СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 Июнь, 2020

Куклы из театра императрицы

Елена Жданова

«Любовь - книга золотая» А.Н. Толстого, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова

Как драматург Алексей Толстой выступил в литературе сравнительно поздно. Создавая пьесы на исторические темы, Толстой поднимал в них вопросы исторического развития, ставил проблемы нравственного выбора правителя, оказывающего влияние на судьбы людей, размышлял о способах разрешения исторических конфликтов.
В пьесе «Любовь – книга золотая» Алексей Толстой обращается к временам правления Екатерины II.

Историческим фоном для разворачивающихся в пьесе событий послужил Таврический вояж Екатерины Великой. Пьесу отличает ироничный взгляд автора на происшествие, комизм которого заключается в ложной романтической ситуации, в которой оказываются его герои. Восемнадцатилетняя княгиня, недавно вышедшая замуж за князя Серпуховского, является крестницей императрицы. Отчаянно скучая в родовом поместье мужа, она активно пытается воссоздать в деревне милые её сердцу нравы императорского двора. Исходным событием пьесы стало полное жалоб на невежество мужа письмо, которое княгиня в порыве чувств отправила государыне. В ответ на письмо Екатерина II прислала своей крестнице книгу, которая должна была, по мнению императрицы, привить князю Серпуховскому светские манеры. Эта книга, вокруг которой разворачивается интрига, символизирует собой негласную поддержку императрицей всех выдумок княгини, из-за чего между старым мужем и молодой женой раздор только усиливается.

Классическая тема скандала между супругами создаёт в пьесе атмосферу фарса, в условиях которого разгораются нешуточные страсти. Пожилой возраст становится для княгини поводом для насмешек над мужем, который выглядит шутом при молодой жене. Мотив шутовства удваивается благодаря присутствию в пьесе дворового слуги на службе у князя, по прозвищу Решето, который в списке «действующих лиц» обозначен Толстым как шут. Княгиня изводит князя сумасбродными выходками, а князь изводит сумасбродными выходками Решето, который угождает хозяину так же, как князь угождает хозяйке. Роль Решето в спектакле блестяще исполняет Иван Гущин. Долговязый, конопатый, заросший бородой, в шапке и лаптях детина голосом завзятого дьячка читает любую книгу, в том числе и «календарь любовников», пародируя чтение Миней-Четьих, что лишний раз подчёркивает нелепость содержания присланной императрицей книги.

Роль княгини исполняет Алена Бочкарёва, которая в первом действии появляется в элегантно сидящем на её кудрявой головке лавровом венке и в старинном комбинированном платье на фижмах (художник по костюмам Оксана Готовская). Жёлтый цвет в костюме артистки олицетворяет мир и счастье молодой девушки, полной мечтаний и честолюбивых надежд на блестящее будущее. Цветочный принт платья выражает наивность молодой хозяйки, которая неумело пропагандирует искажённые элементы античной культуры среди дворни, пытаясь окружить себя изящными изысканными формами.

Европейская культура служит для Алексея Толстого материалом для пародии. Художник Игорь Капитанов максимально раскрывает в своей постановке сатирический потенциал античности, создавая в декорации карикатуру на садово-парковую культуру, тем самым показывая проблему заимствований на русской почве как комическое понимание идеала русским дворянством.

Справа от зрителей ближе к краю сцены устроена маленькая комнатка, в которой лежит подарок императрицы. По словам режиссёра, комната в спектакле является символом разрушенной часовни без икон, где в зияющих пустотах иконостаса висят античные маски, а вместо Библии на амвоне лежит книга «Любовь – книга золотая».
По периметру сцены, обозначающей сад, расположены стога сена, комично чередующиеся с античными статуями. Аполлон с лирой и крышкой от кастрюли - карикатурный символ моды на греческую мифологию. Рядом с Аполлоном стоит скульптура, напоминающая кариатиду, греческую матрону, одновременно Деметру и Геру. Богиня с граблями изображена без привычной трещотки-систра, но с узнаваемой прической-кукишкой. Скульптура Дианы-охотницы выполнена не полностью, так как под левой рукой богини отсутствует олень. За комнатой позади масок укрылась скульптура, напоминающая одновременно Софокла и Еврипида. Между Дианой и древнегреческим драматургом стоит новодел - садовая скульптура, изображающая Афину. Сочетая в себе античность, классицизм и современность, эклектика в декорации соединила то, что не должно гармонировать, визуально выражая путаницу идей и взглядов, характерную для героев пьесы.

Игорь Чирва в роли князя Серпуховского трогательно смешон. В первом действии он появляется перед зрителем спрятавшимся за изгородью, вдоль которой он в тапках, пижаме и халате крадётся вместе с Решето к скверной книге. У князя не хватает духу отделаться от подарка императрицы, и его осторожность выливается в малодушие, которое приводит к разразившейся в финале трагедии. Князь пытается с опозданием применить советы из «Домостроя» к воспитанию жены в добротолюбной жизни, но сталкивается с тем, что княгиня и её прислуга воспринимают его как нелепого и грубого старика. Комическая сцена с перетягиванием мужем и женой книги и помогающей им в этом дворней показывает, до какой степени изменилось мироощущение разных поколений.
Выпавшее из книги во время борьбы письмо от царицы, в котором она обещает проездом навестить крестницу, меняет всё дело. Князь от страха перед воображаемым прибытием императрицы мгновенно покоряется взбалмошной жене, демонстрируя готовность исполнить любой её каприз. Игорь Чирва передаёт болезненный страх, охвативший князя, посредством трясущихся рук, вдобавок он ползает за женой на коленях по всей сцене, умоляя её проявить к нему сострадание. Жена, чувствуя абсолютную власть, насмешливо читает мужу наставление, как следует себя вести, и заставляет деревенских девок, переодетых нимфами, петь «Галантную».
Кристина Разумова, Татьяна Самойлова, Зоя Соловьева, Дарья Горбунова и Анна Берлова исполняют русскую протяжную песню в древнегреческом ритме. Алексей Орлов (II) в роли старика Гомера Степаныча аккомпанирует хору крестьянок-нимф на балалайке. Композитор Андрей Волченков смешал русские напевные и древнегреческие мелодии в единую песню, дав русской тоске голос, в котором скрыто глубинное понимание того, что страдание рождается из терзающей человека страсти. Посеянное книгой зерно страсти прорастает в сердце юной княгини, и находит своё воплощение в любви к молодому адъютанту, который неожиданно для всех прибывает в имение Серпуховских с сообщением, что сюда едет Екатерина II.

Появление молодого адъютанта становится причиной поднявшегося в доме переполоха. Князь, надев побитый молью парик, кафтан не первой свежести и препоясавшись шпагой, за одну ночь пытается вспомнить уроки «вежества» из своей молодости. В ожидании императрицы он смотрит в перевёрнутую подзорную трубу, в которой видимость оборачивается вверх ногами. Близоруким, лишённым способности видеть князь останется до конца пьесы, когда в финале из-за женских капризов он станет шутом при императорском дворе.

Юная княгиня поспешно переодевается в белое платье, в котором её сравнивают с Психеей. Все её дальнейшие переживания носят импульсивный характер, а реакции отличаются лихорадочной торопливостью. После приезда адъютанта режиссёр подчёркивает различие между мужем и женой на уровне звуков: жена говорит как соловей, а муж каркает как ворона, - звуки соловья и вороны раздаются в саду Серпуховских.

Прибывший вечером адъютант, флиртуя с княгиней, не теряет аппетита и успевает между галантными разговорами плотно пообедать и прекрасно выспаться. Николай Стрельченко в роли фаворита Екатерины II играет неотразимого, самонадеянного офицера, который любит разнообразие ощущений и легко увлекается новыми впечатлениями.

Очарованная светским франтом, княгиня не способна управлять нахлынувшим на неё чувством. Алена Бочкарёва выражает эмоции через намеренное преувеличение любовных переживаний: бегает по сцене, говорит, что от чувств совсем одурела, глухо врезается в стенку, падает и смеётся от радости.

Карикатурность офицерской выправки Николая Стрельченко, комичность диалога в куртуазном стиле, который ведут между собой княгиня и адъютант, объяснение в любви при помощи цитат из подаренной императрицей книги, поиск особого смысла в недомолвках, - всё это рисует зарождающееся чувство между молодыми людьми в комедийном ключе. В большой степени нелепость и ребячество объяснениям придает расположенная на сцене слева от зрителей деревянная лошадь-качалка, на которой, любезничая, беседовали герои. Обменявшись взаимными признаниями в любви, адъютант и княгиня экзальтированно обнимаются и целуются через книгу, после чего кавалер, выражая охвативший его любовный пыл, возит даму по сцене на повозке-колеснице.

Всё заканчивается курьезной дуэлью, которую прерывает появление Екатерины II в сопровождении фрейлины Полокучи Анны Александровны. Елена Мазуренко в роли Полокучи появляется в рыжем, морковного оттенка платье и в зловещей с рыжими рогами кичке. Кичка с рогами недвусмысленно рисует дьявольский образ опытной в дворцовых интригах придворной дамы. Одним из наименований кички, которую носит Елена Мазуренко, является «сорока», и Екатерина II аналогично обращается к молодой княгине. Елена Мазуренко воплотила в спектакле темпераментную, азартную старуху, отлично владеющую языком флирта, которая носит мушку «страстной особы», умеет понять и подстроиться под настроение императрицы, способна развлечь Её Величество, а также умудряется искусно использовать складывающиеся обстоятельства себе во благо. Сразу оценив выгоду, которую она извлечёт из интриги с князем Серпуховским, записная кокетка Полокучи без промедления берётся за его прельщение. В сцене соблазнения Полокучи в чепце, панталонах и халате, неуклюже взобравшись на деревянную лошадь-качалку, томно вздыхая и без устали хихикая, скрипучим голосом любезничает со старым князем, убеждая его в радостях, которые им сулит любовь. Используя ту же локацию, где ранее произошло бурное объяснение в любви между молодыми людьми, режиссёр подчёркивает двусмысленность ситуации, неубедительность чувств и нелепое поведение, несовместимое со здравым смыслом, не очевидное участникам фарса. Признание в любви повторяется в искаженном виде и подчёркивает шутовство действия, которое развивается из-за того, что князем может управлять любая приближённая ко двору светская красавица. В финале спектакля фрейлина надевает на князя лошадиную сбрую, и, запрягая его в повозку-колесницу, уезжает в путешествие по Крыму, оставляя имение на разорение неопытной княгини и её распущенной дворни.

По приезде Екатерины II в имение все претензии юной княгини на роль законодательницы мод рассыпаются прахом. Истинной законодательницей мод, с лёгкостью носящей мужские костюмы, шляпы и жакеты-фраки, меняющей фаворитов как перчатки, единственной имеющей право читать книгу «Любовь – книга золотая» как ей пожелается, является Великая Екатерина.

При появлении Екатерины пластика движений юных влюблённых деревенеет, они превращаются в кукол из театра императрицы. В сцене игры в бадминтон княгиня и фаворит императрицы одеты в одинаковые белые одежды, носят одинаковые золотые лавровые венки, одинаково неповоротливо двигаются. Княгиня держит ветку с привязанным к ней воланом, который во время игры летает между царицей и её адъютантом. Актриса движется в унисон движениям ракеток, которыми игроки отбивают волан. Княгиня является таким же неодушевлённым воланом в игре царицы, и всё ее движение определено игрой, правил которой она не понимает. Режиссёр делает акцент на неустойчивости положения княгини в обществе, отражая её уязвимость и незащищенность перед покровительством императрицы.

Исполнительница роли Екатерины Великой Татьяна Двинская играет наблюдательную, ироничную женщину, которая точно подмечает все перемены в настроении окружающих её людей. В сцене разговора между царицей и адьютантом Завалишиным Татьяна Двинская передвигает руки Николая Стрельченко как опытный кукольник, чем визуально передаёт ощущение утраченной адъютантом возможности двигаться. Приближённость ко власть имущим таит в себе скрытую угрозу для любимцев фортуны. Фарс обращается в трагедию в тот момент, когда Екатерина II, соперничая в любви, чувствует, что бесповоротно проиграла адъютанта молодой княгине. Ни власть, ни хитрость стареющей женщины не могут обмануть время, которое неумолимо лишает её права на бескорыстную верность красивого мужчины. В спектакле противопоставляется юность восемнадцатилетней девушки, которая, катаясь на деревянной лошади-качалке, всё ещё умеет мечтать, и старость, которая греется в блеске и сиянии юношества. Понимая причины рассеянности своего любовника, императрица играет на честолюбии Завалишина, заставляя его чувствовать себя без вины виноватым и раскаяться в своём увлечении княгиней Серпуховской. Не добившись от молодого офицера внятного раскаяния в своих поступках и не стерпев такой дерзости, Екатерина II уезжает из имения, забирая князя Серпуховского с собой в Крым, благодаря чему психологически переворачивает ситуацию своего личного поражения в ситуацию поражения для своей крестницы. Поддержав в своё время княгиню присланной ей книгой «Любовь – книга золотая», императрица предприняла действия по ликвидации «разврата», чтобы её двору были неочевидны любовные промахи Великой Екатерины. Татьяна Двинская, выдерживая речевые паузы, которые предупреждают о перепадах в настроении царицы, убедительно раскрывает перед зрителями мотивы её поступков. Играя на контрастах реакции Екатерины, Татьяна Двинская показывает сдержанность в проявлении гнева и незамедлительность в принятии решений, благодаря чему находит драматический нерв роли, который держит зрителей в напряжении, заставляя натянуто улыбаться и обмирать вместе с героями спектакля.
Пьеса Толстого заканчивается сценой с заплаканной княгиней, которая выбрасывает книгу под обрыв, а девушки в утешение поют своей хозяйке песню, сулящую возвращение милого друга. Геннадий Гущин обрывает спектакль раньше, на пронзительном вопле Саньки о том, что нимфы растаскивают барское добро. Одновременно с воплем, который разносится по сцене, начинается дикая свистопляска, во время которой нимфы и сатир стремительно сдвигают часть декорации. Оставив середину сцены пустой, они толпой подбегают к комнате, которая является символом разрушенной часовни без икон, где в первом действии хранилась книга «Любовь – книга золотая», и вставляют в пустые проёмы зеркала, после чего, уподобляясь спутникам Диониса, пускаются в безудержный оргиастический, полный мрачного веселья танец. Их образы удваиваются в зеркалах, создавая эффект беснующегося множества. Чуть поодаль от бушующей толпы сидит княгиня, прижавшая к груди книгу. При ней находятся Санька и Гомер Степаныч с балалайкой в руках. Закончив плясать, участники этих действ надевают на себя античные маски, превращаясь в пародию на античный хор. Геннадий Гущин делает более заметной и выразительной тему судьбы в спектакле, показав, куда приводит княгиню, воспитанную на книге «Любовь – книга золотая», ожидание любовного приключения.

Режиссёр раскрывает проблему христианского идеала любви, который оказывается в условиях перевёрнутых смыслов. В пьесе происходит столкновение разных по темпераменту людей, позволяющих показать механизм светской любви как один из рычагов тщеславия.

Фото Анатолия Бызова.
Елена Жданова окончила факультет филологии и журналистики ИФИЯМ, выступает как театральный критик с 2018 года. Princess_38rus@inbox.ru

Архив сюжетов

28 октября 2020 г.

Кроме шуток

Евгения Ноздрачёва пишет о спектакле «UP», лаборатория «40+», фестиваль «АртМиграция», Боярские палаты СТД РФ, Москва. Режиссёр Денис Азаров.

20 октября 2020 г.

Танец русской мысли

В Москве в сентябре прошел VIII Всероссийский фестиваль «АртМиграция» СТД РФ, на котором традиционно были представлены спектакли молодых режиссёров, получивших столичное образование и работающих в регионах. Участница Лаборатории молодой критики Анна Кочергина (г. Астрахань) выбрала из них три постановки по произведениям русской классики, которые, по её мнению, непременно стоит увидеть.

29 сентября 2020 г.

Три языка

В блоге для начинающих театральных критиков - новая публикация.Елена Жданова из Иркутск пишет о диджитал-спектакле «Пушечное мясо» Павла Пряжко, реж. Дмитрий Волкострелов, продюсер Евгения Шерменева

19 сентября 2020 г.

Вы еще не готовы

В блоге для молодых театральных критиков новая публикация. Лариса Малышева пишет о спектакле «Репетиция. История(и) театра (I)», реж. Мило Рау, Международный институт политического убийства (Цюрих, Гент, Берлин), Национальный театр Валлонии-Брюсселя

2 сентября 2020 г.

Неидеальные люди

Алиса Литвинова пишет о спектакле «Три сестры» Антона Чехова, реж. Тимофей Кулябин, Новосибирский театр «Красный факел».

4 августа 2020 г.

Смешные лекции о смерти

Софья Уфимцева пишет о спектакле «Смерть на работе» Юкка Хютти, Pop-up театр (Россия) и фестиваль «Балтийский круг» (Финляндия), реж. Семен Александровский, сценограф Ксения Перетрухина.

19 июля 2020 г.

Через тьму – к свету

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Горемычные танцы», реж. Александр Артёмов, театр ТРУ, Санкт-Петербург

12 июля 2020 г.

Челябинский молодежный: от Тенгиза Махарадзе до Ивана Миневцева

Блогер Diletant74 беседует с главным режиссером Челябинского молодежного театра Иваном Миневцевым о Тенгизе Махарадзе и на другие темы.

7 июля 2020 г.

Есть кто дома?

Анна Меркушина пишет о работах диджитал-театра в период самоизоляции: спектаклях проекта «Импресарио» — «Погружение» и «9 движений», а также о спектакле «Трепет штор» Артема Томилова петербургской театральной компании «Перфобуфет».

22 июня 2020 г.

Протест против абсурда взрослых

В блоге для молодых театральных критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Елена Жатько пишет о спектакле «Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой в Зимнем саду театра «Школа современной пьесы», реж. Филипп Гуревич.

15 июня 2020 г.

Маршак в ожидании поезда

В блоге для молодых театральных критиков «Старт Ап» СТД РФ - новая публикация. Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Маршак. Четыре сказки», реж. Владимир Антипов, художник Антон Батанов. Театр «За Черной речкой», Санкт-Петербург

6 июня 2020 г.

Куклы из театра императрицы

Елена Жданова - о  спектакле Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова «Любовь - книга золотая»

28 мая 2020 г.

Ирина Холмогорова: «Восемь дней в году мы абсолютно свободны»

В блоге для начинающих театроведов "Старт Ап" СТД РФ  новая публикация. Андрей Новашов беседует с театральным критиком Ириной Холмогоровой о ее семинаре для провинциальных критиков и о современном театре.

20 мая 2020 г.

Остановись мгновенье, ты ужасно!

Елена Александровская — о пьесе Михаила Булгакова «Адам и Ева».

14 мая 2020 г.

Одиночество в семье

Александра Коковина — о спектакле «Тараканы» Полины Бабушкиной по рассказу Алексея Варламова. Архангельский театр драмы имени М. Ломоносова. Реж. Полина Золотовицкая.

2 мая 2020 г.

Страна Айгул

Евгения Ноздрачева — о спектакле «Страна Айгуль» Мустая Карима. Русский драматический театр, Стерлитамак, Башкирия. Режиссер Людмила Исмайлова.

20 апреля 2020 г.

Отказ от детства

Ангелина Куликова — о спектакле «Ромео&Джульетта» по Уильяму Шекспиру. 3 актерский курс Школы-студии МХАТ (художественный руководитель — Евгений Писарев). Режиссер-педагог и хореограф — Алла Сигалова.

13 апреля 2020 г.

Анна - это ты

Ирина Пекарская — о спектакле «Серёжа» по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина», реж. Дмитрий Крымов, МХТ имени А.П. Чехова

6 апреля 2020 г.

Бегство от всех войн

"Беглый" по роману Спартака Ильясова, реж. Айрат Абушахманов, Башкирский драматический театр, Стерлитамак, Башкортостан. Рецензия Азалии Балгазиной.

30 марта 2020 г.

Островский. Кино

"Таланты и поклонники" Александра Островского, Хабаровский ТЮЗ, реж. Павел Макаров. Рецензия Наталии Ивацик.

7 июня 2019 г.

Памяти Владимира Левертова

В память о режиссере и педагоге в Учебном театре ГИТИСа прошел вечер, в котором приняли участие его ученики – известные актеры и режиссеры: Татьяна Догилева, Юрий Стоянов, Алексей Земский, Виктор Сухоруков, Евгения Добровольская, Иван Шаболтас, Татьяна Веденеева, Михаил Богдасаров, Андрей Звягинцев, Юлия Свежакова, Владимир Мишуков...

28 декабря 2018 г.

Год театра в России

9 декабря 2018 г.

СТД Республики Коми – 70!

4 декабря 2018 года в Академическом театре драмы им. В. Савина состоялся праздничный вечер «Под знаком СТД», посвященный 70-летию Союза театральных деятелей Республики Коми – самого многочисленного творческого Союза в Республике Коми.

19 сентября 2018 г.

Лаборатория 40+

Две недели тринадцать артистов из разных городов России от Хабаровска до Элисты провели в Доме творчества «Актер-Руза», где вместе с молодыми коллегами создавали спектакль о театре и своей жизни.

20 марта 2018 г.

Театральная энциклопедия Алтайского края

27 марта 2018 г. в Белом зале Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая состоится презентация нового издания – «Театральной энциклопедии Алтайского края».

22 декабря 2017 г.

Русский театр за рубежом | 2017

В 2017 году Центр поддержки русского театра за рубежом СТД РФ провел серию мероприятий: мастер-классы, тренинги, режиссерские лаборатории. Рассказываем подробно.

4 декабря 2017 г.

Театр и мир. Точки контакта

23–24 ноября в Тамбове проходила межрегиональная конференция «Театр и мир. Точки контакта», организованная СТД РФ и Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области. 

30 ноября 2017 г.

Осенний дайджест

Самое-самое из жизни региональных отделений Союза за три осенних месяца.

15 октября 2017 г.

Уральская зона

С 25 по 29 сентября в Челябинске проходил Уральский театральный форум СТД РФ. Этот уникальный формат мероприятия хорошо известен в театральной России. Обсуждение серьезных вопросов в кругу коллег, интенсивные тренинги для артистов, семинары для завлитов и PR- специалистов, мастер-классы для гримеров, художников и технологов. Ни одна театральная профессия не останется без внимания.

31 августа 2017 г.

Летний дайджест

Театральное межсезонье подходит к концу. Публикуем дайджест за июнь и июль. Делимся новостями из жизни Союза за два летних месяца.

11 июля 2017 г.

Резиденция СТД РФ

В июне 2017 года Платоновский фестиваль искусств и Международный отдел СТД РФ провели первую международную резиденцию в рамках фестиваля.

10 июля 2017 г.

Авторская сцена - 2017

С 1 по 10 июня в Рязани проходил очередной всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Принимал семинар Рязанский областной театр драмы.

30 июня 2017 г.

Июньский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Представляем июньский ТОП-4.

31 мая 2017 г.

Майский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Представляем майский ТОП-8.

30 апреля 2017 г.

Апрельский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Представляем апрельский ТОП-7.

31 марта 2017 г.

Мартовский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Итак, представляем мартовский ТОП-13.

28 февраля 2017 г.

Февральский дайджест

С нового года вводим новую традицию. В последний день каждого месяца мы будем публиковать дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Итак, представляем февральский ТОП-7.

21 февраля 2017 г.

Роман Виктюк: свой среди своих

20 февраля на традиционном Приеме Председателя СТД РФ театральные деятели Москвы чествовали народного артиста Украины и России, создателя авторского театра, режиссера Романа Григорьевича Виктюка.

31 января 2017 г.

Январский дайджест

С нового года вводим новую традицию. В последний день каждого месяца мы будем публиковать дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Итак, представляем первый январский ТОП-5.

18 января 2017 г.

Сказка на здоровье!

В последние дни уходящего 2016 года под эгидой Рязанского отделения Союза театральных деятелей РФ рязанские театры приняли участие в новом благотворительном проекте «Сказка на здоровье!»

21 декабря 2016 г.

АВТОРСКАЯ СЦЕНА.POSTFACTUM

На Всероссийском семинаре драматургов «Авторская сцена» в Бурятии осенью прошлого года была представлена пьеса «Дорога на Хохотуй» молодого драматурга из Новосибирска Екатерины Гилевой.

23 ноября 2016 г.

Новосибирский "Парадиз"

21 ноября в Камерном зале филармонии состоялась торжественная церемония вручения театральной премии «Парадиз», на которой были отмечены самые яркие работы прошлого театрального сезона.

4 октября 2016 г.

Зеркало Сцены - 2016

С 30 сентября по 6 октября в г. Рязани во второй раз прошел профессиональный театральный фестиваль-премия «Зеркало сцены». Главное театральное событие региона было организовано и проведено Рязанским отделением СТД РФ при поддержке Правительства Рязанской области и регионального министерства культуры и туризма.

26 сентября 2016 г.

Премии - молодым!

22 сентября в новосибирской студии ГТРК во второй раз была вручена премия молодым актерам театра и деятелям кино имени Владлена Бирюкова.

26 июля 2016 г.

Авторская сцена - 2016

С 1 по 10 июня в г. Саратове проходил очередной всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Принимал семинар Саратовский академический театр драмы им. И.А.Слонова.

17 мая 2016 г.

Рождение замысла

С 25 по 30 апреля в Алтайском краевом отделении СТД РФ проходил фестиваль «Рождение замысла». В фестивале принимали участие артисты профессиональных театров края, получившие в 2015 году стипендию Союза на свои проекты.

10 мая 2016 г.

Снимается кино

В апреле в Верхней Сысерти, что под Екатеринбургом, проходил Второй Семинар творческой молодежи, посвященный Году кино, проходящему в России. О том, что там происходило в течение 5 дней при участии 80 молодых творцов (артистов, режиссеров, композиторов, писателей и художников) и какое отношение к кино имеет наш Союз - в нашем сюжете.

22 апреля 2016 г.

Дом, в котором живет любовь

Дом ветеранов сцены в Санкт-Петербурге, основанный актрисой Александринского театра Марией Гавриловной Савиной, отметил свое 120-летие. 19 апреля 2016 года в Дом поздравить именинников пришли Александр Калягин, Сергей Паршин, Владимир Рецептер, Николай Мартон, Семен Альтов и многие другие.

6 апреля 2016 г.

Золотые люди СТД

Сегодня в наших «Сюжетах» три героя - Александр Романов (Златоуст), Ольга Казаковцева (Барнаул) и Елена Кривошеева (Киров). Это наши люди в регионах, люди, на которых держится наш Союз. И которых мы поздравляем с присвоением Высшей награды Союза - Золотого знака СТД РФ.

29 марта 2016 г.

Артмиграция 2015

Уже три года подряд в начале осени в Москву, на Страстной бульвар, со всей России и стран Ближнего зарубежья съезжается театральная молодежь. Это Всероссийский молодежный театральный форум-фестиваль «АРТМИГРАЦИЯ»!
Только что Союз театральных деятелей открыл прием заявок на «АРТМИГРАЦИЮ» 2016. А пока предлагаем вам вспомнить, как проходила наша предыдущая Встреча. 

8 марта 2016 г.

Суровый талант Владимира Этуша

7 марта в Театральном центре СТД РФ "На Страстном" состоялся прием Председателя СТД РФ. Александр Калягин вручил Премию Председателя СТД РФ патриарху вахтанговской сцены, народному артисту СССР Владимиру Этушу.

24 сентября 2015 г.

Близкий Дальний Восток

С 6 по 9 сентября в Хабаровске проходил Дальневосточный театральный форум СТД РФ. Этот уникальный формат уже хорошо известен в театральной России. Все знают: если Союз приглашает на форум - надо ехать. 

22 сентября 2015 г.

Триумф «Авторской сцены»

С 5 по 14 сентября в Бурятии в г. Улан-Удэ проходил очередной Всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Результаты впечатляют: 4 из 6 пьес будут поставлены на сцене Государственного русского драматического театра им. Н.А.Бестужева.

30 июля 2015 г.

Летняя школа: карта памяти

"Я не испытывал ничего более прекрасного за всю свою жизнь, чем за этот месяц, проведенный в Летней театральной школе при СТД. Скажу так — это рай для актеров". Мераб Кусикашвили

23 июня 2015 г.

Новосибирск: назад в 70-е

20 июня в Летнем дворике Дома Актера прошел XIX ежегодный конкурс Новосибирского отделения СТД РФ «Поют артисты драматических театров». Конкурс был посвящен музыке 70-х - времени, когда Пугачева выступала с «Веселыми ребятами», Боб Марли уже стал культовым, группа Queen только образовалась,а Владимир Высоцкий играл «Гамлета» в театре на Таганке

23 июня 2015 г.

Борис Константинов: "Куклы - это далеко и не только белочки и зайчики"

16 июня в Летней театральной школе СТД РФ состоялся мастер-класс главного режиссера Государственного академического Центрального театра кукол им. С. В. Образцова, лауреата Национальной премии «Золотая Маска» Бориса Константинова.

17 июня 2015 г.

Сохранить в себе ребенка…

12 июня в рамках IX Летней театральной школы СТД РФ прошел мастер-класс народного артиста России, художественного руководителя Академического Малого драматического театра — театра Европы, профессора, заведующего кафедрой режиссуры и актерского мастерства Санкт-Петербургской академии театрального искусства Льва Додина

11 июня 2015 г.

Звезды театральной Тамбовщины

8 июня 2015 года в Шоршоровском сквере города Тамбова, у стены Тамбовского драматического театра была торжественно открыта «Аллея Звёзд театральной Тамбовщины». В церемонии открытия Аллеи Звезд принял участие Секретарь СТД РФ, народный артист России Игорь Костолевский

10 июня 2015 г.

Открыты к восприятию нового

6 июня в творческой резиденции СТД РФ «Звенигород» состоялась встреча российского театрального режиссёра, основателя и художественного руководителя Театра «Студия театрального искусства» Сергея Женовача с участниками IX Международной летней театральной школы

9 июня 2015 г.

Вячеслав Полунин: «Театр – это повод собраться вместе и любить друг друга»

4 июня в творческой резиденции СТД РФ «Звенигород» состоялась встреча режиссера, актера, клоуна Вячеслава Полунина с участниками IX Международной летней театральной школы

20 мая 2015 г.

Золото Союза

18 мая в СТД РФ состоялось радостное событие - вручение высшей награды Союза: народной артистке СССР Юлии Константиновне Борисовой, народному артисту СССР Сергею Юрьевичу Юрскому и директору Центральной научной библиотеки СТД РФ, заслуженному работнику культуры РФ Вячеславу Петровичу Нечаеву

4 мая 2015 г.

Живая память

К 70-летию Победы мы подготовили серию интервью с ветеранами Великой Отечественной Войны. Эти люди, поколение победителей,  - живая память о том, какие страшные испытания выпали на долю нашего народа. Низкий вам поклон и наша благодарность.

7 апреля 2015 г.

В феврале - стихия, в марте - гусеницы

Творческая жизнь в наших региональных отделениях бьет ключом. О том, как закончилась зима и началась весна в Кемерово, рассказывают наши коллеги из Кемеровского регионального отделения СТД РФ

2 апреля 2015 г.

В честь юбилея — парад капустников. И не только!

30 марта в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина состоялся праздник, посвящённый 60-летию Белгородского отделения Союза театральных деятелей России.

20 февраля 2015 г.

Радость Веры Васильевой

16 февраля на традиционном Приеме Председателя СТД РФ театральные деятели Москвы чествовали народную артистку СССР Веру Васильеву. Вера Кузьминична, ставшая лауреатом Премии Председателя СТД РФ, благодарила собравшихся за ту радость, которую ей доставил этот вечер. Хотя справедливее было бы сказать, что это встреча с Верой Кузьминичной была счастьем для всех нас

12 февраля 2015 г.

Вспоминая клин-10

В декабре 2014 года в «Боярских палатах» СТД РФ состоялась юбилейная выставка молодых театральных и кино художников «КЛИН10». Предлагаем вам увидеть своими глазами, как это было

21 января 2015 г.

А можно взять – и почитать!

А вы знаете, что наш интернет-проект START UP, посвященный молодежным программам СТД РФ, является также площадкой для высказывания молодых? На сайте под чутким руководством Павла Руднева работает блог критических дебютов, насчитывающий сегодня уже более 60 публикаций. Мы решили сделать своего рода навигатор, чтобы все желающие могли узнать, какое оно - будущее нашей театральной критики.

17 ноября 2014 г.

Театральный век Самары

С 5 по 7 ноября в ЦДА им.Яблочкиной проходили Дни театрального искусства Самарского региона в Москве. Так завершился праздничный марафон, начавшийся в Самаре 27 октября и посвященный столетнему юбилею Самарского регионального отделения СТД РФ. О том, что случилось на Волге сто лет назад, чем памятна Самара Марии Кнушевицкой и Александру Калягину, какую песню поет мегаполис Москва - в нашем сюжете.

15 октября 2014 г.

Новости регионов. Новосибирск и Тыва

Мощь Союза театральных деятелей России заключается в его региональных отделениях. Региональное отделение СТД РФ объединяет не только членов Союза, работающих практически в каждом театре данной республики, области или края, но и всех театральных деятелей региона. Без новостей  отделений об их проектах и инициативах, радостях и проблемах картина жизни и деятельности Союза была бы неполной. 

13 октября 2014 г.

75 и 30. Праздник в Кемерово

В 2014 году исполнилось 75 лет Кемеровскому региональному отделению СТД РФ (ВТО) и 30 лет со дня открытия Дома Актёра. Это, безусловно, стало важным событием для театральных деятелей Кузбасса. Поэтому задолго до финального праздника начались юбилейные мероприятия, в которых принимали участие многие артисты кемеровских театров.

2 октября 2014 г.

Южный форум: театр, время, перемены

С 25 по 29 сентября в Ростове-на-Дону проходил Южный театральный форум СТД РФ «Театр. Время перемен». Уже много лет Союз проводит форумы, участниками которых являются театральные деятели одного из федеральных округов России. Город, принимающий форум, становится на несколько дней настоящей театральной столицей России.

22 сентября 2014 г.

Артмиграция: инициатива и подвижность

С 8 по 13 сентября в Москве проходил Второй Всероссийский театральный форум-фестиваль «Артмиграция». В названии этого проекта соединились два понятия, определяющие для нас молодежную театральную культуру. Арт – это искусство, а искусство - всегда инициатива. Миграция – подвижность. Инициатива и подвижность – вот признаки молодежной театральной культуры.

8 июля 2014 г.

«Рузу» продали! «Актер» разрушили! Куда податься?

В первую неделю июля состоялись два события, которые можно было бы объединить следующей фразой официального пресс-релиза: успешно реализован очередной этап Программы развития здравниц Союза театральных деятелей России — открыты для отдыхающих санаторий «Актер» в Сочи и Дом творчества «Руза». Но мы не хотим писать официальный пресс-релиз. Мы хотим делиться с вами своей радостью.
24 июня 2014 г.

Вспоминая Ялтинскую театральную конференцию

28-29 мая в Доме творчества СТД РФ «Актер» (Крым, Ялта) состоялась Ялтинская театральная конференция — рабочее совещание, в котором приняли участие руководители СТД РФ и региональных организаций Союза. В нашем сюжете вы узнаете, как это было. А было это замечательно!

28 мая 2014 г.

Церемония закрытия Фестиваля «Браво!»

28 мая на сцене Свердловского академического театра драмы пройдет церемония закрытия Фестиваля «Браво!», подводящего итоги минувшего театрального года в Свердловской области. 

Прямой эфир с закрытия фестиваля вы можете посмотреть на нашем сайте. (Начало в 16:30 по московскому времени)

18 апреля 2014 г.

«Золотая Маска» Олега Шейнциса

В этом году «Золотая Маска» вручается в двадцатый раз. И сегодня мы не можем не вспомнить о ее создателе - художнике Олеге Ароновиче Шейнцисе, который хотел, чтобы «этот символ театра, «Золотая Маска», украшал жизнь моих талантливых друзей, доставлял им радость»

22 марта 2014 г.

Леонид Хейфец: «Стараюсь говорить правду»

24 февраля на Приеме Председателя СТД РФ Александр Калягин вручил Леониду Ефимовичу Хейфецу Премию Председателя. Почему Леонид Хейфец всегда старается говорить правду, как Всероссийское театральное общество изменило его жизнь и где работают самые прекрасные женщины в мире - смотрите в нашем видеорепортаже.

21 марта 2014 г.

Весь мир в Кардиффе

С 5 по 15 сентября в славном уэльском городе Кардифф (Великобритания) состоялась третья выставка всемирной сценографии - World Stage Design 2013 (WSD 2013). О том, как делался один из крупнейших проектов Всемирной Организации Сценографов, Театральных Архитекторов и Технологов (OISTAT) и какую планку задали молодые русские сценографы - в нашем материале.

17 марта 2014 г.

Искусство ради жизни

17 февраля в Театре балета «Щелкунчик» в Екатеринбурге прошел благотворительный марафон «Искусство ради жизни», посвящённый Международному Дню борьбы с детским раком, в котором приняли участие ведущие театры и творческие коллективы Екатеринбурга.

9 февраля 2014 г.

Искусство ради жизни

13 марта в Театре балета «Щелкунчик» в Екатеринбурге прошел благотворительный марафон «Искусство ради жизни», посвящённый Международному Дню борьбы с детским раком, в котором приняли участие ведущие театры и творческие коллективы Екатеринбурга.