24 Июнь, 2014

Вспоминая Ялтинскую театральную конференцию

В Ялте, в гостеприимном Доме творчества СТД РФ «Актер» собрались руководители региональных отделений Союза - председатели и заместители председателей, всего 150 человек. Из Якутска и Вологды, Магадана и Калининграда, Тамбова и Новосибирска — действительно вся Россия. Казалось бы, при таком стечении народа трудно добиться атмосферы, с одной стороны, творческой и рабочей, а с другой - дружеской и доброжелательной. Получилось и то, и другое. Все приехавшие в Ялту казались огромной единой семьей, которая, наконец, собралась вместе за «одним столом». Общение длилось весь день, а для многих не заканчивалось и далеко за полночь. Люди не могли наговориться, хотелось поделиться и своими проблемами, и рассказать о своих достижениях. Одно совещание следовало за другим, а в небольшие перерывы, отведенные для обеда и ужина, кто-то ухитрялся даже поплавать. Долгие дискуссии, совместные поиски решений, иногда споры. В Ялте мы были всего два дня, но они были так насыщенны, что казалось: пробыли здесь гораздо больше. А еще все происходило на фоне изумительной ялтинской природы и «самого синего моря»...

Союз - это вы

Первое рабочее совещание заместитель Председателя СТД РФ Геннадий Смирнов начал с фразы: «Наш театральный Союз — это не Центральный аппарат, не Секретариат СТД РФ. Союз — это вы, наши региональные отделения». Именно эта фраза стала ключевой, определила формат разговора. Какие возможности предлагает Союз и его отделения членам СТД РФ и всему профессиональному сообществу России? Как сделать взаимодействие Центрального аппарата и отделений максимально эффективным? Как информировать о своей деятельности общественность, находить источники дополнительного финансирования, вовлекать власть в конструктивный диалог? Мы не только выносили на обсуждение эти вопросы, но и находили ответы на них.

Подробно обсуждали с заместителем Председателя СТД РФ Дмитрием Мозговым творческие проекты Союза. О социальном направлении рассказывал Геннадий Смирнов. О финансовой деятельности Союза докладывал заместитель Председателя СТД РФ Александр Еремеев. Он ответил на все вопросы и провел консультации с председателями региональных отделений. На совещании были затронуты и вопросы имущественных отношений, заместитель Председателя СТД РФ Владимир Емельянов рассказал о этапах реконструкции здравниц, о возможностях отдыха для членов СТД РФ уже в этом сезоне, о ценах на путевки. Круглый стол по работе с региональными отделениями провели начальник Отдела региональных и межрегиональных программ ЦА СТД РФ Ирина Антонова и куратор отделений Маргарита Сильянова. С начальником Информационно-аналитического отдела ЦА СТД РФ Юлией Юдиной договорились о конкретных действиях по систематизации информационных потоков внутри организации и тех шагах, которые следует предпринять для создания единого информационного пространства Союза театральных деятелей России. Также в рамках Ялтинской конференции прошло заседание Совета Республик СТД РФ под руководством Председателя Совета, Секретаря Союза Рифката Исрафилова и заведующей Кабинетом национальных театров ЦА СТД РФ Марины Корчак, состоялась презентация деятельности Театрального центра СТД РФ «На Страстном», которую провел директор Центра Михаил Пушкин.

Отдельным пунктом повестки дня стало обсуждение документа «Основы государственной культурной политики». Как сказал, предваряя дискуссию, Геннадий Александрович Смирнов, «впервые государство объявило о том, что оно ответственно за культуру и что должен быть повышен общественный статус культуры и социальный статус работника культуры». В ходе обсуждения было высказано много серьезных замечаний, которые будут направлены разработчикам документа. И мы надеемся, что замечания эти будут учтены в его окончательной редакции.

Встреча Председателя СТД РФ Александра Калягина с участниками Ялтинской театральной конференции проходила на второй день. В своем выступлении Александр Александрович назвал все основные проблемы, с которыми сталкиваются сегодня региональные отделения Союза: отсутствие практики финансирования основной деятельности отделений из региональных бюджетов, практики использования средств социального страхования для оплаты отдыха членов СТД РФ в региональных здравницах или здравницах других субъектов РФ, проблема освобождения от выплаты НДФЛ с материальной помощи, которая выдается из средств собранных членских взносов. Также затронули вопросы, касающиеся всей театральной России, которые предстоит решать совместно Центральному аппарату и отделениям Союза: непродуманные кадровые решения департаментов культуры в отношении руководства театров, неудачные попытки оптимизации деятельности организаций культуры путем слияния их в одну структуру, отсутствие во многих регионах надбавок к должностным окладам за звание, за выслугу лет, ветеранам труда и так далее. «Я хочу попросить руководителей наших отделений быть решительнее, смелее отстаивать свою позицию. Я горжусь, что за эти годы Союз сделал колоссальнейший рывок во многих областях. И мы будем продолжать работать. Работать вместе с вами. Мы на вас опираемся, вы на нас опираетесь. Только так и можно двигаться вперед», - подытожил разговор Александр Калягин.

77 отделений

В рамках Ялтинской театральной конференции состоялось знаменательное событие. «Нас 75, а скоро будет 77 отделений. К нам обратились инициативные группы из Севастополя и Республики Крым с просьбой создать свои отделения СТД РФ, и сегодня на нашей конференции присутствуют представители театров и Крыма, и Севастополя», - проинформировал собравшихся Геннадий Александрович Смирнов, и это известие было встречено аплодисментами.

29 мая Александр Калягин торжественно вручил крымчанам и севастопольцам членские билеты СТД РФ:

Отсутствует Flash плагин. Пожалуйста, установите последнюю версию Adobe Flash Player:
Установите Adobe Flash Player

После общего совещания Калягин встретился с представителями крымских театров и театров Севастополя. Художественные руководители, режиссеры, артисты говорили о проблемах, которые необходимо решать уже сегодня. Поведали о своих ожиданиях, о том, как они видят взаимодействие с СТД РФ. Калягин внимательно слушал каждого, записывал вопросы, которые необходимо решать безотлагательно. В частности, в Севастополе стоит очень серьезно проблема с актерским общежитием, хотят переехать артисты из Луганска и Донецка, но, чтобы их принять, необходимо дать людям жилье. Все говорили о необходимости гастролей, участия в российских фестивалях, о том, что они хотят получать театральные журналы, которые издает СТД РФ и т. д. Речь зашла о надбавках к званиям, Александр Александрович обещал, что все существующие надбавки сохранятся, что звание народного артиста Украины будет приравнено к званию «народный артист России». «Главное, что мы едины, что мы вместе, - сказал Председатель СТД РФ. - А сейчас надо собирать людей, желающих войти в российский театральный союз, выбирать руководителей, которые будут ответственны перед нами, а мы перед ними».

Счастье - сознавать, что ты у себя дома

Мы поговорили с нашими коллегами из Крыма и Севастополя, и вот что услышали:

Рудник Николай Семенович, директор Ялтинского театра:

В отличие от многих учреждений, политических партий, всякого рода организаций, нашему театру ничего менять не нужно. Вектор движения мы сохраним тот же — театр им. А.П. Чехова всегда был форпостом русского искусства в Украине. Это давняя традиция, которая существует с 1883 года, когда в Ялте был создан театр. На его сцене играли выдающиеся русские артисты, начиная с Мамонта Дальского, Сумбатова-Южина и др., в Ялте гастролировал и Московский художественный театр. Настроение в Крыму разное, но я уверен, что 80 % населения одобряют присоединение Крыма к России, для них оно означает возвращение в родной дом.

Долгие годы театр был в запустении, но благодаря усилиям СТД РФ и лично А.А. Калягина в 2008 году была осуществлена реконструкция.

Я не прошу денег для театра, а прошу организовать гастроли профессиональных театральных коллективов, антрепризы их заменить не могут. В афише нашего фестиваля всегда присутствует много русских театров. Сейчас 15 человек, а будет еще 7 человек, которые готовы вступить в СТД РФ. Русскоязычное население не чувствовало государственной поддержки. СТД РФ — это сильная организация, и нам хочется быть в стае. Мы видели в небе стаю лебедей, теперь обрели полетность. Для меня партия — это СТД РФ. С особой верой я вступаю в союз единомышленников. И объявляю следующий девиз: «Театр — это наш вождь».

Билял Билялов, художественный руководитель Крымско-татарского музыкально-драматического театра, председатель Крымского отделения Союза театральных деятелей Украины (на фото - справа):

Жизнь сложна, могут возникнуть самые разные политические моменты, но при любых ситуациях надо сохранять культурное взаимодействие. Пытаться дистанцироваться от политики, проводить фестивали, семинары, лаборатории. Ведь у нас давние связи и нельзя их так в одночасье разрушить. Наш театр ездит на российские фестивали, на фестивале «Науруз» мы получили Гран-при, были в Вологде, Оренбурге и т.д. Контакты с Россией, с Москвой у нас есть.

Из нашего отделения кто-то переходит в Российский театральный союз. 23 человека вступают в СТД РФ, но остаются и в украинском союзе...

Еще раз повторю, создавая отделение в Крыму, надо максимально отойти от политики...
Мне предложили войти в СТД РФ, но я отказался. Если уже ты однажды давал присягу, то надо хранить верность до конца.

Владимир Магар, художественный руководитель Севастопольского театра им. А.В. Луначарского:

Я абсолютно счастлив. Возвращение Севастополя в Россию для меня -огромное событие. Мы уже были на грани уничтожения, русский театр на Украине никому не был нужен, все шло к тому, чтобы расформировать наш театр. Нам не дали даже отметить столетний юбилей театра... Наше возвращение в Россию произошло так неожиданно, что нам трудно в это поверить. Пока нам надо залечить раны, а потом начать радоваться. А сейчас еще эта конференция, на которой мы встретились со своим коллегами из разных российских городов, и я понял, как много делает театральный Союз.

Я 14 лет руковожу театром, собрал сильную труппу, на нашей сцене идет классика: Гоголь, Толстой, Булгаков. Наш театр позволяет себе выпускать качественные спектакли. Молодые артисты театра принимали участие в Международной театральной школе СТД РФ в Звенигороде. Кстати, в спектаклях наши артистки получили главные роли. В советские времена севастопольский театр гастролировал во МХАТе, и я надеюсь, что у нас появится возможность гастролей в России. Нам есть, что показать. Очень хочется, чтобы к нам приехали профессиональные критики, посмотрели спектакли и обсудили их. Когда в 1911 году в Севастополе возник театр, он красиво назывался «Ренессанс», и сейчас может у нас начнется новый «ренессанс» в его истории.

Людмила Оршанская, художественный руководитель-директор Севастопольского театра для детей и молодежи:

Для нас это поворотное событие — мы вливаемся в большую театральную семью. У меня до сих пор сохранился членский билет еще ВТО. 23 года мы хранили русскую культуру. Теперь это будет без страха и оглядки. Мы были для России украинским театром, для Украины- русским. Теперь ситуация изменилась, мы вернулись в Россию. У нас появилась надежда, что мы будем услышаны, что нас поддержат, что мы будем разговаривать на одном языке. Мы очень рассчитываем на гастрольную деятельность, хотим участвовать в фестивальных программах, хотим приглашать специалистом, чтобы делиться опытом и мастерством. Мы старались сохранить исповедальность русского театра, воевали за репертуарный театр, и все это во имя молодого поколения, для формирования души.

Наш театр занимается воспитанием подрастающего поколения, и мы действительно воспитываем, а не развлекаем. Наш репертуар адресован трем возрастным группам, нем есть, к примеру, «Чичиков» и «Васса Железнова», а рядом соседствуют «Маугли» и сказки Бажова. В зале нашего театра сидят дети с родителями, к нам приходят семьями. Мы работаем в бывшем кинотеатре и стоит вопрос о реконструкции. У нас есть репертуар, с которым мы можем смело войти в русское театральное пространство. Даже, если нам будем плохо, но это счастье - сознавать, что ты у себя дома.

Кроме того...

Два дня работы конференции завершились общим веселым застольем. Не обошлось и без песни. Песни о Ялте, сочиненной здесь же  и посвященной нашему Союзу. Звучало почти как гимн Ялтинской конференции, пусть и  в жанре капустника. Так ведь для актеров это и есть тот самый жанр, в котором можно с иронией, без пафоса говорить о том, что свято и любимо больше всего.

А то, что происходило до утра на берегу Черного моря, никто не снимал на видео, но все участники этого ночного действа рассказывают, что это было красивым задушевным прощанием людей театра, которые после двух дней, проведенных в Ялте, вновь расстанутся и отправятся в свои далекие города, между которыми пролегают сотни, а иногда и тысячи километров.

Фото - Олег Хаимов и Информационно-аналитический отдел СТД РФ, видео - Анатолий Устинов, Председатель Новгородского отделения СТД РФ

Архив сюжетов

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма

19 июля 2021 г.

Между шин

Горка" Алексея Житковского, реж. Павел Макаров, Приморский театр молодежи, Владивосток

За последние два года Приморский театр молодёжи заметно обновил свой репертуар. В ряду новых постановок оказалась и «Горка» по одноимённой пьесе Алексея Житковского. Премьера состоялась ещё осенью 2019 года, но спектакль до сих пор вызывает бурную и неоднозначную реакцию. Пьеса новая, ещё не успела заручиться автоматическим и беспрекословным авторитетом. К тому же режиссура Павла Макарова оказалось непривычной для многих зрителей.

12 июля 2021 г.

Дочь артели

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Жизель Ботаническая» по рассказу Эдуарда Кочергина и монологу Екатерины Тимофеевой, реж. Дмитрий Егоров, Стерлитамакский русский драматический театр, Башкортостан

4 июля 2021 г.

На паузе

Мария Бекк пишет о спектакле "DJ Чехов" по "Трем сестрам" Антона Чехова, реж. Эдуард Шахов, Хакасский театр русской драмы имени М.Ю. Лермонтова, Абакан

24 июня 2021 г.

Король и королёк

Лара Бессмертная пишет актерский портрет: Евгений Карпов и Сергей Уманов в роли Лира в спектакле «Король Лир» по пьесе Уильяма Шекспира, реж. Лев Эренбург, Небольшой драматический театр, Санкт-Петербург

20 июня 2021 г.

Тоска по утраченному

Екатерина Кузьмина пишет о спектакле «Рассказы Константина Треплева» по мотивам пьесы Антона Чехова «Чайка», реж. Гульнара Галавинская, Московский драматический театр на Перовской.

11 июня 2021 г.

Поглощенная степью

В нашем блоге для молодых театральных критиков  новая публикация. Розалия Махмутова пишет о спектакле «Амеля» Николая Крашенинникова, Башкирский национальный театр драмы имени Мажита Гафури, художественный руководитель проекта — Айрат Абушахманов, хореограф Алина Мустаева