29 Декабрь, 2021

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссёром Артёмом Устиновым.

Режиссер Артем Устинов родился в 1989 году. Окончил Самарскую академию культуры и искусства и режиссерский факультет РАТИ-ГИТИС (мастерская Сергея Женовача). Поставил более двадцати спектаклей и эскизов в Перми, Прокопьевске, Самаре, Саратове, Барнауле, Санкт-Петербурге, Твери, Стерлитамаке, Нягани, Казани, Калуге, Сухуме, Улан-Удэ, Ульяновске, Петропавловске-Камчатском, Тольятти, Ростове-на-Дону, Кудымкаре, Томске.

Александра Стрижевская родилась в Москве в 1989 году. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар драматургии В. Малягина). Учусь в магистратуре ВГИК (мастерская драматургии З. Кудри). Автор пьес и сценариев. Финалистка конкурсов «Любимовка», «Действующие лица», «Баденвайлер» и др. Сотрудничаю с театрами и с кино.

— Артём, привет! Расскажи, какие у тебя планы на этот сезон, над чем ты сейчас работаешь?

— Так получилось, что сезон посвящён ТЮЗам. В ТЮЗе города Томска — «Книга всех вещей» Гюса Кёйера. Это голландская повесть для и про подростков. Относительно не новая, просто в России она была переведена в 2015 году. И её сейчас начинают ставить в театрах. Я знаю, что в Российском Молодежном уже приняли к постановке этот материал. Но наш спектакль вышел раньше, по итогам лаборатории, которую финансирует и поддерживает фестиваль «Территория». Так же планирую выпустить «Зверский детектив» Анны Старобинец в Тверском ТЮЗе. «Зверский детектив» — это серия, мы берём первую её часть. Соответственно, тоже для детей и подростков.

— Я обратила внимание, что ты часто работаешь с современным материалом. Новыми авторами, далеко не все это делают.

— Так скажем, это относительно. Мне кажется, это только в последнее время. До этого было выборочно. Спектакли «Спички» и «За белым кроликом» — это были такие отдельные точки.

— У тебя очень широкая география постановок. Ты ставишь буквально по всей стране.

— Да, я пока не привязан к конкретному театру. Куда позовут — туда я еду. Я, в принципе, не отказываюсь. Любые лаборатории, и в больших, и в маленьких городах. На самом деле, без лабораторий я бы там никогда не оказался. Если проанализировать, почти все контакты, знакомства, предложения прилетают по результатам лабораторий. В основном они проходят именно в регионах. В Москве же только-только появилась связь между ГИТИСом и театрами, которые предлагают выпускникам эскизы, а в перспективе и спектакли. Последнему выпуску мастерской Сергея Женовача, где я учился, повезло намного больше, чем нашему. Трое из них ставят спектакли на Новой сцене МХТ. У нас такого даже близко не было.

— В конце октября на фестивале «АртМиграция» в Москве был твой спектакль «Сказки чёрного леса», поставленный в Национальном театре Республики Карелия (Петрозаводск). Это тоже детский спектакль?

— Я для себя определяю жанр, как «сказка для взрослых». Он для максимально широкого круга зрителей, они на разных уровнях его воспринимают. Я видел и как подростки его смотрят, и как взрослые. В Петрозаводске он собирает полные залы. Это было удивительно, мы не думали, что сделаем коммерчески успешный спектакль по немецкой сказке о том, как человек продал своё сердце.

— Где можно сейчас посмотреть твои спектакли?

— В ТЮЗе им. А.А. Брянцева в Санкт-Петербурге два спектакля: «Зима, когда я вырос» и «Спички». Также два спектакля в Русском театре драмы г. Сухума (Абхазия) — «Электра» и «Солярис». Правда там, к сожалению, театры закрыли в середине лета. Но мы недавно были с ними в Ярославле, на «Фестивале русских зарубежных театров» играли «Солярис». Для такой страны, как Абхазия, где рядом, через дорогу, руины, в совсем не театральном городе построить такой совершенный организм, как это сделал директор Ираклий Хинтба, это очень круто. Ничего подобного там не ожидаешь встретить. Еще в репертуаре спектакль «Город Эн» по Леониду Добычину в Прокопьевском драматическом театре. Это экспериментальный роман 1920-х годов, бессобытийный. Мы попробовали, опять-таки в лаборатории, найти какой-то метод, ход, чтобы можно было эту бессобытийную прозу сделать театром. «Город Эн» и «Сказки Чёрного леса», как стало известно, вошли в лонг-лист «Золотой Маски» сезона 2020-2021.

— Скажи, в каком-то городе тебе хотелось бы осесть, работать постоянно?

