На сайте журнала «Театрон» опубликовано интервью председателя экспертного совета «Музыкальный театр» Премии «Золотая Маска» в сезоне 2023-24, художественного руководителя и главного дирижера Астраханского государственного театра оперы и балета Валерия Воронина. Он рассказал об актуальном значении Премии и возможных изменениях, а также напомнил о том, что заявочная кампания идет до 30 сентября и театры все еще могут заявить на Премию свои премьеры прошлого сезона.
Валерий Владимирович, как строится работа экспертного совета «Музыкальный театр»? Много ли спектаклей удалось посмотреть и обсудить? Ваш личный «камертон» и критерии: что становится определяющим в решении поддержать тот или иной спектакль?
Наш экспертный совет приступил к работе 24 июня. В настоящий момент мы отсмотрели по видеозаписям около 60 спектаклей, провели 3 заседания, на которых подробно обсуждали каждый спектакль, и отобрали ряд работ для очного просмотра.
Сейчас уже начались очные просмотры, параллельно рассматриваются и вновь поступившие заявки. Надо сказать, что отличительной особенностью экспертного совета текущего сезона «Золотой Маски» стало то, что его состав значительно расширился относительно предыдущих лет, и в него вошли авторитетные, именитые деятели музыкального театра: практикующие музыканты, педагоги, дирижеры, режиссеры, хореографы, художники.
Что касается критериев отбора, мы очень тщательно обсуждаем каждую работу, все-таки это обоюдный труд, коллегиальный. Если говорить лично обо мне, то в первую очередь – это музыкальная составляющая, исполнительская, естественно, концепция режиссера, насколько она убедительна, талантлива, оригинальна и соответствует тому музыкальному материалу, который взят в основу. Например, если представлен классический балет, то насколько хореограф смог перенести хореографию, что балетмейстер внес своего и насколько это было технически безупречно.
В сезоне 2022-2023 Вы работали в составе жюри, в нынешнем – возглавляете экспертный совет. Как практический опыт, полученный в ином проектном статусе, Вам помогает сейчас?
Главное, что стоит отметить, – работа экспертного совета является основополагающей. Почему? Потому что жюри выбирает и рассматривает ту повестку, которая уже сформирована экспертным советом из всего многообразия музыкального театра. Формирование этого перечня является самым главным, очень ответственным, кропотливым этапом. Нужно отсмотреть большое количество видеозаписей, после – организовать просмотр отобранных спектаклей непосредственно на местах.
В этом году география театров, подавших заявку на конкурс, достаточно обширна: начиная от Владивостока, Якутска, Хабаровска, Красноярска, Новосибирска, до регионов центральной России – Самары, Санкт-Петербурга, Волгограда, Йошкар-Олы и. т. д. Благодаря такой богатой палитре совершенно разных театров и спектаклей мы можем наблюдать тенденции и процессы, происходящие в музыкальных театрах России в целом. С уверенностью можно утверждать, что это так.
Полностью интервью с Валерием Ворониным читайте на сайте «Театрон».