12 Июль, 2022

Любить без суеты

Арина Кутровская

«Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров

Драма Александра Островского «Гроза» наполнена бытовыми реалиями середины XIX века и, казалось бы, не способна найти отклик у современного зрителя. Но как раз в этом и заключается талант режиссера – представить силу национальной литературы так, чтобы каждый сидящий в зале почувствовал магию культуры, которая не исчезает сквозь столетия. Спектакль по пьесе Островского может даже стать мятежом и обрести неожиданное и цепляющее название «Гроза. Апокриф». Премьеру в театре «Школа драматического искусства» представил студент 5-го курса ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача) Евгений Закиров (автор спектакля МХТ им. А.П. Чехова «Очень-очень-очень тёмная материя» по Мартину Макдонаху).

Учебный класс с деревянными партами, который может и символизировать наши бесконечные жизненные уроки, и отсылать к традиционным урокам литературы. По сцене разбросаны листы бумаги, напоминающие исписанные сочинениями школьные тетради, а также алые гвоздики, которые, как капли крови от вечной борьбы и вырывающейся наружу страсти, создают акцент в художественном оформлении спектакля. Безусловной режиссерской находкой можно считать и внушительную дыру в стене на арьерсцене, через которую пробиваются лучи света.

Сначала герои одеты в темные деловые костюмы, но с каждой новой сценой добавляется все больше раскрепощенности и цвета, наряду с алым: синий, белый, голубой. Именно они символически дают надежду на осознанность, ясность и умиротворение в городе Калинов, в котором царит деспотия Кабанихи (Регина Хакимова) и отчужденность душ. Безразличием и отсутствием уважения к ценностям друг друга пропитана вся атмосфера. Но ведь так было не всегда. Зажиточный купец Дикой (Федор Леонов) начинает спектакль словами: «А ведь здесь когда-то расписано все было…». 

Закиров задействует все пространство зала «Манеж» со всей его масштабностью: центральный проход в зрительном зале, всевозможные балконы и даже пространство под сценой. Сценическое пространство мгновенно может превратиться в церковь, в которой молитвенное пение происходит лишь по щелчку Кабановой, а все присутствующие богоугодно падают на колени, когда она начинает свой гневный монолог. Учебный класс также становится местом для беззаботных девичьих разговоров. Катерина (Александра Лахтюхова) и Варвара (Алина Чернобровкина) Кабановы, девки Феклуша (Арина Федосенко) и Глаша (Галина Селякова), словно институтки, делятся своими переживаниями. К девушкам присоединяется полусумасшедшая барыня (Ольга Малинина), которая выкрикивает пугающие пророчества после странного ритуала вхождения в транс с помощью потешных звуков, напоминающих детские песенки. И, наконец, атмосферу школьных свиданий возрождает Кудряш (Андрей Финягин), влюбляя в себя своей искренностью и харизмой.

Мистически точная актерская работа Алины Чернобровкиной делает Варвару соблазнительной сиреной с ее уже нарицательным кредо «чтобы шито да крыто было», которая весь спектакль заманивает Катерину в свое логово порочной свободы. Разговор невесток напоминает ворожбу, которая эмоционально обостряется мощными ударами в барабан. 

Александра Лахтюхова, для которой главная роль в спектакле Закирова стала значительным рывком в карьере, прожила историю героини как свою. Тайфун женской энергии, характерности и чувственности воплощен в образе Катерины. Калинов будто олицетворяет ее внутренний мир с разногласиями, недопониманиями и своим личным «темным царством». Героиня кричит во весь голос то ли самой себе, то ли всем вокруг, то ли Богу: «Домой!». Она потерялась в собственной жизни, а теперь в поисках того самого «луча света» открывает сердце новому неведомому чувству – любви. Катерина решается на измену Тихону Кабанову (Андрей Харенко), который только перед своим отъездом становится суровым мужем. По Островскому он маменькин сынок, неспособный защитить жену, а у Закирова он даже нередко превращается в обезумевшего.

История любви предстает желанной, нежной и трепетной. Внутри Катерины суета, которую Борис (Алексей Славкин) старается утихомирить своей заботой. От прикосновения пальцев между героями возникает, в прямом смысле, электричество. Та самая гроза, которая, по словам Кулигина (Евгений Поляков), является благодатью. Когда Борису, наконец, удается обнять Катерину, она растворяется в этом объятии, и весь Калинов собирается к этому месту живительной энергии любви. На весь зал раздаются звуки спокойного дыхания, будто город и «Манеж», вошедшие в резонанс с главной героиней, делают совместные вдохи и выдохи.

Все здесь стремятся домой. «Все суета!», — вот что заставляет героев вопрошать о возвращении домой. Несмотря на то, что Тихон говорит поющей колыбельную маменьке о том, что «у нас рай и тишина, а в Москве Содом какой-то», герои пьесы еще не нашли теплый и надежный дом внутри себя. Мятеж в Калинове выводит из себя даже смирного Тихона, который, словно на расстреле, стоя у белой стены, умоляет остановиться. Эти беспорядочные сцены – одни из ключевых, ведь именно они возвращают к главной мысли о таком необходимом душевном единении, которого не хватало и Островскому в XIX веке, и не хватает нам сейчас.

Еще больше усиливают разобщенность калиновцев друг с другом и с самими собой по-настоящему рокерский саунд-дизайн (Дмитрий Чадов) и зачаровывающая хореография (Сергей Тонышев). Эти пронизывающие все нутро музыкальные и пластические решения, как открывшийся ящик Пандоры, своей умопомрачительной силой высвобождают все страхи, тревоги и комплексы, которые так глубоко были спрятаны не только в душах героев, но и в нас самих. Дух колдовства и таинственности, который чувствуется на протяжении всего спектакля, поддерживается благодаря мастерскому сценическому освещению Тараса Михалевского. 

Новаторство молодого режиссера заключается в создании мятежной реальности, в которой участвует каждый уголок оригинального пространства зала. В финале «Грозы. Апокриф» Закиров по-наставнически подводит зрителя к насущным вопросам: как не забыть себя и не оставить другого? Об этом, как знак свыше, нам мигает крохотная лампочка на боковой декорации спектакля.

Фото Наталии Чебан

Арина Кутровская  магистрант факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета. kutrovskayaa@bk.ru

Архив сюжетов

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма