком Ириной Холмогоровой о ее семинаре для провинциальных критиков и о современном театре.

20 мая 2020 г.

Остановись мгновенье, ты ужасно!

Елена Александровская — о пьесе Михаила Булгакова «Адам и Ева».

14 мая 2020 г.

Одиночество в семье

Александра Коковина — о спектакле «Тараканы» Полины Бабушкиной по рассказу Алексея Варламова. Архангельский театр драмы имени М. Ломоносова. Реж. Полина Золотовицкая.

2 мая 2020 г.

Страна Айгул

Евгения Ноздрачева — о спектакле «Страна Айгуль» Мустая Карима. Русский драматический театр, Стерлитамак, Башкирия. Режиссер Людмила Исмайлова.

20 апреля 2020 г.

Отказ от детства

Ангелина Куликова — о спектакле «Ромео&Джульетта» по Уильяму Шекспиру. 3 актерский курс Школы-студии МХАТ (художественный руководитель — Евгений Писарев). Режиссер-педагог и хореограф — Алла Сигалова.

13 апреля 2020 г.

Анна - это ты

Ирина Пекарская — о спектакле «Серёжа» по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина», реж. Дмитрий Крымов, МХТ имени А.П. Чехова

6 апреля 2020 г.

Бегство от всех войн

"Беглый" по роману Спартака Ильясова, реж. Айрат Абушахманов, Башкирский драматический театр, Стерлитамак, Башкортостан. Рецензия Азалии Балгазиной.

30 марта 2020 г.

Островский. Кино

"Таланты и поклонники" Александра Островского, Хабаровский ТЮЗ, реж. Павел Макаров. Рецензия Наталии Ивацик.

7 июня 2019 г.

Памяти Владимира Левертова

В память о режиссере и педагоге в Учебном театре ГИТИСа прошел вечер, в котором приняли участие его ученики – известные актеры и режиссеры: Татьяна Догилева, Юрий Стоянов, Алексей Земский, Виктор Сухоруков, Евгения Добровольская, Иван Шаболтас, Татьяна Веденеева, Михаил Богдасаров, Андрей Звягинцев, Юлия Свежакова, Владимир Мишуков...

28 декабря 2018 г.

Год театра в России

9 декабря 2018 г.

СТД Республики Коми – 70!

4 декабря 2018 года в Академическом театре драмы им. В. Савина состоялся праздничный вечер «Под знаком СТД», посвященный 70-летию Союза театральных деятелей Республики Коми – самого многочисленного творческого Союза в Республике Коми.

19 сентября 2018 г.

Лаборатория 40+

Две недели тринадцать артистов из разных городов России от Хабаровска до Элисты провели в Доме творчества «Актер-Руза», где вместе с молодыми коллегами создавали спектакль о театре и своей жизни.

20 марта 2018 г.

Театральная энциклопедия Алтайского края

27 марта 2018 г. в Белом зале Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая состоится презентация нового издания – «Театральной энциклопедии Алтайского края».

22 декабря 2017 г.

Русский театр за рубежом | 2017

В 2017 году Центр поддержки русского театра за рубежом СТД РФ провел серию мероприятий: мастер-классы, тренинги, режиссерские лаборатории. Рассказываем подробно.

4 декабря 2017 г.

Театр и мир. Точки контакта

23–24 ноября в Тамбове проходила межрегиональная конференция «Театр и мир. Точки контакта», организованная СТД РФ и Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области. 

30 ноября 2017 г.

Осенний дайджест

Самое-самое из жизни региональных отделений Союза за три осенних месяца.

15 октября 2017 г.

Уральская зона

С 25 по 29 сентября в Челябинске проходил Уральский театральный форум СТД РФ. Этот уникальный формат мероприятия хорошо известен в театральной России. Обсуждение серьезных вопросов в кругу коллег, интенсивные тренинги для артистов, семинары для завлитов и PR- специалистов, мастер-классы для гримеров, художников и технологов. Ни одна театральная профессия не останется без внимания.

31 августа 2017 г.

Летний дайджест

Театральное межсезонье подходит к концу. Публикуем дайджест за июнь и июль. Делимся новостями из жизни Союза за два летних месяца.

11 июля 2017 г.

Резиденция СТД РФ

В июне 2017 года Платоновский фестиваль искусств и Международный отдел СТД РФ провели первую международную резиденцию в рамках фестиваля.

10 июля 2017 г.

Авторская сцена - 2017

С 1 по 10 июня в Рязани проходил очередной всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Принимал семинар Рязанский областной театр драмы.

30 июня 2017 г.

Июньский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Представляем июньский ТОП-4.

31 мая 2017 г.

Майский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Представляем майский ТОП-8.

30 апреля 2017 г.

Апрельский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Представляем апрельский ТОП-7.

31 марта 2017 г.

Мартовский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Итак, представляем мартовский ТОП-13.

28 февраля 2017 г.

Февральский дайджест

С нового года вводим новую традицию. В последний день каждого месяца мы будем публиковать дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Итак, представляем февральский ТОП-7.

21 февраля 2017 г.

Роман Виктюк: свой среди своих

20 февраля на традиционном Приеме Председателя СТД РФ театральные деятели Москвы чествовали народного артиста Украины и России, создателя авторского театра, режиссера Романа Григорьевича Виктюка.

31 января 2017 г.

Январский дайджест

С нового года вводим новую традицию. В последний день каждого месяца мы будем публиковать дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Итак, представляем первый январский ТОП-5.

18 января 2017 г.

Сказка на здоровье!

В последние дни уходящего 2016 года под эгидой Рязанского отделения Союза театральных деятелей РФ рязанские театры приняли участие в новом благотворительном проекте «Сказка на здоровье!»

21 декабря 2016 г.

АВТОРСКАЯ СЦЕНА.POSTFACTUM

На Всероссийском семинаре драматургов «Авторская сцена» в Бурятии осенью прошлого года была представлена пьеса «Дорога на Хохотуй» молодого драматурга из Новосибирска Екатерины Гилевой.

23 ноября 2016 г.

Новосибирский "Парадиз"

21 ноября в Камерном зале филармонии состоялась торжественная церемония вручения театральной премии «Парадиз», на которой были отмечены самые яркие работы прошлого театрального сезона.

4 октября 2016 г.

Зеркало Сцены - 2016

С 30 сентября по 6 октября в г. Рязани во второй раз прошел профессиональный театральный фестиваль-премия «Зеркало сцены». Главное театральное событие региона было организовано и проведено Рязанским отделением СТД РФ при поддержке Правительства Рязанской области и регионального министерства культуры и туризма.

26 сентября 2016 г.

Премии - молодым!

22 сентября в новосибирской студии ГТРК во второй раз была вручена премия молодым актерам театра и деятелям кино имени Владлена Бирюкова.

26 июля 2016 г.

Авторская сцена - 2016

С 1 по 10 июня в г. Саратове проходил очередной всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Принимал семинар Саратовский академический театр драмы им. И.А.Слонова.

17 мая 2016 г.

Рождение замысла

С 25 по 30 апреля в Алтайском краевом отделении СТД РФ проходил фестиваль «Рождение замысла». В фестивале принимали участие артисты профессиональных театров края, получившие в 2015 году стипендию Союза на свои проекты.

10 мая 2016 г.

Снимается кино

В апреле в Верхней Сысерти, что под Екатеринбургом, проходил Второй Семинар творческой молодежи, посвященный Году кино, проходящему в России. О том, что там происходило в течение 5 дней при участии 80 молодых творцов (артистов, режиссеров, композиторов, писателей и художников) и какое отношение к кино имеет наш Союз - в нашем сюжете.

22 апреля 2016 г.

