СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 Июль, 2020

Есть кто дома?

Анна Меркушина

«9 движений» и «Трепет штор»: про спектакли, главную роль в которых играет ваша комната

Дискуссия о необходимости живого присутствия актера и зрителя в современном театре, казалось, должна была разрешиться в период изоляции, когда единственной площадкой для творчества стал интернет. К этому театр оказался совсем не готов. Бесчисленные трансляции спектаклей — премьерных и архивных — стали быстро терять просмотры, едва удерживая зрительское внимание в борьбе с онлайн-выставками, онлайн-концертами и, наконец, Нетфликсом. Репертуар государственных театров мало изменился в период карантина: остались те же самые спектакли, читки пьес, лекции, но теперь — в формате видео. Особо продвинутые сделали спектакли в Zoom. Но опять же, используя площадку не как пространство для общения со зрителем, а как альтернативную сцену. По-другому на карантин откликнулись независимые театральные организации. 

«Эпидемия чумы подарила нам «Декамерон», эпидемия холеры — Болдинскую осень, блэкаут в Нью-Йорке — хип-хоп. Теперь очередь за коронавирусом», — сообщает манифест Спонтанной программы фестиваля «Точка доступа». Кстати, Спонтанная программа стала первой инициативой, объединившей театральных художников, которые стали создавать свои проекты в диджитал-формате. Они не просто адаптируют живые спектакли под какую-то платформу или социальную сеть, а используют механизмы цифрового мира как театральные технологии. В итоге в моей фейсбучной ленте появились приглашения на инстаграм-перформанс, онлайн-вечеринку, виртуальную акцию, Zoom-импровизацию и даже в спектакулярное казино. 

К этому моменту комментарии в фейсбуке уже перешли на крик: «Что в подобных проектах остаётся от настоящего театра?» На самом деле, самое главное – соучастие актера/перформера/художника и зрителя. Антон Хитров в статье на «Медузе» точно замечает, что «цифровой театр — ни что иное, как игровая коммуникация на расстоянии». Такие эксперименты отрицают пассивное потребление онлайн-контента (что предлагает любой экранный вид искусства) и создают ситуации взаимодействия создателей и пользователей, делая это даже с большим, чем в живом театре, художественным и технологическим разнообразием.

Самыми «попадающими» из всех экспериментальных постановок, которые я посмотрела за карантин, стали проекты, которые исследуют личное пространство зрителя — перформатизируют его повседневность. Этот формат, с одной стороны, отсылает к концепции site-specific. С другой, является «спектаклем на одного», индивидуальным опытом, действие в котором замыкается на личности зрителя. Наконец, является театром социально-ориентированным, который очень точно откликается на глобальное актуальное явление — самоизоляцию и помогает отрефлексировать обстоятельства, в которых мы оказались. 

Расскажу про два таких «комнатных» спектакля, выстраивающих коммуникацию со зрителем достаточно традиционным способом – посредством аудио. Аудио-экспириенсы давно перестали быть шокирующими и антитеатральными для московской публики: спасибо «Импресарио» и Мобильному Художественному Театру, которые активно ставили и продвигали их в последние несколько лет. Именно они адаптировали для российской аудитории и новый проект Rimini Protokoll «9 движений». Это «ультракороткий аудиоспектакль для домашнего прослушивания», который, по словам создателей, за 7 минут превратит ваше пространство в театральные подмостки и даст возможность посмотреть на него с новой стороны. В спектакле-инструкции голос Петра Скворцова (в оригинальной версии — Штефана Кэги) даёт зрителю развернутые calls-to-actions. Представить, что вы — упругий мяч, который, оттолкнувшись от земли, вылетает в космос и видит себя как маленькую черную точку на земном шаре. Или, встав на стул, осмотреть своё пространство и в голове, как на видеопленке, прокрутить все последние перемещения по нему. Наконец, выйти на порог и спросить «есть кто дома?» перед собственной дверью. Финальное чувство после спектакля похоже на ощущение «заземления» после качественной медитации. Оно протягивается и за пределы аудиодорожки, когда зритель возвращается к привычным ему делам. В моем любимом подкасте «Ну пап» ведущий сравнивает опыт «9 движений» с советской утренней гимнастикой. Для многих это до сих пор не просто набор бодрых инструкций под музыку, а своеобразная терапия, помогающая настроиться на день. Интересно, как сейчас, в пик популярности медитативных практик формат расслабляющих аудиосеансов возвращается в нашу жизнь. И новый спектакль Rimini Protokoll, подражая им, действительно даёт отвлечься от карантинной рутины и «перезагрузиться» буквально за 7 минут. Однако механизмы этой перезагрузки — театральные, игровые. Задания Штефана Кэги легко можно представить частью занятия по актерскому мастерству: все они направлены на развитие воображения. Слушатель, с одной стороны, принимает театральный опыт как зритель, с другой — генерирует его как актёр, используя собственный творческий ресурс. Так, в пространстве спектакля закономерно происходит смена игровых ролей. Одно «но»: при этом вас не покидает ощущение банальности происходящего. Предсказуемый аудиоформат и четкие инструкции максимально разжевывают опыт, и поэтому дорожка не подводит зрителя даже близко к тому, что даёт ему взаимодействие со средой в том же самом «Remote Moscow» (променад-спектакль Rimini Protokoll о Москве). Это станет очевидно, когда через месяц после «9 движений» «Импресарио» выпустят новый аудиоспектакль «Погружение» для прослушивания в ванной. В нём игровая ситуация еще сильнее упрощается и полностью сводится к расслаблению: в течение получаса через похожие инструкции нам предлагают порисовать узоры на воде, посмотреть на пламя свечи, полежать под музыку с закрытыми глазами. Можно ли сказать, что опыт состоялся, потому что справился со своей главной «умиротворяющей» задачей? Наверное, можно. Остаётся ли эта задача хоть сколько-нибудь театральной? Большой вопрос.

Сложнее и в разы интереснее устроен «дрейф по квартире без актёров и в наушниках» под названием «Трепет штор» петербургской театральной компании «Перфобуфет». Это спектакль с доставкой: то есть поучаствовать в опыте вы сможете, взаимодействуя с предметом, который курьер доставит к вашим дверям в назначенный час. Этот элемент доставки театрального опыта — важнейший для спектакля. Во-первых, он ограничивает его во времени (вы должны вернуть предмет курьеру) и делает real-time. Во-вторых — даёт опыт взаимодействия с объектом из внешнего мира, что в период самоизоляции само по себе — событие. Объект, который будет на вашем пороге — рюкзак. Именно он становится своеобразным порталом в пространство спектакля. В рюкзаке вы найдете телефон с наушниками, конфеты, инструкцию и заранее выбранный вами предмет — зеркальце, фонарик или бинокль. В инструкции сказано, что на телефоне — аудиофайл, который нужно будет включить. Это единственная явная наводка для зрителя. Размытость инструкции, противоположная той, что я слышала у Rimini Protokoll, сразу вводит важную для этого опыта концепцию зрительской свободы, которая заявляется уже в прологе к действию: во время прослушивания дорожки делай всё, «как пойдет», предметом можно пользоваться «как хочешь», что делать с остальными вещами — «не знаем». Интуитивный выбор — выбор предмета, выбор способа общения с ним, выбор поведения во время спектакля позволяет каждому собрать свой личный опыт как конструктор из тактильных ощущений, звуков, запахов, воспоминаний. Если в «9 движениях» подключение к действию происходит через воображение, то в «Трепете штор» — через эмпатию. Ведь в аудиофайле, который включает зритель, не будет прямых вопросов и указаний. Там — голос создателя проекта Артёма Томилова, который ходит по своей квартире на Лиговском проспекте, прислушивается к скрипу пола, трогает корешки книг, смотрит в окно и рассказывает историю взаимоотношений со своей квартирой. Через некоторое время в его дрейфе появляется новое пространство, новые детали прошлого, новые герои и кусочки их жизней. Иногда в монологе возникают точки соприкосновения со зрителем — моменты косвенной интерактивности. Например, когда Артём заявляет, что квартира, по которой он ходил последние двадцать минут — это иллюзия. Или когда включает музыку. Или когда предлагает помолчать. Но ни разу не пытается сделать это бóльшим, чем история про него самого.
Что в это время происходит с вами? То, что вы считаете нужным. Чужая искренность в рамках спектакля рождает собственный отклик на произошедшее, и ты идёшь (как это сформулировал потом сам Томилов в нашем разговоре) — «чувствовать про своё». Мой дрейф по родительской квартире стал путешествием во времени. Комната, в которой я не жила уже несколько лет, говорила со мной на языке 16-летней девочки: цитатами из Маяковского, плакатами с Камбербэтчем, репродукциями Моне. Изучив всё настенное, я отправилась на балкон наблюдать за беззвучным диалогом соседской кошки с двумя голубями. Потом — в глубину квартиры. Музыка. Танцы в ванной. Танцы на кухне, переходящие в коридор. Корешки книг: потрепанная «Хижина дяди Тома» — школьная книжка мамы, разрисованные «Вредные советы» сестры, «Доктор Живаго» с загнутыми страницами — письмами Лары (все слова с корнем «люб» подчеркнуты карандашом)… 

Открытая структура «Трепета штор», как это ни парадоксально, позволяет привязать спектакль к конкретным пространству, времени и человеку. Недаром команда «Перфобуфета» определяет его жанр как self-specific, по аналогии с сайт-спецификом рассматривая внутреннее пространство зрителя как еще одно поле театрального эксперимента. На последних секундах аудиодорожки, когда ты вынимаешь наушники и собираешь содержимое рюкзака, медленно возвращая фокус на собственное пространство, действительно начинается самое интересное – второй акт спектакля пройдет под голос, звучащий у вас в голове.

У меня нет сомнений в том, что диджитал-театр останется с нами надолго. И он будет интересным не только как явление, которое исследует само себя: задаёт вопросы о природе и границах театра. Он уже делает нечто более художественно ценное: даёт зрителю возможность войти в более тесный контакт с действительностью. Не создаёт новое artificial пространство, в котором должна работать прежняя театральная магия (ведь онлайн-спектакли будут продолжать ругать за «бездушность» и «неатмосферность»), а с помощью цифровых инструментов делает окружающую нас реальность новой формой зрелищности. И опыты Rimini Protokoll и «Перфобуфета» — отличные примеры того, что театр уже умеет это сегодня. Сегодня. А завтра спектакль в гаджете наверняка расскажет нам о завтрашнем мире больше, чем любая из чеховских пьес.

Анна Меркушина - студентка 1 курса Продюсерского факультета Школы-студии МХАТ (Мастерская Андрея Воробьева).

Архив сюжетов

28 октября 2020 г.

Кроме шуток

Евгения Ноздрачёва пишет о спектакле «UP», лаборатория «40+», фестиваль «АртМиграция», Боярские палаты СТД РФ, Москва. Режиссёр Денис Азаров.

20 октября 2020 г.

Танец русской мысли

В Москве в сентябре прошел VIII Всероссийский фестиваль «АртМиграция» СТД РФ, на котором традиционно были представлены спектакли молодых режиссёров, получивших столичное образование и работающих в регионах. Участница Лаборатории молодой критики Анна Кочергина (г. Астрахань) выбрала из них три постановки по произведениям русской классики, которые, по её мнению, непременно стоит увидеть.

29 сентября 2020 г.

Три языка

В блоге для начинающих театральных критиков - новая публикация.Елена Жданова из Иркутск пишет о диджитал-спектакле «Пушечное мясо» Павла Пряжко, реж. Дмитрий Волкострелов, продюсер Евгения Шерменева

19 сентября 2020 г.

Вы еще не готовы

В блоге для молодых театральных критиков новая публикация. Лариса Малышева пишет о спектакле «Репетиция. История(и) театра (I)», реж. Мило Рау, Международный институт политического убийства (Цюрих, Гент, Берлин), Национальный театр Валлонии-Брюсселя

2 сентября 2020 г.

Неидеальные люди

Алиса Литвинова пишет о спектакле «Три сестры» Антона Чехова, реж. Тимофей Кулябин, Новосибирский театр «Красный факел».

4 августа 2020 г.

Смешные лекции о смерти

Софья Уфимцева пишет о спектакле «Смерть на работе» Юкка Хютти, Pop-up театр (Россия) и фестиваль «Балтийский круг» (Финляндия), реж. Семен Александровский, сценограф Ксения Перетрухина.

19 июля 2020 г.

Через тьму – к свету

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Горемычные танцы», реж. Александр Артёмов, театр ТРУ, Санкт-Петербург

12 июля 2020 г.

Челябинский молодежный: от Тенгиза Махарадзе до Ивана Миневцева

Блогер Diletant74 беседует с главным режиссером Челябинского молодежного театра Иваном Миневцевым о Тенгизе Махарадзе и на другие темы.

7 июля 2020 г.

Есть кто дома?

Анна Меркушина пишет о работах диджитал-театра в период самоизоляции: спектаклях проекта «Импресарио» — «Погружение» и «9 движений», а также о спектакле «Трепет штор» Артема Томилова петербургской театральной компании «Перфобуфет».

22 июня 2020 г.

Протест против абсурда взрослых

В блоге для молодых театральных критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Елена Жатько пишет о спектакле «Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой в Зимнем саду театра «Школа современной пьесы», реж. Филипп Гуревич.

15 июня 2020 г.

Маршак в ожидании поезда

В блоге для молодых театральных критиков «Старт Ап» СТД РФ - новая публикация. Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Маршак. Четыре сказки», реж. Владимир Антипов, художник Антон Батанов. Театр «За Черной речкой», Санкт-Петербург

6 июня 2020 г.

Куклы из театра императрицы

Елена Жданова - о  спектакле Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова «Любовь - книга золотая»

28 мая 2020 г.

Ирина Холмогорова: «Восемь дней в году мы абсолютно свободны»

В блоге для начинающих театроведов "Старт Ап" СТД РФ  новая публикация. Андрей Новашов беседует с театральным критиком Ириной Холмогоровой о ее семинаре для провинциальных критиков и о современном театре.

20 мая 2020 г.

Остановись мгновенье, ты ужасно!

Елена Александровская — о пьесе Михаила Булгакова «Адам и Ева».

14 мая 2020 г.

Одиночество в семье

Александра Коковина — о спектакле «Тараканы» Полины Бабушкиной по рассказу Алексея Варламова. Архангельский театр драмы имени М. Ломоносова. Реж. Полина Золотовицкая.

2 мая 2020 г.

Страна Айгул

Евгения Ноздрачева — о спектакле «Страна Айгуль» Мустая Карима. Русский драматический театр, Стерлитамак, Башкирия. Режиссер Людмила Исмайлова.

20 апреля 2020 г.

Отказ от детства

Ангелина Куликова — о спектакле «Ромео&Джульетта» по Уильяму Шекспиру. 3 актерский курс Школы-студии МХАТ (художественный руководитель — Евгений Писарев). Режиссер-педагог и хореограф — Алла Сигалова.

13 апреля 2020 г.

Анна - это ты

Ирина Пекарская — о спектакле «Серёжа» по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина», реж. Дмитрий Крымов, МХТ имени А.П. Чехова

6 апреля 2020 г.

Бегство от всех войн

"Беглый" по роману Спартака Ильясова, реж. Айрат Абушахманов, Башкирский драматический театр, Стерлитамак, Башкортостан. Рецензия Азалии Балгазиной.

30 марта 2020 г.

Островский. Кино

"Таланты и поклонники" Александра Островского, Хабаровский ТЮЗ, реж. Павел Макаров. Рецензия Наталии Ивацик.

7 июня 2019 г.

Памяти Владимира Левертова

В память о режиссере и педагоге в Учебном театре ГИТИСа прошел вечер, в котором приняли участие его ученики – известные актеры и режиссеры: Татьяна Догилева, Юрий Стоянов, Алексей Земский, Виктор Сухоруков, Евгения Добровольская, Иван Шаболтас, Татьяна Веденеева, Михаил Богдасаров, Андрей Звягинцев, Юлия Свежакова, Владимир Мишуков...

28 декабря 2018 г.

Год театра в России

9 декабря 2018 г.

СТД Республики Коми – 70!

4 декабря 2018 года в Академическом театре драмы им. В. Савина состоялся праздничный вечер «Под знаком СТД», посвященный 70-летию Союза театральных деятелей Республики Коми – самого многочисленного творческого Союза в Республике Коми.

19 сентября 2018 г.

Лаборатория 40+

Две недели тринадцать артистов из разных городов России от Хабаровска до Элисты провели в Доме творчества «Актер-Руза», где вместе с молодыми коллегами создавали спектакль о театре и своей жизни.

20 марта 2018 г.

Театральная энциклопедия Алтайского края

27 марта 2018 г. в Белом зале Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая состоится презентация нового издания – «Театральной энциклопедии Алтайского края».

22 декабря 2017 г.

Русский театр за рубежом | 2017

В 2017 году Центр поддержки русского театра за рубежом СТД РФ провел серию мероприятий: мастер-классы, тренинги, режиссерские лаборатории. Рассказываем подробно.

4 декабря 2017 г.

Театр и мир. Точки контакта

23–24 ноября в Тамбове проходила межрегиональная конференция «Театр и мир. Точки контакта», организованная СТД РФ и Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области. 

30 ноября 2017 г.

Осенний дайджест

Самое-самое из жизни региональных отделений Союза за три осенних месяца.

15 октября 2017 г.

Уральская зона

С 25 по 29 сентября в Челябинске проходил Уральский театральный форум СТД РФ. Этот уникальный формат мероприятия хорошо известен в театральной России. Обсуждение серьезных вопросов в кругу коллег, интенсивные тренинги для артистов, семинары для завлитов и PR- специалистов, мастер-классы для гримеров, художников и технологов. Ни одна театральная профессия не останется без внимания.

31 августа 2017 г.

Летний дайджест

Театральное межсезонье подходит к концу. Публикуем дайджест за июнь и июль. Делимся новостями из жизни Союза за два летних месяца.

11 июля 2017 г.

Резиденция СТД РФ

В июне 2017 года Платоновский фестиваль искусств и Международный отдел СТД РФ провели первую международную резиденцию в рамках фестиваля.

10 июля 2017 г.

Авторская сцена - 2017

С 1 по 10 июня в Рязани проходил очередной всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Принимал семинар Рязанский областной театр драмы.

30 июня 2017 г.

Июньский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Представляем июньский ТОП-4.

31 мая 2017 г.

Майский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Представляем майский ТОП-8.

30 апреля 2017 г.

Апрельский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Представляем апрельский ТОП-7.

31 марта 2017 г.

Мартовский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Итак, представляем мартовский ТОП-13.

28 февраля 2017 г.

Февральский дайджест

С нового года вводим новую традицию. В последний день каждого месяца мы будем публиковать дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Итак, представляем февральский ТОП-7.

21 февраля 2017 г.

Роман Виктюк: свой среди своих

20 февраля на традиционном Приеме Председателя СТД РФ театральные деятели Москвы чествовали народного артиста Украины и России, создателя авторского театра, режиссера Романа Григорьевича Виктюка.

31 января 2017 г.

Январский дайджест

С нового года вводим новую традицию. В последний день каждого месяца мы будем публиковать дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Итак, представляем первый январский ТОП-5.

18 января 2017 г.

Сказка на здоровье!

В последние дни уходящего 2016 года под эгидой Рязанского отделения Союза театральных деятелей РФ рязанские театры приняли участие в новом благотворительном проекте «Сказка на здоровье!»

21 декабря 2016 г.

АВТОРСКАЯ СЦЕНА.POSTFACTUM

На Всероссийском семинаре драматургов «Авторская сцена» в Бурятии осенью прошлого года была представлена пьеса «Дорога на Хохотуй» молодого драматурга из Новосибирска Екатерины Гилевой.

23 ноября 2016 г.

Новосибирский "Парадиз"

21 ноября в Камерном зале филармонии состоялась торжественная церемония вручения театральной премии «Парадиз», на которой были отмечены самые яркие работы прошлого театрального сезона.

4 октября 2016 г.

Зеркало Сцены - 2016

С 30 сентября по 6 октября в г. Рязани во второй раз прошел профессиональный театральный фестиваль-премия «Зеркало сцены». Главное театральное событие региона было организовано и проведено Рязанским отделением СТД РФ при поддержке Правительства Рязанской области и регионального министерства культуры и туризма.

26 сентября 2016 г.

Премии - молодым!

22 сентября в новосибирской студии ГТРК во второй раз была вручена премия молодым актерам театра и деятелям кино имени Владлена Бирюкова.

26 июля 2016 г.

Авторская сцена - 2016

С 1 по 10 июня в г. Саратове проходил очередной всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Принимал семинар Саратовский академический театр драмы им. И.А.Слонова.

17 мая 2016 г.

Рождение замысла

С 25 по 30 апреля в Алтайском краевом отделении СТД РФ проходил фестиваль «Рождение замысла». В фестивале принимали участие артисты профессиональных театров края, получившие в 2015 году стипендию Союза на свои проекты.

10 мая 2016 г.

Снимается кино

В апреле в Верхней Сысерти, что под Екатеринбургом, проходил Второй Семинар творческой молодежи, посвященный Году кино, проходящему в России. О том, что там происходило в течение 5 дней при участии 80 молодых творцов (артистов, режиссеров, композиторов, писателей и художников) и какое отношение к кино имеет наш Союз - в нашем сюжете.

22 апреля 2016 г.

Дом, в котором живет любовь

Дом ветеранов сцены в Санкт-Петербурге, основанный актрисой Александринского театра Марией Гавриловной Савиной, отметил свое 120-летие. 19 апреля 2016 года в Дом поздравить именинников пришли Александр Калягин, Сергей Паршин, Владимир Рецептер, Николай Мартон, Семен Альтов и многие другие.

6 апреля 2016 г.

Золотые люди СТД

Сегодня в наших «Сюжетах» три героя - Александр Романов (Златоуст), Ольга Казаковцева (Барнаул) и Елена Кривошеева (Киров). Это наши люди в регионах, люди, на которых держится наш Союз. И которых мы поздравляем с присвоением Высшей награды Союза - Золотого знака СТД РФ.

29 марта 2016 г.

Артмиграция 2015

Уже три года подряд в начале осени в Москву, на Страстной бульвар, со всей России и стран Ближнего зарубежья съезжается театральная молодежь. Это Всероссийский молодежный театральный форум-фестиваль «АРТМИГРАЦИЯ»!
Только что Союз театральных деятелей открыл прием заявок на «АРТМИГРАЦИЮ» 2016. А пока предлагаем вам вспомнить, как проходила наша предыдущая Встреча. 

8 марта 2016 г.

Суровый талант Владимира Этуша

7 марта в Театральном центре СТД РФ "На Страстном" состоялся прием Председателя СТД РФ. Александр Калягин вручил Премию Председателя СТД РФ патриарху вахтанговской сцены, народному артисту СССР Владимиру Этушу.

24 сентября 2015 г.

Близкий Дальний Восток

С 6 по 9 сентября в Хабаровске проходил Дальневосточный театральный форум СТД РФ. Этот уникальный формат уже хорошо известен в театральной России. Все знают: если Союз приглашает на форум - надо ехать. 

22 сентября 2015 г.

Триумф «Авторской сцены»

С 5 по 14 сентября в Бурятии в г. Улан-Удэ проходил очередной Всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Результаты впечатляют: 4 из 6 пьес будут поставлены на сцене Государственного русского драматического театра им. Н.А.Бестужева.

30 июля 2015 г.

Летняя школа: карта памяти

"Я не испытывал ничего более прекрасного за всю свою жизнь, чем за этот месяц, проведенный в Летней театральной школе при СТД. Скажу так — это рай для актеров". Мераб Кусикашвили

23 июня 2015 г.

Новосибирск: назад в 70-е

20 июня в Летнем дворике Дома Актера прошел XIX ежегодный конкурс Новосибирского отделения СТД РФ «Поют артисты драматических театров». Конкурс был посвящен музыке 70-х - времени, когда Пугачева выступала с «Веселыми ребятами», Боб Марли уже стал культовым, группа Queen только образовалась,а Владимир Высоцкий играл «Гамлета» в театре на Таганке

23 июня 2015 г.

Борис Константинов: "Куклы - это далеко и не только белочки и зайчики"

16 июня в Летней театральной школе СТД РФ состоялся мастер-класс главного режиссера Государственного академического Центрального театра кукол им. С. В. Образцова, лауреата Национальной премии «Золотая Маска» Бориса Константинова.

17 июня 2015 г.

Сохранить в себе ребенка…

12 июня в рамках IX Летней театральной школы СТД РФ прошел мастер-класс народного артиста России, художественного руководителя Академического Малого драматического театра — театра Европы, профессора, заведующего кафедрой режиссуры и актерского мастерства Санкт-Петербургской академии театрального искусства Льва Додина

11 июня 2015 г.

Звезды театральной Тамбовщины

8 июня 2015 года в Шоршоровском сквере города Тамбова, у стены Тамбовского драматического театра была торжественно открыта «Аллея Звёзд театральной Тамбовщины». В церемонии открытия Аллеи Звезд принял участие Секретарь СТД РФ, народный артист России Игорь Костолевский

10 июня 2015 г.

Открыты к восприятию нового

6 июня в творческой резиденции СТД РФ «Звенигород» состоялась встреча российского театрального режиссёра, основателя и художественного руководителя Театра «Студия театрального искусства» Сергея Женовача с участниками IX Международной летней театральной школы

9 июня 2015 г.

Вячеслав Полунин: «Театр – это повод собраться вместе и любить друг друга»

4 июня в творческой резиденции СТД РФ «Звенигород» состоялась встреча режиссера, актера, клоуна Вячеслава Полунина с участниками IX Международной летней театральной школы

20 мая 2015 г.

Золото Союза

18 мая в СТД РФ состоялось радостное событие - вручение высшей награды Союза: народной артистке СССР Юлии Константиновне Борисовой, народному артисту СССР Сергею Юрьевичу Юрскому и директору Центральной научной библиотеки СТД РФ, заслуженному работнику культуры РФ Вячеславу Петровичу Нечаеву

4 мая 2015 г.

Живая память

К 70-летию Победы мы подготовили серию интервью с ветеранами Великой Отечественной Войны. Эти люди, поколение победителей,  - живая память о том, какие страшные испытания выпали на долю нашего народа. Низкий вам поклон и наша благодарность.

7 апреля 2015 г.

В феврале - стихия, в марте - гусеницы

Творческая жизнь в наших региональных отделениях бьет ключом. О том, как закончилась зима и началась весна в Кемерово, рассказывают наши коллеги из Кемеровского регионального отделения СТД РФ

2 апреля 2015 г.

В честь юбилея — парад капустников. И не только!

30 марта в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина состоялся праздник, посвящённый 60-летию Белгородского отделения Союза театральных деятелей России.

20 февраля 2015 г.

Радость Веры Васильевой

16 февраля на традиционном Приеме Председателя СТД РФ театральные деятели Москвы чествовали народную артистку СССР Веру Васильеву. Вера Кузьминична, ставшая лауреатом Премии Председателя СТД РФ, благодарила собравшихся за ту радость, которую ей доставил этот вечер. Хотя справедливее было бы сказать, что это встреча с Верой Кузьминичной была счастьем для всех нас

12 февраля 2015 г.

Вспоминая клин-10

В декабре 2014 года в «Боярских палатах» СТД РФ состоялась юбилейная выставка молодых театральных и кино художников «КЛИН10». Предлагаем вам увидеть своими глазами, как это было

21 января 2015 г.

А можно взять – и почитать!

А вы знаете, что наш интернет-проект START UP, посвященный молодежным программам СТД РФ, является также площадкой для высказывания молодых? На сайте под чутким руководством Павла Руднева работает блог критических дебютов, насчитывающий сегодня уже более 60 публикаций. Мы решили сделать своего рода навигатор, чтобы все желающие могли узнать, какое оно - будущее нашей театральной критики.

17 ноября 2014 г.

Театральный век Самары

С 5 по 7 ноября в ЦДА им.Яблочкиной проходили Дни театрального искусства Самарского региона в Москве. Так завершился праздничный марафон, начавшийся в Самаре 27 октября и посвященный столетнему юбилею Самарского регионального отделения СТД РФ. О том, что случилось на Волге сто лет назад, чем памятна Самара Марии Кнушевицкой и Александру Калягину, какую песню поет мегаполис Москва - в нашем сюжете.

15 октября 2014 г.

Новости регионов. Новосибирск и Тыва

Мощь Союза театральных деятелей России заключается в его региональных отделениях. Региональное отделение СТД РФ объединяет не только членов Союза, работающих практически в каждом театре данной республики, области или края, но и всех театральных деятелей региона. Без новостей  отделений об их проектах и инициативах, радостях и проблемах картина жизни и деятельности Союза была бы неполной. 

13 октября 2014 г.

75 и 30. Праздник в Кемерово

В 2014 году исполнилось 75 лет Кемеровскому региональному отделению СТД РФ (ВТО) и 30 лет со дня открытия Дома Актёра. Это, безусловно, стало важным событием для театральных деятелей Кузбасса. Поэтому задолго до финального праздника начались юбилейные мероприятия, в которых принимали участие многие артисты кемеровских театров.

2 октября 2014 г.

Южный форум: театр, время, перемены

С 25 по 29 сентября в Ростове-на-Дону проходил Южный театральный форум СТД РФ «Театр. Время перемен». Уже много лет Союз проводит форумы, участниками которых являются театральные деятели одного из федеральных округов России. Город, принимающий форум, становится на несколько дней настоящей театральной столицей России.

22 сентября 2014 г.

Артмиграция: инициатива и подвижность

С 8 по 13 сентября в Москве проходил Второй Всероссийский театральный форум-фестиваль «Артмиграция». В названии этого проекта соединились два понятия, определяющие для нас молодежную театральную культуру. Арт – это искусство, а искусство - всегда инициатива. Миграция – подвижность. Инициатива и подвижность – вот признаки молодежной театральной культуры.

8 июля 2014 г.

«Рузу» продали! «Актер» разрушили! Куда податься?

В первую неделю июля состоялись два события, которые можно было бы объединить следующей фразой официального пресс-релиза: успешно реализован очередной этап Программы развития здравниц Союза театральных деятелей России — открыты для отдыхающих санаторий «Актер» в Сочи и Дом творчества «Руза». Но мы не хотим писать официальный пресс-релиз. Мы хотим делиться с вами своей радостью.
24 июня 2014 г.

Вспоминая Ялтинскую театральную конференцию

28-29 мая в Доме творчества СТД РФ «Актер» (Крым, Ялта) состоялась Ялтинская театральная конференция — рабочее совещание, в котором приняли участие руководители СТД РФ и региональных организаций Союза. В нашем сюжете вы узнаете, как это было. А было это замечательно!

28 мая 2014 г.

Церемония закрытия Фестиваля «Браво!»

28 мая на сцене Свердловского академического театра драмы пройдет церемония закрытия Фестиваля «Браво!», подводящего итоги минувшего театрального года в Свердловской области. 

Прямой эфир с закрытия фестиваля вы можете посмотреть на нашем сайте. (Начало в 16:30 по московскому времени)

18 апреля 2014 г.

«Золотая Маска» Олега Шейнциса

В этом году «Золотая Маска» вручается в двадцатый раз. И сегодня мы не можем не вспомнить о ее создателе - художнике Олеге Ароновиче Шейнцисе, который хотел, чтобы «этот символ театра, «Золотая Маска», украшал жизнь моих талантливых друзей, доставлял им радость»

22 марта 2014 г.

Леонид Хейфец: «Стараюсь говорить правду»

24 февраля на Приеме Председателя СТД РФ Александр Калягин вручил Леониду Ефимовичу Хейфецу Премию Председателя. Почему Леонид Хейфец всегда старается говорить правду, как Всероссийское театральное общество изменило его жизнь и где работают самые прекрасные женщины в мире - смотрите в нашем видеорепортаже.

21 марта 2014 г.

Весь мир в Кардиффе

С 5 по 15 сентября в славном уэльском городе Кардифф (Великобритания) состоялась третья выставка всемирной сценографии - World Stage Design 2013 (WSD 2013). О том, как делался один из крупнейших проектов Всемирной Организации Сценографов, Театральных Архитекторов и Технологов (OISTAT) и какую планку задали молодые русские сценографы - в нашем материале.

17 марта 2014 г.

Искусство ради жизни

17 февраля в Театре балета «Щелкунчик» в Екатеринбурге прошел благотворительный марафон «Искусство ради жизни», посвящённый Международному Дню борьбы с детским раком, в котором приняли участие ведущие театры и творческие коллективы Екатеринбурга.

9 февраля 2014 г.

Искусство ради жизни

13 марта в Театре балета «Щелкунчик» в Екатеринбурге прошел благотворительный марафон «Искусство ради жизни», посвящённый Международному Дню борьбы с детским раком, в котором приняли участие ведущие театры и творческие коллективы Екатеринбурга.