— Когда приезжаешь, ты должен работать с совершенно чужими тебе людьми, прожить с ними какой-то отрезок жизни, это довольно тяжело. Мы как-то обсуждали с Асей Бубновой (художник спектаклей «Аламжи» и «Сказки Черного леса»), она говорит: «Ты не адаптивный, не будешь подлаживаться». Из-за этого иногда сложно складываются отношения. Когда я думаю о том, чтобы где-то работать главным режиссёром, я понимаю, что у меня вообще нет амбиций управления. Я не очень хочу отвечать за целый организм, который не от меня зависит, который сформировался не благодаря мне, и который, тем не менее, нужно куда-то вести. Посмотрим… Я, конечно, очень симпатизирую Национальному театру Карелии. Он находится как будто в изоляции, хотя всего в четырёх часах езды от Питера. Буквально в том же здании — очень известный театр кукол, а театр драмы на вторых ролях, что не вполне справедливо. При этом они не сугубо национальный театр. Он больше русскоязычный. Национальные языки, к сожалению, умирают, поэтому они работают для всех, для широкого зрителя. И, в принципе, город Петрозаводск — безлюдное пространство, неподвижное Онежское озеро... Нужен какой-то особый темперамент, чтобы там жить, особенно зимой, когда мало солнца. Мне также понравилось в Томске, куда я сейчас вернусь. Это интересный город, который не ожидаешь встретить среди промышленных городов Сибири…

— Пандемия как-то сказалась на твоей работе?

— Не столько на мне, сколько на самих театрах. Театр в Нягани почти год ничего не играл на зрителя. Театр в Абхазии был закрыт. Они тяжело это переживают. На мне это меньше отразилось. Хотя недавно был у меня эскиз в Казани. Артист очень «вовремя» сделал прививку, ему стало плохо, и мне пришлось играть вместо него.

— Что это была за роль?

— Эскиз по «Снежной королеве», там были две пары Кая и Герды, маленькие и взрослые. Я играл взрослого Кая, уже поглощённого вирусом оледенения. Но это был единственный раз, и я надеюсь, что это не станет системой.

— Спектакль «Аламжи», который ты ставил в Бурятском театре драмы в Улан-Удэ, был номинирован на Золотую маску. В комментарии к спектаклю ты сказал, что он поставлен по бурятскому эпосу, однако не является этнографическим. Расскажи об этом спектакле.

— Он вырос тоже из лаборатории. За неделю я должен был сделать огромный объём, третью часть эпоса стихотворного. Я подумал, зачем мне ехать туда, чтобы рассказывать им про их национальные традиции? Зачем мне делать этнографический спектакль, когда они сами могут его сделать? Мне важно было интегрировать эпос в контекст общемирового театра. Чтобы это была игровая, в первую очередь, история, а не нарративная. Это было сложно. Важно вырасти в этой культуре, иметь к ней отношение, чтобы пытаться её реформировать, понимаешь? Я делал это со стороны, не претендуя на то, чтобы перевернуть их сознание. Просто предложил сыграть в другую игру на национальной основе. Несмотря на все проблемы, у нас с Асей была чёткая цель и мы к ней пришли. После сдачи спектакля нас заверили, что всё интересно и хорошо. Конечно, жаль, что спектакль на родине посмотрело совсем мало людей, из-за закрытия театров. Потом его смотрели уже только критики. Надеюсь, что это не навсегда, но на данный момент московский показ был последним.

— Как ты поддерживаешь свои спектакли? Ведь нужно иногда подтягивать струны.

— На самом деле за год я посетил почти все свои спектакли. Например, в Петербурге надо было сделать два ввода. И эти вводы сделали спектакли даже лучше. Другие спектакли я смотрел на фестивалях. Долгое время у меня ничего никуда не ездило, а с прошлого года началось вдруг. И в этом году было семь фестивалей. Конечно, без присмотра спектакли лучше не становятся. Особенно учитывая, как редко они играются в маленьких городах. Это в Москве можно сыграть спектакль сто раз, он будет жить в театре 15 лет, будут отмечать его юбилей. В маленьких городах это невозможно. Там нужно, чтобы на премьере спектакль уже «произошёл», «случился». За полтора месяца он должен уже быть готовым, хочешь – не хочешь. Возможности роста очень часто не бывает. Если театр потом сам предлагает мне приехать порепетировать, сделать вводы, это, безусловно, надо делать. Это лучше, чем если ввод будут делать другие люди. Я часто смотрю видеозаписи прогонов и пишу потом много замечаний. Это иногда даже полезно – через экран ты отстраняешься. Ты не захвачен происходящим и смотришь трезвым взглядом, что работает, что нет.

— Скажи, есть ли у тебя спектакль мечты или театр, где ты мечтал бы поставить?

— В целом нет. Я думаю, не факт, что спектакль, поставленный в Москве или Петербурге, заметнее, чем в других городах. Люди, которые в Москве живут, не видят все премьеры в своём городе, это просто невозможно. И невозможно адекватно их оценить. Премьера в Прокопьевске, содержащая открытие, единственная в своём роде, гораздо более заметна, чем премьера в Москве на малой сцене в театре не первого ряда. Дело не в месте, а в том, какой театр ты с собой принесёшь. Какой сдвиг в жизни театра это произведёт. Это тоже важно, не только успех-неуспех. Что произошло с людьми, которые заняты в спектакле. Что они поняли, как развиваются, кто нашел ответы на вопросы. Это же просто приятно, что поработал с человеком, и он начинает после этого куда-то двигаться, люди меняют к нему отношение. Это, может быть, даже важнее, чем успех. Потому что, чёрт побери, ты как-то воздействуешь на человеческие жизни. Они становятся другими. Иногда артисты в итоге уходят из театра. Значит, у них возникли другие потребности. Это нормально. Раньше я переживал, если люди уходят. Но потом стал относиться спокойнее: все ищут место, где им лучше. Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем, что у них есть, чтобы сделать нечто прекрасное. Но надо опускаться на землю. Ни один спектакль человеческой жизни не стоит.

Архив сюжетов

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма