СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 Сентябрь, 2020

Неидеальные люди

Алиса Литвинова

«Три сестры» Антона Чехова, реж. Тимофей Кулябин, Новосибирский театр «Красный факел»

Дом семьи Прозоровых, обесцвеченный сценографом Олегом Головко до мышинно-серого оттенка, представлен на сцене почти целиком, не хватает только кухни и уборной. Он открыто-услужлив, чтобы все было видно и понятно. У него есть объем, но это не череда пространств, выстроенных в линию на авансцене. Он глубок и многокомнатен. Стены отсутствуют, о них напоминают лишь линии на полу. Но это для нас, герои уверены в их непроницаемости и непрозрачности, поэтому спокойно занимаются повседневными делами. Переодеваются. Прячутся от неприятных людей. Работают.

Чтобы никто не заблудился, каждому зрителю дают план помещения с подписанными комнатами и предметами мебели. В глубине сцены небольшая аскетично оформленная прихожая, чуть ближе – спальни, разделенные коридором: слева от него комнаты Чебутыкина и Ирины, справа – Андрея и Ольги. По мере того, как Наташа оккупирует дом, спальни меняют владельцев, как и в пьесе Чехова. Ближе всего – просторная комната, функционально разделенная на столовую (слева) и гостиную (справа), хотя пространство одно, так что деление это очень условно.

В четвертом, последнем акте, правила игры изменяются окончательно. Мебель всех комнат сдвигается к дальней стене и закрывается грязным полиэтиленом, на полу линии-стены останутся, но настоящие рухнут для персонажей. Дом уже никогда не будет таким, каким его знали сестры, он разрушится. Это царство Наташи, которая меняет все под себя.

Несмотря на кажущуюся призрачность и бледность, дом детально проработан и очень вещественен: вот на тумбочке Ольги стоит почетная грамота в рамочке, вот эмалированный тазик под кроватью Андрея, вот из шкафа Ирины торчат уши плюшевого зайца. Остранение пространства проявляется не только в отсутствующих стенах, но и в предметах, наполняющих дом: они из разного времени. Фены и лаки для ногтей сосуществуют с самоваром, компьютеры – с напольными часами. Причем эта хронологическая разобщенность свойственна не только вещам. “Wrecking Ball” Майли Сайрус чередуется с частушками про сени и “Sing it back” Moloko. То же самое и с костюмами: кто в солдатских шинелях чеховских времен, кто в платье фасона 1950х, кто в романтических блузах с рюшами, стилизованных под 1980-е. Дом вырван из контекста времени, он существует в абстрактном театральном пространстве, где вперемешку представлены ХХ и ХХI века. История о надежде на прекрасную жизнь, которая вот-вот наступит, не ограничивается конкретным десяти- или даже столетием, поэтому не важно, в кринолинах сестры или в джинсах, живут они в особняке или в таунхаусе. Кроме того, ненатуралистичный мир позволяет повседневности не превратиться в быт, позволяет спектаклю быть не до конца реалистичным. Оставаться парящим, не опускаться до физиологии. Поэтому, кстати, нет кухни и уборной. Они слишком бытовы.

Пространство спектакля Тимофея Кулябина “Три сестры” не ограничивается возведенной Головко конструкцией. Сквозь отсутствующие стены просматривается грустно-пустующий зрительный зал «Красного факела». Мы пущены в закулисье в буквальном смысле слова, места – на сцене, ближе к заднику, так что только полупрозрачный дом отделяет их от рядов одинаковых бархатных кресел. Открытая театральность, тут никто не скрывает, что это театр. Артисты выходят перед началом акта и уходят после него со спокойным профессионализмом, по-актерски. Иногда они выбегают в антрактах, помогают реквизиторам. Во время действия Елена Дриневская, играющая служанку Анфису, выходит в дверной проем, за которым могла бы быть кухня, совершенно по-актерски садится за стоящий вне подиума стол, на котором сложен реквизит, и ждет своего следующего выхода. То же самое, но в больших масштабах, происходит в четвертом акте: из-за измененных правил, актеры, играющие обитателей дома, не могут разойтись по комнатам. Поэтому они выходят через тот же проем, что Анфиса, и садятся на стулья, появившиеся вместо стола. Теперь это кулиса. Чебутыкин идет туда за медикаментами, чтобы взять их с собой на дуэль, играющий его Андрей Черных берет сумку с лекарствами и ждет нужной реплики Соленого, после которой он выходит на сцену снова в образе доктора.

Необычен не только дом, но и его обитатели. Они – и живущие там, и гости – общаются на жестовом языке. Актеры, несмотря на проделанную работу и месяцы тренировок, поначалу чувствовали себя не очень комфортно, старались дотошно следовать режиссерскому рисунку. Но с течением лет (спектакль поставлен в 2015 году) стали свободнее. Появилось ощущение не просто психологически достоверных образов, а живых героев, которые в порыве чувств могут обнять плачущего друга, уходя в другую комнату, прихватить с собой скрипку или незаметно избавиться от ненужной книжки, которую всучил новый знакомый. Теперь уже не различить наверняка, что – мимолетная импровизация, а что – заранее продуманная деталь.

Образы чеховских героев складываются из калейдоскопа едва заметных мелочей. Наташа только притворилась, что не переживает о замечании про зеленый пояс, на общем фото она смущенно прикрывает его рукой. Вершинину не нравилось быть влюбленным майором, да и сейчас не нравится, но Маша заговорчески подмигивает, и он подтверждает безобидность прозвища. Они же устраивают еще одну шалость: Вершинин аккуратно наливает коньяк в чайную чашку Маше, которая следит, чтобы это осталось тайной. А еще Маша не ест конфеты, сует их всем по карманам. Когда, наконец, пробует одну, то хватается за щеку: зубы болят в первом акте, вот почему она такая раздражительная. Герои кажутся живыми и естественными, потому что они не идеальные, не возвышенно-отстраненные. Они люди. Балующиеся, неловкие, обижающиеся, вспыльчивые и очень-очень настоящие.

Но вернемся к языку жестов. Им объясняются отсутствующие стены: в спектакле персонажи существуют в постоянной открытости для зрителя, ведь даже не зная жестового языка, можно понять настроение героев, а иногда и содержание их разговоров. Чеховский текст идет субтитрами на небольшом экранчике над сценой, он сопровождает все действие, но даже небольшие перебранки в глубине дома, незаметные уточнения, не имеющие прямого отношения к действию и не прописанные в пьесе, понятны. То, что воспринимаемый текст отделен от персонажей, не позволяет им прятаться за словами. Герои оказываются оголены без привычной чеховской мелодики текста, без зафиксированных актерами интонаций. Несмотря на легко считываемые оттенки произнесенных фраз, субтитры звучат в голове ровным, немного торопливым голосом, без криков или шепота. Безэмоциональный смысловой пласт. Лишенные понятной большинству речи, актеры вынуждены преодолевать языковой барьер и передавать те же смыслы в чувственной форме. Ложь, сомнение, удовольствие, счастье – все более отчетливо, чуть экзальтированно и очень искренне. Исчезает традиционная холодность рассуждений и взаимоотношений. Язык жестов, казалось бы, должен был еще больше отдалить персонажей, усилить монологичность и ощущение их глухоты друг к другу, но на практике все получается наоборот, появляется новый уровень чуткости, в том числе и со стороны зрителя.

Умение видеть сквозь стены дает преимущества в понимании характеров персонажей, но лишенные этой способности герои тоже все друг про друга знают. Кричит ли человек на жестовом языке или шепчет, это в равной степени понятно и вблизи, и с большого расстояния. Поэтому Соленый и невзлюбил Тузенбаха. Притаившись за самоваром в дальнем углу комнаты, он с ревнивой настороженностью наблюдает за тем, как барон признается в любви Ирине. Соленый не просто догадывается о существовании соперника, он точно знает. Константин Телегин играет интроверта, который наблюдает за всем со стороны, аутсайдера, которому неприятно только равнодушие Ирины, на остальных все равно. Он влезает в разговоры либо от досады, которую нужно на ком-то сорвать, либо если к нему лезут со всякими глупостями (тут лидером является Наташа), либо чтобы привлечь внимание Ирины, когда она слишком увлечена другими мужчинами.

Герои не могут выразить себя в пространстве с помощью голоса, поэтому интуитивно делают это при помощи звуков, как маленькие дети, когда плачут. В этом они тоже не могут соврать, даже если захотят. Наташа вечно шумит феном, пшикает пульверизатором, пищит игрушками Бобика. Она занята собой, детьми, она проста в восприятии мира, поэтому и кажется сестрам мещанкой. Кулыгин вечно безуспешно пытается привлечь к себе внимание, он – постукивание ножичком по рюмке в доме неслышащих людей.
По звукам можно проследить, как меняются герои. Андрей, поначалу все время игравший на скрипке, постепенно отказывается от этого звука, заменяя его заставкой Windows включаемого компьютера. Буквальное “обмельчание” Андрея, меняющего музыку сфер на зевок ноутбука. Стук связан с Чебутыкиным: он легонько встряхивает коробку с шахматами, барабанит по столу, в третьем акте, напившись, ритмично бросает об пол оторванный от комода ящик, в четвертом – отстукивает палкой “Тарарабумбию”. Энергичный и жизнерадостный поначалу, после смерти пациентки он доходит до эмоционального пика, слома, и это проявляется в постепенном нарастании громкости. К последнему акту он становится сух и безучастен, и лишь тихие, ритмичные постукивания да любимая Ирина могут заставить его улыбаться.

Шорохи, скрипы, шарканье, шуршание, тиканье, звон, цокот каблуков, не прерываемые голосом, складываются в сложную шумовую партитуру. Таким образом тишина становится режиссерским приемом. Бывает, всё неожиданно затихает от неловкости, и только тиканье часов раздается как ирония над штампом с традиционно стрекочущим кузнечиком. Вот сидит Маша, задумчиво грызущая свисток, безучастная к старшей сестре с ее воспоминаниями. Дарья Емельянова ведет сцену, как Ирина Мирошниченко делала это в фильме 1984 года. Ольге обидно, что ее едва слушают, и когда подворачивается случай, она раздраженно бросает: “Не свисти, Маша”. Резко обрывается посторонний шум. Мы слышим мир Прозоровых, поэтому знаем, Маша не свистела. Эта грубость беспочвенна. Но хоть нас и пустили за кулисы, мы все равно вне подиума, вне закрытого сценического мира. Ощущение беспомощности, когда видишь несправедливость, неприятно. Слуху, привыкшему уже к полифонии быта, тоже некомфортно слышать одинокое тиканье. Физическое ощущение дополняет чувственное.

Иногда тишина расставляет акценты, задает ритм спектаклю. Беззвучные сцены, кажется, текут медленнее. Вершинин, которого играет Павел Поляков, начинает свой монолог о невозможности знать лишнее. Все замирают. Резко становится тихо. Он стоит, окруженный новыми знакомыми, которые сидят и слушают его, затаив дыхание. Странная неожиданная тишина, прерываемая лишь часами, приковывает внимание. Не зря же замер весь дом.

Кулябин управляет не только тишиной, он умно, методично, с почти жестокой прямотой выстраивает череду мизансцен, которые действуют на подсознание и восприятие, даже если зритель о них не думает, не расшифровывает. Кулыгин Дениса Франка, суетливый, вызывающий раздражение Маши, усердно привлекающий к себе внимание, при первой же встрече противопоставляется спокойному, вежливому, обаятельному Вершинину, который, ко всем прочим достоинствам, еще и из Москвы. Вершинин произносит свой монолог и все затихают, у него есть авторитет, уважение, все внимание направлено на него. Даже Андрей, которого Илья Музыко играет как интроверта, любителя одиночества и который собирался было уйти к себе, присаживается на угол стола, не отводя взгляда от говорящего. Чтобы сопоставление с Кулыгиным было сильнее, режиссер повторяет мизансцену, помещая мужчин в равные условия. Кулыгин встает на то же место, начинает речь. На него почти не смотрят, изредка поднимают головы, но лишь из вежливости. Пытаясь привлечь внимание, он говорит активнее, быстрее и, взмахнув рукой, сбивает вазу с цветами. Жалкое зрелище. Да и философским рассуждениям полковника учитель может противопоставить лишь цитаты многоуважаемого им директора.

Тимофей Кулябин дает происходящему комментарий, который не заметен для действующих лиц. Сестры стремятся в Москву, потому что верят, что переезда хватит для улучшения жизни. Хватит внешних изменений, работать над собой не нужно, нужно просто подождать, и все станут счастливы. В третьем акте случается пожар, несчастье, которое обходит их стороной, но обостряет ощущение враждебности внешнего мира. Он и так не казался приятным: у Ольги после школы все время болит голова, у Маши надоедливый муж, у Вершинина – сумасшедшая жена, Ирина нервная после работы, Андрей все время проигрывает деньги в карты. При этом мир, на самом деле, совершенно обычный, над сестрами нет злого рока. И знак этого – Ферапонт. Он, в исполнении Сергея Новикова, добрый, наивный, правда не очень умный, является представителем того самого внешнего мира. Он единственный может говорить, он слышит. Ферапонт не принадлежит к замкнутому миру сестер, он пришел извне, и он их не понимает. Буквально. Искренне пытается, с чем связана серия комичных эпизодов, похожих на игру в “крокодила”, но не может. Сестры не приспособлены для мира, или мир не приспособлен для сестер.

В третьем акте дом начинает разваливаться. Он перестает быть собой: комнаты переоборудованы так, чтобы дать приют погорельцам, картины выставлены в коридор, часы разбиты. Ко всему прочему, периодически еще и гаснет свет. Персонажи и пространства, в которых они находятся, то оказываются отрезанными друг от друга из-за темноты, то вновь объединяются под неприятно ярким, почти хирургическим светом. Из-за голубоватых фонариков дом кажется еще более призрачным, чем раньше. И более неуютным: люди, говорящие на языке жестов должны видеть друг друга, чтобы понимать. Подсвеченные телефонами, они кажутся привидениями, бледными и полупрозрачными. Они не могут быть поняты или даже услышаны правильно. При изредка вспыхивающем ярком свете, дом кажется более обнаженным, неожиданно взгляду открываются все уголки, которые во тьме казались тайными.

Уходят навсегда Федотик и Родэ, близкие друзья Тузенбаха и Ирины. Уходит Вершинин, любовь всей жизни Маши. Исчезают последние надежды Ольги когда-нибудь выйти замуж. Ирина перестает верить, что ее ждет великая любовь. Погибает Тузенбах. Под давлением всего этого сестры меняются. И начинают слышать музыку. Вот она, новая жизнь, они есть друг у друга, они обнимаются, они танцуют, они надеются на наконец-то прекрасное будущее. И вдруг музыка прерывается. А они продолжают танцевать. Кулябин позволяет им эту радость, эту веру, но мы понимаем, что ничего не будет. Слишком поздно, слишком травмирующими были для них изменения. Завтра они разъедутся и останутся один на один с миром, который их не понимает. Но пока пусть звучит музыка, хоть мы ее и не слышим.

Фото Фрола Подлесного.

Алиса Литвинова - студентка театроведческого факультета ГИТИСа, курс Анны Степановой.

Архив сюжетов

29 сентября 2020 г.

Три языка

В блоге для начинающих театральных критиков - новая публикация.Елена Жданова из Иркутск пишет о диджитал-спектакле «Пушечное мясо» Павла Пряжко, реж. Дмитрий Волкострелов, продюсер Евгения Шерменева

19 сентября 2020 г.

Вы еще не готовы

В блоге для молодых театральных критиков новая публикация. Лариса Малышева пишет о спектакле «Репетиция. История(и) театра (I)», реж. Мило Рау, Международный институт политического убийства (Цюрих, Гент, Берлин), Национальный театр Валлонии-Брюсселя

2 сентября 2020 г.

Неидеальные люди

Алиса Литвинова пишет о спектакле «Три сестры» Антона Чехова, реж. Тимофей Кулябин, Новосибирский театр «Красный факел».

4 августа 2020 г.

Смешные лекции о смерти

Софья Уфимцева пишет о спектакле «Смерть на работе» Юкка Хютти, Pop-up театр (Россия) и фестиваль «Балтийский круг» (Финляндия), реж. Семен Александровский, сценограф Ксения Перетрухина.

19 июля 2020 г.

Через тьму – к свету

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Горемычные танцы», реж. Александр Артёмов, театр ТРУ, Санкт-Петербург

12 июля 2020 г.

Челябинский молодежный: от Тенгиза Махарадзе до Ивана Миневцева

Блогер Diletant74 беседует с главным режиссером Челябинского молодежного театра Иваном Миневцевым о Тенгизе Махарадзе и на другие темы.

7 июля 2020 г.

Есть кто дома?

Анна Меркушина пишет о работах диджитал-театра в период самоизоляции: спектаклях проекта «Импресарио» — «Погружение» и «9 движений», а также о спектакле «Трепет штор» Артема Томилова петербургской театральной компании «Перфобуфет».

22 июня 2020 г.

Протест против абсурда взрослых

В блоге для молодых театральных критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Елена Жатько пишет о спектакле «Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой в Зимнем саду театра «Школа современной пьесы», реж. Филипп Гуревич.

15 июня 2020 г.

Маршак в ожидании поезда

В блоге для молодых театральных критиков «Старт Ап» СТД РФ - новая публикация. Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Маршак. Четыре сказки», реж. Владимир Антипов, художник Антон Батанов. Театр «За Черной речкой», Санкт-Петербург

6 июня 2020 г.

Куклы из театра императрицы

Елена Жданова - о  спектакле Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова «Любовь - книга золотая»

28 мая 2020 г.

Ирина Холмогорова: «Восемь дней в году мы абсолютно свободны»

В блоге для начинающих театроведов "Старт Ап" СТД РФ  новая публикация. Андрей Новашов беседует с театральным критиком Ириной Холмогоровой о ее семинаре для провинциальных критиков и о современном театре.

20 мая 2020 г.

Остановись мгновенье, ты ужасно!

Елена Александровская — о пьесе Михаила Булгакова «Адам и Ева».

14 мая 2020 г.

Одиночество в семье

Александра Коковина — о спектакле «Тараканы» Полины Бабушкиной по рассказу Алексея Варламова. Архангельский театр драмы имени М. Ломоносова. Реж. Полина Золотовицкая.

2 мая 2020 г.

Страна Айгул

Евгения Ноздрачева — о спектакле «Страна Айгуль» Мустая Карима. Русский драматический театр, Стерлитамак, Башкирия. Режиссер Людмила Исмайлова.

20 апреля 2020 г.

Отказ от детства

Ангелина Куликова — о спектакле «Ромео&Джульетта» по Уильяму Шекспиру. 3 актерский курс Школы-студии МХАТ (художественный руководитель — Евгений Писарев). Режиссер-педагог и хореограф — Алла Сигалова.

13 апреля 2020 г.

Анна - это ты

Ирина Пекарская — о спектакле «Серёжа» по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина», реж. Дмитрий Крымов, МХТ имени А.П. Чехова

6 апреля 2020 г.

Бегство от всех войн

"Беглый" по роману Спартака Ильясова, реж. Айрат Абушахманов, Башкирский драматический театр, Стерлитамак, Башкортостан. Рецензия Азалии Балгазиной.

30 марта 2020 г.

Островский. Кино

"Таланты и поклонники" Александра Островского, Хабаровский ТЮЗ, реж. Павел Макаров. Рецензия Наталии Ивацик.

7 июня 2019 г.

Памяти Владимира Левертова

В память о режиссере и педагоге в Учебном театре ГИТИСа прошел вечер, в котором приняли участие его ученики – известные актеры и режиссеры: Татьяна Догилева, Юрий Стоянов, Алексей Земский, Виктор Сухоруков, Евгения Добровольская, Иван Шаболтас, Татьяна Веденеева, Михаил Богдасаров, Андрей Звягинцев, Юлия Свежакова, Владимир Мишуков...

28 декабря 2018 г.

Год театра в России

9 декабря 2018 г.

СТД Республики Коми – 70!

4 декабря 2018 года в Академическом театре драмы им. В. Савина состоялся праздничный вечер «Под знаком СТД», посвященный 70-летию Союза театральных деятелей Республики Коми – самого многочисленного творческого Союза в Республике Коми.

19 сентября 2018 г.

Лаборатория 40+

Две недели тринадцать артистов из разных городов России от Хабаровска до Элисты провели в Доме творчества «Актер-Руза», где вместе с молодыми коллегами создавали спектакль о театре и своей жизни.

20 марта 2018 г.

Театральная энциклопедия Алтайского края

27 марта 2018 г. в Белом зале Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая состоится презентация нового издания – «Театральной энциклопедии Алтайского края».

22 декабря 2017 г.

Русский театр за рубежом | 2017

В 2017 году Центр поддержки русского театра за рубежом СТД РФ провел серию мероприятий: мастер-классы, тренинги, режиссерские лаборатории. Рассказываем подробно.

4 декабря 2017 г.

Театр и мир. Точки контакта

23–24 ноября в Тамбове проходила межрегиональная конференция «Театр и мир. Точки контакта», организованная СТД РФ и Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области. 

30 ноября 2017 г.

Осенний дайджест

Самое-самое из жизни региональных отделений Союза за три осенних месяца.

15 октября 2017 г.

Уральская зона

С 25 по 29 сентября в Челябинске проходил Уральский театральный форум СТД РФ. Этот уникальный формат мероприятия хорошо известен в театральной России. Обсуждение серьезных вопросов в кругу коллег, интенсивные тренинги для артистов, семинары для завлитов и PR- специалистов, мастер-классы для гримеров, художников и технологов. Ни одна театральная профессия не останется без внимания.

31 августа 2017 г.

Летний дайджест

Театральное межсезонье подходит к концу. Публикуем дайджест за июнь и июль. Делимся новостями из жизни Союза за два летних месяца.

11 июля 2017 г.

Резиденция СТД РФ

В июне 2017 года Платоновский фестиваль искусств и Международный отдел СТД РФ провели первую международную резиденцию в рамках фестиваля.

10 июля 2017 г.

Авторская сцена - 2017

С 1 по 10 июня в Рязани проходил очередной всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Принимал семинар Рязанский областной театр драмы.

30 июня 2017 г.

Июньский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Представляем июньский ТОП-4.

31 мая 2017 г.

Майский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Представляем майский ТОП-8.

30 апреля 2017 г.

Апрельский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Представляем апрельский ТОП-7.

31 марта 2017 г.

Мартовский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Итак, представляем мартовский ТОП-13.

28 февраля 2017 г.

Февральский дайджест

С нового года вводим новую традицию. В последний день каждого месяца мы будем публиковать дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Итак, представляем февральский ТОП-7.

21 февраля 2017 г.

Роман Виктюк: свой среди своих

20 февраля на традиционном Приеме Председателя СТД РФ театральные деятели Москвы чествовали народного артиста Украины и России, создателя авторского театра, режиссера Романа Григорьевича Виктюка.

31 января 2017 г.

Январский дайджест

С нового года вводим новую традицию. В последний день каждого месяца мы будем публиковать дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Итак, представляем первый январский ТОП-5.

18 января 2017 г.

Сказка на здоровье!

В последние дни уходящего 2016 года под эгидой Рязанского отделения Союза театральных деятелей РФ рязанские театры приняли участие в новом благотворительном проекте «Сказка на здоровье!»

21 декабря 2016 г.

АВТОРСКАЯ СЦЕНА.POSTFACTUM

На Всероссийском семинаре драматургов «Авторская сцена» в Бурятии осенью прошлого года была представлена пьеса «Дорога на Хохотуй» молодого драматурга из Новосибирска Екатерины Гилевой.

23 ноября 2016 г.

Новосибирский "Парадиз"

21 ноября в Камерном зале филармонии состоялась торжественная церемония вручения театральной премии «Парадиз», на которой были отмечены самые яркие работы прошлого театрального сезона.

4 октября 2016 г.

Зеркало Сцены - 2016

С 30 сентября по 6 октября в г. Рязани во второй раз прошел профессиональный театральный фестиваль-премия «Зеркало сцены». Главное театральное событие региона было организовано и проведено Рязанским отделением СТД РФ при поддержке Правительства Рязанской области и регионального министерства культуры и туризма.

26 сентября 2016 г.

Премии - молодым!

22 сентября в новосибирской студии ГТРК во второй раз была вручена премия молодым актерам театра и деятелям кино имени Владлена Бирюкова.

26 июля 2016 г.

Авторская сцена - 2016

С 1 по 10 июня в г. Саратове проходил очередной всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Принимал семинар Саратовский академический театр драмы им. И.А.Слонова.

17 мая 2016 г.

Рождение замысла

С 25 по 30 апреля в Алтайском краевом отделении СТД РФ проходил фестиваль «Рождение замысла». В фестивале принимали участие артисты профессиональных театров края, получившие в 2015 году стипендию Союза на свои проекты.

10 мая 2016 г.

Снимается кино

В апреле в Верхней Сысерти, что под Екатеринбургом, проходил Второй Семинар творческой молодежи, посвященный Году кино, проходящему в России. О том, что там происходило в течение 5 дней при участии 80 молодых творцов (артистов, режиссеров, композиторов, писателей и художников) и какое отношение к кино имеет наш Союз - в нашем сюжете.

22 апреля 2016 г.

Дом, в котором живет любовь

Дом ветеранов сцены в Санкт-Петербурге, основанный актрисой Александринского театра Марией Гавриловной Савиной, отметил свое 120-летие. 19 апреля 2016 года в Дом поздравить именинников пришли Александр Калягин, Сергей Паршин, Владимир Рецептер, Николай Мартон, Семен Альтов и многие другие.

6 апреля 2016 г.

Золотые люди СТД

Сегодня в наших «Сюжетах» три героя - Александр Романов (Златоуст), Ольга Казаковцева (Барнаул) и Елена Кривошеева (Киров). Это наши люди в регионах, люди, на которых держится наш Союз. И которых мы поздравляем с присвоением Высшей награды Союза - Золотого знака СТД РФ.

29 марта 2016 г.

Артмиграция 2015

Уже три года подряд в начале осени в Москву, на Страстной бульвар, со всей России и стран Ближнего зарубежья съезжается театральная молодежь. Это Всероссийский молодежный театральный форум-фестиваль «АРТМИГРАЦИЯ»!
Только что Союз театральных деятелей открыл прием заявок на «АРТМИГРАЦИЮ» 2016. А пока предлагаем вам вспомнить, как проходила наша предыдущая Встреча. 

8 марта 2016 г.

Суровый талант Владимира Этуша

7 марта в Театральном центре СТД РФ "На Страстном" состоялся прием Председателя СТД РФ. Александр Калягин вручил Премию Председателя СТД РФ патриарху вахтанговской сцены, народному артисту СССР Владимиру Этушу.

24 сентября 2015 г.

Близкий Дальний Восток

С 6 по 9 сентября в Хабаровске проходил Дальневосточный театральный форум СТД РФ. Этот уникальный формат уже хорошо известен в театральной России. Все знают: если Союз приглашает на форум - надо ехать. 

22 сентября 2015 г.

Триумф «Авторской сцены»

С 5 по 14 сентября в Бурятии в г. Улан-Удэ проходил очередной Всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Результаты впечатляют: 4 из 6 пьес будут поставлены на сцене Государственного русского драматического театра им. Н.А.Бестужева.

30 июля 2015 г.

Летняя школа: карта памяти

"Я не испытывал ничего более прекрасного за всю свою жизнь, чем за этот месяц, проведенный в Летней театральной школе при СТД. Скажу так — это рай для актеров". Мераб Кусикашвили

23 июня 2015 г.

Новосибирск: назад в 70-е

20 июня в Летнем дворике Дома Актера прошел XIX ежегодный конкурс Новосибирского отделения СТД РФ «Поют артисты драматических театров». Конкурс был посвящен музыке 70-х - времени, когда Пугачева выступала с «Веселыми ребятами», Боб Марли уже стал культовым, группа Queen только образовалась,а Владимир Высоцкий играл «Гамлета» в театре на Таганке

23 июня 2015 г.

Борис Константинов: "Куклы - это далеко и не только белочки и зайчики"

16 июня в Летней театральной школе СТД РФ состоялся мастер-класс главного режиссера Государственного академического Центрального театра кукол им. С. В. Образцова, лауреата Национальной премии «Золотая Маска» Бориса Константинова.

17 июня 2015 г.

Сохранить в себе ребенка…

12 июня в рамках IX Летней театральной школы СТД РФ прошел мастер-класс народного артиста России, художественного руководителя Академического Малого драматического театра — театра Европы, профессора, заведующего кафедрой режиссуры и актерского мастерства Санкт-Петербургской академии театрального искусства Льва Додина

11 июня 2015 г.

Звезды театральной Тамбовщины

8 июня 2015 года в Шоршоровском сквере города Тамбова, у стены Тамбовского драматического театра была торжественно открыта «Аллея Звёзд театральной Тамбовщины». В церемонии открытия Аллеи Звезд принял участие Секретарь СТД РФ, народный артист России Игорь Костолевский

10 июня 2015 г.

Открыты к восприятию нового

6 июня в творческой резиденции СТД РФ «Звенигород» состоялась встреча российского театрального режиссёра, основателя и художественного руководителя Театра «Студия театрального искусства» Сергея Женовача с участниками IX Международной летней театральной школы

9 июня 2015 г.

Вячеслав Полунин: «Театр – это повод собраться вместе и любить друг друга»

4 июня в творческой резиденции СТД РФ «Звенигород» состоялась встреча режиссера, актера, клоуна Вячеслава Полунина с участниками IX Международной летней театральной школы

20 мая 2015 г.

Золото Союза

18 мая в СТД РФ состоялось радостное событие - вручение высшей награды Союза: народной артистке СССР Юлии Константиновне Борисовой, народному артисту СССР Сергею Юрьевичу Юрскому и директору Центральной научной библиотеки СТД РФ, заслуженному работнику культуры РФ Вячеславу Петровичу Нечаеву

4 мая 2015 г.

Живая память

К 70-летию Победы мы подготовили серию интервью с ветеранами Великой Отечественной Войны. Эти люди, поколение победителей,  - живая память о том, какие страшные испытания выпали на долю нашего народа. Низкий вам поклон и наша благодарность.

7 апреля 2015 г.

В феврале - стихия, в марте - гусеницы

Творческая жизнь в наших региональных отделениях бьет ключом. О том, как закончилась зима и началась весна в Кемерово, рассказывают наши коллеги из Кемеровского регионального отделения СТД РФ

2 апреля 2015 г.

В честь юбилея — парад капустников. И не только!

30 марта в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина состоялся праздник, посвящённый 60-летию Белгородского отделения Союза театральных деятелей России.

20 февраля 2015 г.

Радость Веры Васильевой

16 февраля на традиционном Приеме Председателя СТД РФ театральные деятели Москвы чествовали народную артистку СССР Веру Васильеву. Вера Кузьминична, ставшая лауреатом Премии Председателя СТД РФ, благодарила собравшихся за ту радость, которую ей доставил этот вечер. Хотя справедливее было бы сказать, что это встреча с Верой Кузьминичной была счастьем для всех нас

12 февраля 2015 г.

Вспоминая клин-10

В декабре 2014 года в «Боярских палатах» СТД РФ состоялась юбилейная выставка молодых театральных и кино художников «КЛИН10». Предлагаем вам увидеть своими глазами, как это было

21 января 2015 г.

А можно взять – и почитать!

А вы знаете, что наш интернет-проект START UP, посвященный молодежным программам СТД РФ, является также площадкой для высказывания молодых? На сайте под чутким руководством Павла Руднева работает блог критических дебютов, насчитывающий сегодня уже более 60 публикаций. Мы решили сделать своего рода навигатор, чтобы все желающие могли узнать, какое оно - будущее нашей театральной критики.

17 ноября 2014 г.

Театральный век Самары

С 5 по 7 ноября в ЦДА им.Яблочкиной проходили Дни театрального искусства Самарского региона в Москве. Так завершился праздничный марафон, начавшийся в Самаре 27 октября и посвященный столетнему юбилею Самарского регионального отделения СТД РФ. О том, что случилось на Волге сто лет назад, чем памятна Самара Марии Кнушевицкой и Александру Калягину, какую песню поет мегаполис Москва - в нашем сюжете.

15 октября 2014 г.

Новости регионов. Новосибирск и Тыва

Мощь Союза театральных деятелей России заключается в его региональных отделениях. Региональное отделение СТД РФ объединяет не только членов Союза, работающих практически в каждом театре данной республики, области или края, но и всех театральных деятелей региона. Без новостей  отделений об их проектах и инициативах, радостях и проблемах картина жизни и деятельности Союза была бы неполной. 

13 октября 2014 г.

75 и 30. Праздник в Кемерово

В 2014 году исполнилось 75 лет Кемеровскому региональному отделению СТД РФ (ВТО) и 30 лет со дня открытия Дома Актёра. Это, безусловно, стало важным событием для театральных деятелей Кузбасса. Поэтому задолго до финального праздника начались юбилейные мероприятия, в которых принимали участие многие артисты кемеровских театров.

2 октября 2014 г.

Южный форум: театр, время, перемены

С 25 по 29 сентября в Ростове-на-Дону проходил Южный театральный форум СТД РФ «Театр. Время перемен». Уже много лет Союз проводит форумы, участниками которых являются театральные деятели одного из федеральных округов России. Город, принимающий форум, становится на несколько дней настоящей театральной столицей России.

22 сентября 2014 г.

Артмиграция: инициатива и подвижность

С 8 по 13 сентября в Москве проходил Второй Всероссийский театральный форум-фестиваль «Артмиграция». В названии этого проекта соединились два понятия, определяющие для нас молодежную театральную культуру. Арт – это искусство, а искусство - всегда инициатива. Миграция – подвижность. Инициатива и подвижность – вот признаки молодежной театральной культуры.

8 июля 2014 г.

«Рузу» продали! «Актер» разрушили! Куда податься?

В первую неделю июля состоялись два события, которые можно было бы объединить следующей фразой официального пресс-релиза: успешно реализован очередной этап Программы развития здравниц Союза театральных деятелей России — открыты для отдыхающих санаторий «Актер» в Сочи и Дом творчества «Руза». Но мы не хотим писать официальный пресс-релиз. Мы хотим делиться с вами своей радостью.
24 июня 2014 г.

Вспоминая Ялтинскую театральную конференцию

28-29 мая в Доме творчества СТД РФ «Актер» (Крым, Ялта) состоялась Ялтинская театральная конференция — рабочее совещание, в котором приняли участие руководители СТД РФ и региональных организаций Союза. В нашем сюжете вы узнаете, как это было. А было это замечательно!

28 мая 2014 г.

Церемония закрытия Фестиваля «Браво!»

28 мая на сцене Свердловского академического театра драмы пройдет церемония закрытия Фестиваля «Браво!», подводящего итоги минувшего театрального года в Свердловской области. 

Прямой эфир с закрытия фестиваля вы можете посмотреть на нашем сайте. (Начало в 16:30 по московскому времени)

18 апреля 2014 г.

«Золотая Маска» Олега Шейнциса

В этом году «Золотая Маска» вручается в двадцатый раз. И сегодня мы не можем не вспомнить о ее создателе - художнике Олеге Ароновиче Шейнцисе, который хотел, чтобы «этот символ театра, «Золотая Маска», украшал жизнь моих талантливых друзей, доставлял им радость»

22 марта 2014 г.

Леонид Хейфец: «Стараюсь говорить правду»

24 февраля на Приеме Председателя СТД РФ Александр Калягин вручил Леониду Ефимовичу Хейфецу Премию Председателя. Почему Леонид Хейфец всегда старается говорить правду, как Всероссийское театральное общество изменило его жизнь и где работают самые прекрасные женщины в мире - смотрите в нашем видеорепортаже.

21 марта 2014 г.

Весь мир в Кардиффе

С 5 по 15 сентября в славном уэльском городе Кардифф (Великобритания) состоялась третья выставка всемирной сценографии - World Stage Design 2013 (WSD 2013). О том, как делался один из крупнейших проектов Всемирной Организации Сценографов, Театральных Архитекторов и Технологов (OISTAT) и какую планку задали молодые русские сценографы - в нашем материале.

17 марта 2014 г.

Искусство ради жизни

17 февраля в Театре балета «Щелкунчик» в Екатеринбурге прошел благотворительный марафон «Искусство ради жизни», посвящённый Международному Дню борьбы с детским раком, в котором приняли участие ведущие театры и творческие коллективы Екатеринбурга.

9 февраля 2014 г.

Искусство ради жизни

13 марта в Театре балета «Щелкунчик» в Екатеринбурге прошел благотворительный марафон «Искусство ради жизни», посвящённый Международному Дню борьбы с детским раком, в котором приняли участие ведущие театры и творческие коллективы Екатеринбурга.