
13 февраля 2025 года исполняется 160 лет со дня рождения Алексея Александровича Бахрушина – выдающегося представителя отечественной культуры, создателя первого в России театрального музея.
Алексей Бахрушин принадлежал к одному из самых известных московских купеческих семейств, которые получили известность как «первые профессиональные благотворители в России». Они жертвовали значительные средства на строительство церквей, больниц, домов призрения, сиротских домов, ремесленных училищ, которые безвозмездно передавали Москве. Также они принесли в дар городу ряд ценных коллекций. Благодаря их поддержке было построено здание Русского драматического театра Ф. А. Корша (ныне – Театр Наций).
С ранней молодости Алексей Александрович увлекался театром, играл в спектаклях Перловского театра, преклонялся перед творчеством Марии Николаевны Ермоловой, был постоянным посетителем Большого театра и завсегдатаем Малого театра. «Низко кланяюсь Малому театру. Он развил во мне безграничную любовь к искусству», – признался Бахрушин в 1913 году.
29 октября 1894 года Бахрушин представил свою уникальную коллекцию театральных раритетов общественности, что ознаменовало собой рождение музея нового типа – театрального музея, первого в России и одного из первых в мире.
Молодой коллекционер нашел поддержку своему увлечению у двоюродного брата Алексея Петровича Бахрушина, уже известного библиофила и коллекционера, одного из создателей Исторического музея. Слова напутствия брата стали для него определяющими на всю дальнейшую жизнь: «…Все, что мы делаем, собиратели, потребно не только нам, но и народу нашему, Отечеству, любому образованному человеку. А потому, хоть ты и молод, но всегда помнить и думать надлежит, куда пристроить еще при жизни собрание свое, назначив его в музей, библиотеку или университет. Но никоим образом не оставляй в наследие даже самым близким родственникам… Не славы ради, не в поиске крестов и наград, а на пользу Отчизне и людям пусть служит все наше великое богатство. И, может, спустя лет эдак сто, а то и более, помянут нас потомки словом добрым, коли мы его достойны будем…»
25 ноября 1913 года под председательством Великого князя Константина Романова состоялась торжественная церемония передачи Алексеем Бахрушиным коллекций «Литературно-театрального музея имени А. А. Бахрушина» в ведение Российской Императорской академии наук. Алексей Александрович был назначен пожизненным директором и попечителем музея своего имени. В попечительский совет музея вошли: М. Н. Ермолова, А. И. Сумбатов-Южин, Г. Н. Федотова, А. А. Яблочкина, В. Н. Давыдов, К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, С. И. Мамонтов, В. К. Трутовский, Н. С. Щербатов, М. А. Стахович, Ф. А. Корш, К. Н. Незлобин, С. И. Зимин, Н. М. Миронов, А. Д. Алферов, В. А. Рыжков, И. А. Бунин и другие.
После революции, 1 февраля 1919 года, когда музей был национализирован и перешел в ведение Театрального отдела Народного комиссариата по просвещению, Бахрушин был назначен заведующим музеем. На этом посту он оставался до своей смерти.
Алексей Бахрушин вел широкую общественную деятельность: состоял членом Московского Биржевого Общества, почетным членом Совета Якиманского городского попечительства о бедных, членом Совета больницы и родильного приюта имени братьев Бахрушиных, действительным членом Литературно-художественного кружка, избирался гласным Московской городской думы (1900–1916), в которой возглавлял комиссию по народным развлечениям. Комиссия приняла решение открыть в Москве 12 народных домов, заведовать которыми в 1915 году также был уполномочен Алексей Бахрушин. Первым из них – Введенским народным домом, открывшимся в декабре 1904 года, Бахрушин заведовал с 1906 по 1917 год. Усилиями Алексея Александровича в Введенском доме был создан постоянный театральный коллектив, что сделало это заведение одним из самых популярных мест Москвы.
Алексей Бахрушин также был пожизненным членом Общества для призрения престарелых артистов и членов их семейств (с 1903 года); одним из создателей Русского театрального общества и членом его Совета (1897–1923); старостой церкви Св. Марии Магдалины Императорского Московского Театрального училища; в годы первой мировой войны – попечителем госпиталя при Театре К. Н. Незлобина. Не только как коллекционер, но и как глубокий знаток своего собрания, Бахрушин принимал участие в работе многих ученых обществ, где выступал с докладами.
После революции Алексей Бахрушин, продолжая руководить музеем, работал в театральном отделе Наркомпроса (1918–1921), возглавлял подсекцию истории театра в ГАХН (1921–1927). С 1921 года – действительный член РАН, академик, с 1928 года – почетный член ГАХН, член комиссии «Старая Москва».
Алексей Бахрушин собрал уникальную коллекцию материалов по истории отечественного театра от его истоков до 1920-х годов, которую стремился представить как можно полнее – как по видам и жанрам, так и по этапам его развития. В настоящее время коллекция Бахрушинского музея является одним из крупнейших музейных собраний в России и включает более полутора миллионов единиц хранения.
Умер Алексей Александрович 7 июня 1929 года в усадьбе Горки близ станции Апрелевка Киевской железной дороги. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Музей, созданный Алексеем Бахрушиным, располагается в построенной им усадьбе до настоящего времени.
Именем Алексея Бахрушина в 1959 году названа бывшая улица Лужниковская в Москве. В 1966 году на здании музея установлена мемориальная доска «Основатель музея Алексей Александрович Бахрушин жил и работал в этом доме с 1898 по 1929 год».
Вклад Алексея Александровича Бахрушина в отечественную культуру неоценим, громаден и уникален по своему масштабу и любви к отечественному театру и его деятелям. Бахрушин, как сказала великая Мария Николаевна Ермолова, «совершил великое дело – сохранил память об актере».
Дмитрий Родионов – театровед, театральный критик, главный редактор журнала «Сцена», кандидат искусствоведения, почетный член Российской академии художеств, председатель Комиссии по театральному наследию Союза театральных деятелей России