Дом, в котором живет любовь

Дом ветеранов сцены в Санкт-Петербурге, основанный актрисой Александринского театра Марией Гавриловной Савиной, отметил свое 120-летие. 19 апреля 2016 года в Дом поздравить именинников пришли Александр Калягин, Сергей Паршин, Владимир Рецептер, Николай Мартон, Семен Альтов и многие другие.

6 апреля 2016 г.

Золотые люди СТД

Сегодня в наших «Сюжетах» три героя - Александр Романов (Златоуст), Ольга Казаковцева (Барнаул) и Елена Кривошеева (Киров). Это наши люди в регионах, люди, на которых держится наш Союз. И которых мы поздравляем с присвоением Высшей награды Союза - Золотого знака СТД РФ.

29 марта 2016 г.

Артмиграция 2015

Уже три года подряд в начале осени в Москву, на Страстной бульвар, со всей России и стран Ближнего зарубежья съезжается театральная молодежь. Это Всероссийский молодежный театральный форум-фестиваль «АРТМИГРАЦИЯ»!
Только что Союз театральных деятелей открыл прием заявок на «АРТМИГРАЦИЮ» 2016. А пока предлагаем вам вспомнить, как проходила наша предыдущая Встреча. 

8 марта 2016 г.

Суровый талант Владимира Этуша

7 марта в Театральном центре СТД РФ "На Страстном" состоялся прием Председателя СТД РФ. Александр Калягин вручил Премию Председателя СТД РФ патриарху вахтанговской сцены, народному артисту СССР Владимиру Этушу.

24 сентября 2015 г.

Близкий Дальний Восток

С 6 по 9 сентября в Хабаровске проходил Дальневосточный театральный форум СТД РФ. Этот уникальный формат уже хорошо известен в театральной России. Все знают: если Союз приглашает на форум - надо ехать. 

22 сентября 2015 г.

Триумф «Авторской сцены»

С 5 по 14 сентября в Бурятии в г. Улан-Удэ проходил очередной Всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Результаты впечатляют: 4 из 6 пьес будут поставлены на сцене Государственного русского драматического театра им. Н.А.Бестужева.

30 июля 2015 г.

Летняя школа: карта памяти

"Я не испытывал ничего более прекрасного за всю свою жизнь, чем за этот месяц, проведенный в Летней театральной школе при СТД. Скажу так — это рай для актеров". Мераб Кусикашвили

23 июня 2015 г.

Новосибирск: назад в 70-е

20 июня в Летнем дворике Дома Актера прошел XIX ежегодный конкурс Новосибирского отделения СТД РФ «Поют артисты драматических театров». Конкурс был посвящен музыке 70-х - времени, когда Пугачева выступала с «Веселыми ребятами», Боб Марли уже стал культовым, группа Queen только образовалась,а Владимир Высоцкий играл «Гамлета» в театре на Таганке

23 июня 2015 г.

Борис Константинов: "Куклы - это далеко и не только белочки и зайчики"

16 июня в Летней театральной школе СТД РФ состоялся мастер-класс главного режиссера Государственного академического Центрального театра кукол им. С. В. Образцова, лауреата Национальной премии «Золотая Маска» Бориса Константинова.

17 июня 2015 г.

Сохранить в себе ребенка…

12 июня в рамках IX Летней театральной школы СТД РФ прошел мастер-класс народного артиста России, художественного руководителя Академического Малого драматического театра — театра Европы, профессора, заведующего кафедрой режиссуры и актерского мастерства Санкт-Петербургской академии театрального искусства Льва Додина

11 июня 2015 г.

Звезды театральной Тамбовщины

8 июня 2015 года в Шоршоровском сквере города Тамбова, у стены Тамбовского драматического театра была торжественно открыта «Аллея Звёзд театральной Тамбовщины». В церемонии открытия Аллеи Звезд принял участие Секретарь СТД РФ, народный артист России Игорь Костолевский

10 июня 2015 г.

Открыты к восприятию нового

6 июня в творческой резиденции СТД РФ «Звенигород» состоялась встреча российского театрального режиссёра, основателя и художественного руководителя Театра «Студия театрального искусства» Сергея Женовача с участниками IX Международной летней театральной школы

9 июня 2015 г.

Вячеслав Полунин: «Театр – это повод собраться вместе и любить друг друга»

4 июня в творческой резиденции СТД РФ «Звенигород» состоялась встреча режиссера, актера, клоуна Вячеслава Полунина с участниками IX Международной летней театральной школы

20 мая 2015 г.

Золото Союза

18 мая в СТД РФ состоялось радостное событие - вручение высшей награды Союза: народной артистке СССР Юлии Константиновне Борисовой, народному артисту СССР Сергею Юрьевичу Юрскому и директору Центральной научной библиотеки СТД РФ, заслуженному работнику культуры РФ Вячеславу Петровичу Нечаеву

4 мая 2015 г.

Живая память

К 70-летию Победы мы подготовили серию интервью с ветеранами Великой Отечественной Войны. Эти люди, поколение победителей,  - живая память о том, какие страшные испытания выпали на долю нашего народа. Низкий вам поклон и наша благодарность.

7 апреля 2015 г.

В феврале - стихия, в марте - гусеницы

Творческая жизнь в наших региональных отделениях бьет ключом. О том, как закончилась зима и началась весна в Кемерово, рассказывают наши коллеги из Кемеровского регионального отделения СТД РФ

2 апреля 2015 г.

В честь юбилея — парад капустников. И не только!

30 марта в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина состоялся праздник, посвящённый 60-летию Белгородского отделения Союза театральных деятелей России.

20 февраля 2015 г.

Радость Веры Васильевой

16 февраля на традиционном Приеме Председателя СТД РФ театральные деятели Москвы чествовали народную артистку СССР Веру Васильеву. Вера Кузьминична, ставшая лауреатом Премии Председателя СТД РФ, благодарила собравшихся за ту радость, которую ей доставил этот вечер. Хотя справедливее было бы сказать, что это встреча с Верой Кузьминичной была счастьем для всех нас

12 февраля 2015 г.

Вспоминая клин-10

В декабре 2014 года в «Боярских палатах» СТД РФ состоялась юбилейная выставка молодых театральных и кино художников «КЛИН10». Предлагаем вам увидеть своими глазами, как это было

21 января 2015 г.

А можно взять – и почитать!

А вы знаете, что наш интернет-проект START UP, посвященный молодежным программам СТД РФ, является также площадкой для высказывания молодых? На сайте под чутким руководством Павла Руднева работает блог критических дебютов, насчитывающий сегодня уже более 60 публикаций. Мы решили сделать своего рода навигатор, чтобы все желающие могли узнать, какое оно - будущее нашей театральной критики.

17 ноября 2014 г.

Театральный век Самары

С 5 по 7 ноября в ЦДА им.Яблочкиной проходили Дни театрального искусства Самарского региона в Москве. Так завершился праздничный марафон, начавшийся в Самаре 27 октября и посвященный столетнему юбилею Самарского регионального отделения СТД РФ. О том, что случилось на Волге сто лет назад, чем памятна Самара Марии Кнушевицкой и Александру Калягину, какую песню поет мегаполис Москва - в нашем сюжете.

15 октября 2014 г.

Новости регионов. Новосибирск и Тыва

Мощь Союза театральных деятелей России заключается в его региональных отделениях. Региональное отделение СТД РФ объединяет не только членов Союза, работающих практически в каждом театре данной республики, области или края, но и всех театральных деятелей региона. Без новостей  отделений об их проектах и инициативах, радостях и проблемах картина жизни и деятельности Союза была бы неполной. 

13 октября 2014 г.

75 и 30. Праздник в Кемерово

В 2014 году исполнилось 75 лет Кемеровскому региональному отделению СТД РФ (ВТО) и 30 лет со дня открытия Дома Актёра. Это, безусловно, стало важным событием для театральных деятелей Кузбасса. Поэтому задолго до финального праздника начались юбилейные мероприятия, в которых принимали участие многие артисты кемеровских театров.

2 октября 2014 г.

Южный форум: театр, время, перемены

С 25 по 29 сентября в Ростове-на-Дону проходил Южный театральный форум СТД РФ «Театр. Время перемен». Уже много лет Союз проводит форумы, участниками которых являются театральные деятели одного из федеральных округов России. Город, принимающий форум, становится на несколько дней настоящей театральной столицей России.

22 сентября 2014 г.

Артмиграция: инициатива и подвижность

С 8 по 13 сентября в Москве проходил Второй Всероссийский театральный форум-фестиваль «Артмиграция». В названии этого проекта соединились два понятия, определяющие для нас молодежную театральную культуру. Арт – это искусство, а искусство - всегда инициатива. Миграция – подвижность. Инициатива и подвижность – вот признаки молодежной театральной культуры.

8 июля 2014 г.

«Рузу» продали! «Актер» разрушили! Куда податься?

В первую неделю июля состоялись два события, которые можно было бы объединить следующей фразой официального пресс-релиза: успешно реализован очередной этап Программы развития здравниц Союза театральных деятелей России — открыты для отдыхающих санаторий «Актер» в Сочи и Дом творчества «Руза». Но мы не хотим писать официальный пресс-релиз. Мы хотим делиться с вами своей радостью.
24 июня 2014 г.

Вспоминая Ялтинскую театральную конференцию

28-29 мая в Доме творчества СТД РФ «Актер» (Крым, Ялта) состоялась Ялтинская театральная конференция — рабочее совещание, в котором приняли участие руководители СТД РФ и региональных организаций Союза. В нашем сюжете вы узнаете, как это было. А было это замечательно!

28 мая 2014 г.

Церемония закрытия Фестиваля «Браво!»

28 мая на сцене Свердловского академического театра драмы пройдет церемония закрытия Фестиваля «Браво!», подводящего итоги минувшего театрального года в Свердловской области. 

Прямой эфир с закрытия фестиваля вы можете посмотреть на нашем сайте. (Начало в 16:30 по московскому времени)

18 апреля 2014 г.

«Золотая Маска» Олега Шейнциса

В этом году «Золотая Маска» вручается в двадцатый раз. И сегодня мы не можем не вспомнить о ее создателе - художнике Олеге Ароновиче Шейнцисе, который хотел, чтобы «этот символ театра, «Золотая Маска», украшал жизнь моих талантливых друзей, доставлял им радость»

22 марта 2014 г.

Леонид Хейфец: «Стараюсь говорить правду»

24 февраля на Приеме Председателя СТД РФ Александр Калягин вручил Леониду Ефимовичу Хейфецу Премию Председателя. Почему Леонид Хейфец всегда старается говорить правду, как Всероссийское театральное общество изменило его жизнь и где работают самые прекрасные женщины в мире - смотрите в нашем видеорепортаже.

21 марта 2014 г.

Весь мир в Кардиффе

С 5 по 15 сентября в славном уэльском городе Кардифф (Великобритания) состоялась третья выставка всемирной сценографии - World Stage Design 2013 (WSD 2013). О том, как делался один из крупнейших проектов Всемирной Организации Сценографов, Театральных Архитекторов и Технологов (OISTAT) и какую планку задали молодые русские сценографы - в нашем материале.

17 марта 2014 г.

Искусство ради жизни

17 февраля в Театре балета «Щелкунчик» в Екатеринбурге прошел благотворительный марафон «Искусство ради жизни», посвящённый Международному Дню борьбы с детским раком, в котором приняли участие ведущие театры и творческие коллективы Екатеринбурга.

9 февраля 2014 г.

Искусство ради жизни

13 марта в Театре балета «Щелкунчик» в Екатеринбурге прошел благотворительный марафон «Искусство ради жизни», посвящённый Международному Дню борьбы с детским раком, в котором приняли участие ведущие театры и творческие коллективы Екатеринбурга.