23 Февраль, 2021

Борьба и поклонение стихии

Степан Каменев

«Вратарь и море» по Марии Парр, Тверской ТЮЗ, реж. Иван Пачин

В Тверском театре юного зрителя вышла премьера «Вратарь и море». Это сюжетное продолжение спектакля «Вафельное сердце» по книге Марии Парр.

Главные герои произведения – жители небольшой норвежской бухты Щепки-Матильды мальчик Трилле и девочка Лена. Для тверской сцены случай уникальный – ставят вторую часть произведения, а в главных ролях – те же актёры. Только им приходится играть уже не 9-летних, а 12-летних. И режиссёр тот же – Иван Пачин, который впервые взялся за подобную задачу. Можно оценивать новую постановку в отрыве от предыдущей, можно – в связке. Мы выберем второй путь.

В этих книгах есть схожие мотивы: взросление, приключения, дружба, познание мира и себя и т.д. И действие происходит, плюс-минус, в одном и том же месте. Изначально понятно, что основополагающим принципом успеха второй части должна быть непохожесть на первую. Надо отдать должное, тональность игры Сергея Зюзина и Инны Волковой не выглядит калькой с манеры игры в первой постановке по Парр. В частности показательным кажется момент, когда Трилле соглашается участвовать в постройке плота, а потом чешет в затылке – не зазорно ли таким заниматься взрослому мальчику?..

Или же по воле режиссёра Инна Волкова в роли Лены Лид тренируется умопомрачительно долго. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что переживаю за исполнительницу – уж не свалится ли она на сцене без сил? Насколько правдоподобно «вкалывает». Такие упорство и зацикленность на чём-то, насколько я помню, свойственны подросткам или детям, которые вступают в возраст тинэйджеров.

Памятуя о других подростковых ролях Инны, я напряжённым взглядом пытался поймать малейшие совпадения с иными образами. Но нет, здесь нет такого накала, как в драме «Вдох-выдох» – в один момент героиня плачет, но это не переходит в истерику. Нет и мягкости непоседливой девочки из комедии «Большая меховая папа»… Тут же актриса выбирает смыслообразующей эмоцией этой роли лёгкую озабоченность: «Ну-ну, посмотрим, что будет дальше…» И этот посыл плавно переходит в действия.

И если весь первый спектакль, «Вафельное сердце», был построен как игра – давайте изобразим, что девочка повисла на верёвке или мальчик бежит по холмам… Словно на съёмочной площадке фильма мы заглянули в павильон, где ставят на рир-экране спецэффекты… То вторая часть, «Вратарь и море», выглядит более серьёзной даже по форме. Сцены уже не предстают перед нами серией рисунков школьника на полях тетради, которую быстро перелистывают. Тёмные тона сгустились.

Бушующее море, изображённое на сцене с помощью плёнки, которую натягивают между чуть сдвинутыми частями занавеса, занимает важное место в картине мира главных героев. Если в первой части приключения в бухте Щепки-Матильды всё-таки, в основном, происходили на суше, то теперь 12-летние постепенно «учатся плавать» – и в прямом, и в переносном смысле. А как они «на перемотке», в ускоренном темпе собирают плот, посмотревший ещё долго будет вспоминать с улыбкой.

И вот природная стихия сталкивается с упорядоченной спортивной игрой. Море и футбол, эмоции от первой влюблённости и стабильность старой дружбы… Тьма моря и жёлтый свет фонарей над стадионом. Прямолинейность первой части обогатилась полутонами. И вот уже непонятно – чего сто́ит дружба с новой девочкой из класса, чью роль как по нотам сыграла Мария Крылова (в дубле – Диана Бадагиева). Даже внешне Мария напоминает гостью из Нидерландов (светлые брови, высокий лоб, тонкие губы), также актриса прекрасно отыгрывает переход от речи с акцентом, когда она хмурится, вспоминая слово, до свободного владения норвежским. Инна Волкова в роли Лены, отыгрывая ревность по отношению к иностранке, занимает выжидательную позицию без накала страстей: «Ну-ну, на чьей стороне ты, Трилле?..»

Тренировки по футболу с неприятным напарником Каем Томми, блестяще воплощённым профи-негодяем Романом Клоковым, и музыка с учителем-симпатягой Рогнстадом, исполняемым Владимиром Крыловым, воспоминания о бабушке, которые показаны словно чёрно-белое кино (блестящая работа с пантомимой, видео и светом!), и бурная школьная жизнь – актёры поочерёдно меняются за одной партой (это ли не динамичная метафора?)… Всё сталкивается, всё смешивается, всё бушует... А в одной сцене так в прямом смысле, когда при ЧП у Трилле перед глазами проносится вся жизнь.

Режиссёр Иван Пачин, оттолкнувшись от более, условно говоря, детской истории, словно от берега, поплыл решать практически взрослые вопросы. Совместно с инсценировщиком Фёдором Парасюком они отбирали эпизоды книги, которые будут представлены на сцене. Некоторые описания заменены действием. К примеру, в первоисточнике Трилле размышляет, что становится похож на дедушку, а в спектакле артист Сергей Зюзин просто надевает такую же шапочку и начинает копировать его жесты.

Степан Каменев - выпускник Тверского университета, журналист. О театре пишет с 2015 года. stepan_kamenev@mail.ru

Архив сюжетов

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.