14 Декабрь, 2020

Хоровод бесчувствия

Анна Шалунова

«Снегурочка» Николая Римского-Корсакова, Опера Бастий (Париж, Франция), реж. Дмитрий Черняков

Весна-Красна - учительница пения в доме культуры с внушительной кипой пергидрольных волос и крупными белыми бусами. Дед Мороз - уставший офисный клерк в официальном костюме и песочном тренче. Неизменно одно - Снегурочка, их дочка, скучает в заточении и при отцовском покровительстве; ей хочется, наконец, выйти на свободу и найти девичье счастье.

Так Дмитрий Черняков начинает знакомство парижской публики с доселе мало известной для них оперой Николая Римского-Корсакова. Казалось бы, как можно рассказать эту известную каждому русскому человеку историю с этническим, фольклорным и мифологическим наполнением, сохранив колорит и кипение неподдельных страстей, но при этом не уйти в карикатурность? 

Музыка Римского-Корсакова звучит переливами и перезвонами, рисуя в воображении красоту русской сказки с волшебным лесом и его обитателями. А на сцене мир берендеев показывается как тематический слёт, лагерь, куда и договорились отправить разведённые родители дочку-Снегурочку на каникулы. Перед зрителем предстаёт картина современного европейского общества с оттенком русского фольклора.

Из помещения танцевального класса действие сразу же переходит в лес, где с внушительным размахом располагаются любители «поиграть» в языческие обряды и праздники. На лесной поляне, застроенной небольшими коттеджами приятных пастельных оттенков, разворачиваются массовые гуляния с хороводами и песнями. Среди ряженых в славянские рубахи и сарафаны (в сочетании со спортивной одеждой и кроссовками или с халатами и резиновыми сапогами) и найдутся властный хозяин Берендей, склочная пара Бобылихи и Бобыля, красавец Лель, строптивая Купава и настойчивый Мизгирь.

Лежащая в основе оперы пьеса Островского – многослойное произведение, наполненное контрастами, борьбой природного и человеческого: Солнце гневается на людей за то, что они стали тщеславными и злыми, тогда когда все живое должно любить. И именно любовь способна вернуть гармонию природы. Но в интерпретации Чернякова искренность, сострадание и любовь к ближнему не существуют вовсе, как и положено в жанре самой пугающей антиутопии.

Так, Лель (Юрий Миненко) сначала очаровывает тонким хрустальным голосом. Но в долговязом блондине с длинными прямыми волосами, манерном и самовлюбленном, в нем чувствуется что-то отталкивающее, недоброе. По мере развёртывания сюжета Лель оказывается тайным агентом, который работает в угоду Берендея, науськивая новобранцев своим сладострастным, чарующим пением. Прибывший Мизгирь (Томас Йоханнес Майер), облаченный в черное, и вовсе предстает мрачным пришельцем, жестоким и резким в своих действиях. Дров в разгорающееся пламя добавляет Купава (Мартина Серафин) – рыжая, бойкая и страстная, она быстро отходит от предательства Мизгиря. Симулируя горькую обиду и злость, она более других жаждет возмездия и присоединяется к козням, работая сообща с Лелем.

Скромная и молчаливая Снегурочка Аиды Гарифуллиной – стройная, хрупкая куколка-статуэтка - не понимает этих порядков, не знает, как себя вести и как справится с давлением. С самого начала она выделяется в толпе берендеев, и так и останется чужой. Маленькая девочка в жестоком мире лицемерных взрослых, в каждом действии она оказывается на условном суде Берендея в качестве обвиняемой и получает приговор, завершая сцены пронзительным криком и обмороком.

Плетение интриг и кипение страстей должны диктовать высокий уровень эмоциональной заряженности исполнителей, постепенное и непрерывное развитие персонажа в запутанном сюжете. Но большинство исполнителей «Снегурочки» ведут роль порой неумело, невпопад. Их эмоции неубедительны, а фальшивые чувства или же метания героев порой сложно отделить от слабой актерской игры. Но тот огонь трагедии, который разгорается с каждой сценой и поражает в финале, все же берет вверх.

Развиваясь, действие все больше отдаляется от «очеловеченных» мест и переходит в дремучие леса. Ближе к финалу Снегурочка остается одна среди больших деревьев, уходящих могучими кронами в черное небо. В этом пространстве страха и злого предчувствия ее практически насилует Мизгирь; там Снегурочка видит милующихся Леля с Купавой и оказывается совершенно разбитой, бессильной перед обстоятельствами. Она вынуждена принять роковое для себя решение. В лунном свете кружатся деревья, звучит «ангельский» хор цветов, доносящийся с просветляющихся небес. В этом пронзительном эпизоде, когда Снегурочке даруют возможность любить, она счастлива как никогда раньше. Но это озарение длится недолго, потом ее настигает тотальная обреченность.
Движимая неведомой силой, Снегурочка, будто марионетка, падает в руки Мизгирю. Хоть сущность ее противиться этому, ей суждено отдать свою любовь первому встречному. Лиричные, минорные музыкальные интонации, теплый рассветный пейзаж идут в разрез с настроением бездыханной и отрешенной Снегурочки.
В своей финальной арии – предсмертном экстазе любви, истомы, восторга и предчувствия скорой кончины, – она все же посвящает всю свою любовь и себя Лелю. Будучи холодной к чувственным проявлениям, не умеющей любить, Снегурочка оказывается самой способной на искренность и самоотдачу. Но в мире фальши и лжи, закулисных козней и интриг, она лишь белая ворона, невинная жертва губительных обстоятельств.

Жест высоких подлинных чувств не смог растопить сердца берендеев, которые, оставив бездыханное тело на обочине, начинают очередной обрядовый церемониал. И поднимается огромное деревянное колесо, охваченное пламенем – символ обжигающего жаром солнца. Водружается флаг, провозглашающий новую будущность, новую реальность торжества бесчувствия и безнаказанности, где правит тоталитарная власть. А общество, словно зомбированное, ведет бесконечный ритуальный хоровод лицемерия и ненависти.

Анна Шалунова - студентка 4 курса РГГУ, факультет «Искусства и гуманитарные науки».

Архив сюжетов

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма