![](/upload/resize_cache/iblock/279/1280_1920_1/ghj6wk2n19e1fc0pwg2ubtep3va711uq.jpg)
Ксения Синицына
«Демон» по Михаилу Лермонтову, Рязанский театр кукол, реж. Елена Оленина
«Печальный Демон, дух изгнанья…» — вновь лермонтовский «Демон» вернулся на сцену Рязанского театра кукол. Не только в обновлённом составе, но и с изменившейся сценографией.
На сцене всего трое — будто насмешливая божественная Троица, сразу говорящая о том, что Демон есть лучшее творение Создателя. Но изгнанное — оттого и безуспешно ищущее гармонию во мраке и небытии.
Серые каменные стены — дух кавказских гор, явившееся за ними безжизненное лицо — причудливый синтез врубелевских полотен и шаманских африканских масок. Демон ещё не поверженный, но уже и не летящий — ему остаётся лишь сидеть и смотреть на Тамару (Ольга Егорова), доживающую последние дни в девичестве.
Мир должен быть уравновешен — вот и Ангел (Артём Дереченко) рядом — в человеческом обличии, в ризе согбенного горца — отца Тамары. И лишь гроза предвещает, что страшный гость уже давно на пороге. Он уже убил жениха и является к Тамаре в человеческом обличии (Демон — Сергей Сизоненко).
Демон — само воплощение мрака, архетипичной силы зла. Он беспол — в его вожделении нет ни страсти, ни огня, лишь желание обладать чем-то назло. Назло соблазнить чистейшую душу, заманить к себе — и посмеяться над светом, доказать, что изгнанный из рая сильнее их всех, глупых и добрых. Но недаром Тамара прожила в горах Кавказа. Её душу невозможно забрать так просто: как бы её ни терзали бесы, она не сдаётся. Молится все усерднее, глаза безумны, волосы растрёпаны — она напоминает тёмную ирландскую Банши, но всё ещё самая чистая душой на этом свете. Невольно возникают параллели с распятым Иисусом в рок-опере «Иисус Христос-суперзвезда». Тот же контраст человеческого и инфернального.
Душе надо помочь. И свет не оставит свою дочь в беде — Ангел надеется на переговоры со злом, ещё одно бессмысленное одолжение. Казалось бы, безусловная добродетель: но возникают ли у света мысли о том, сможет ли Тамара жить дальше? Взгляд её говорит: она не здесь, она уже в дантовском чистилище и в мир вернуться она уже не сможет. Борьба за душу ещё имеет смысл, но она становится соперничеством добра и зла, в котором нет места людям — это лишь расходный материал. Об этом чётко и ясно говорят куклы: они различны только цветом. Их лица холодно-равнодушны, будто высечены из камня, а тела напоминают о безжалостных змеиных хвостах. Смертельным пленом они оплетают Тамару, которая уже бьётся в агонии. Всё больше вокруг тьмы, на сцене уже видны лишь силуэты. Свет отступил — сегодня не его очередь побеждать.
«Люби меня!», — Демон всё ещё хронически бесстрастен. Он — холодный, но испепеляющий огонь ада, воплощение первородного, беспричинного зла. Тамара ему всё ещё не нужна, но нужно окончательно повергнуть свет. Ангел отступил, но этого недостаточно.
Демона губит тщеславие и редкая сила человеческого духа — Тамара умирает, но с ним не оказывается. Молитвы ли её спасли или бессмысленность каприза зла — ответить на это трудно. Но даже Демон уважает чужую силу — и вместе с Ангелом они засыпают её тело цветами, превращая скалистую гору в тропический сад.
«Демон» — это не просто противостояние добра и зла, не история о капризе хтонической силы. Это — страшная притча о двоякости мира и мнимой всесильности со страшной моралью: бессмертна лишь душа, которую никто, кроме тебя самого никто не сможет защитить. Иногда лучше умереть, чем продолжать сражаться, ибо борьба не всегда имеет смысл, а уход вовремя может стать самым большим триумфом.
Ксения Синицына - блогер, пишет о театральной жизни Москвы, Санкт-Петербурга и регионов. Живет в Рязани.
«Демон» по Михаилу Лермонтову, Рязанский театр кукол, реж. Елена Оленина
«Печальный Демон, дух изгнанья…» — вновь лермонтовский «Демон» вернулся на сцену Рязанского театра кукол. Не только в обновлённом составе, но и с изменившейся сценографией.
На сцене всего трое — будто насмешливая божественная Троица, сразу говорящая о том, что Демон есть лучшее творение Создателя. Но изгнанное — оттого и безуспешно ищущее гармонию во мраке и небытии.
Серые каменные стены — дух кавказских гор, явившееся за ними безжизненное лицо — причудливый синтез врубелевских полотен и шаманских африканских масок. Демон ещё не поверженный, но уже и не летящий — ему остаётся лишь сидеть и смотреть на Тамару (Ольга Егорова), доживающую последние дни в девичестве.
Мир должен быть уравновешен — вот и Ангел (Артём Дереченко) рядом — в человеческом обличии, в ризе согбенного горца — отца Тамары. И лишь гроза предвещает, что страшный гость уже давно на пороге. Он уже убил жениха и является к Тамаре в человеческом обличии (Демон — Сергей Сизоненко).
Демон — само воплощение мрака, архетипичной силы зла. Он беспол — в его вожделении нет ни страсти, ни огня, лишь желание обладать чем-то назло. Назло соблазнить чистейшую душу, заманить к себе — и посмеяться над светом, доказать, что изгнанный из рая сильнее их всех, глупых и добрых. Но недаром Тамара прожила в горах Кавказа. Её душу невозможно забрать так просто: как бы её ни терзали бесы, она не сдаётся. Молится все усерднее, глаза безумны, волосы растрёпаны — она напоминает тёмную ирландскую Банши, но всё ещё самая чистая душой на этом свете. Невольно возникают параллели с распятым Иисусом в рок-опере «Иисус Христос-суперзвезда». Тот же контраст человеческого и инфернального.
Душе надо помочь. И свет не оставит свою дочь в беде — Ангел надеется на переговоры со злом, ещё одно бессмысленное одолжение. Казалось бы, безусловная добродетель: но возникают ли у света мысли о том, сможет ли Тамара жить дальше? Взгляд её говорит: она не здесь, она уже в дантовском чистилище и в мир вернуться она уже не сможет. Борьба за душу ещё имеет смысл, но она становится соперничеством добра и зла, в котором нет места людям — это лишь расходный материал. Об этом чётко и ясно говорят куклы: они различны только цветом. Их лица холодно-равнодушны, будто высечены из камня, а тела напоминают о безжалостных змеиных хвостах. Смертельным пленом они оплетают Тамару, которая уже бьётся в агонии. Всё больше вокруг тьмы, на сцене уже видны лишь силуэты. Свет отступил — сегодня не его очередь побеждать.
«Люби меня!», — Демон всё ещё хронически бесстрастен. Он — холодный, но испепеляющий огонь ада, воплощение первородного, беспричинного зла. Тамара ему всё ещё не нужна, но нужно окончательно повергнуть свет. Ангел отступил, но этого недостаточно.
Демона губит тщеславие и редкая сила человеческого духа — Тамара умирает, но с ним не оказывается. Молитвы ли её спасли или бессмысленность каприза зла — ответить на это трудно. Но даже Демон уважает чужую силу — и вместе с Ангелом они засыпают её тело цветами, превращая скалистую гору в тропический сад.
«Демон» — это не просто противостояние добра и зла, не история о капризе хтонической силы. Это — страшная притча о двоякости мира и мнимой всесильности со страшной моралью: бессмертна лишь душа, которую никто, кроме тебя самого никто не сможет защитить. Иногда лучше умереть, чем продолжать сражаться, ибо борьба не всегда имеет смысл, а уход вовремя может стать самым большим триумфом.
Ксения Синицына - блогер, пишет о театральной жизни Москвы, Санкт-Петербурга и регионов. Живет в Рязани.
27.11.2023
Другие новости
Учреждена медаль за заслуги в области театрального искусства
Медаль «В память 200-летия со дня рождения А. Н. Островского» будет вручаться от имени Президента РФ
26.07.2024
Алмаз Садриев: «Бэби-театр — это отражение художественной реальности, а не существующей»
Интервью с руководителем Ассоциации исполнительских искусств для самых маленьких «Калабала»
26.07.2024
Заканчивается прием заявок в «Выездную Школу Малого театра»
Заявки от актеров на участие в «Выездной Школе Малого театра» принимаются до 1 августа
25.07.2024
Фестиваль «Музыкальное сердце театра» принимает заявки на участие в лаборатории
Для авторов и режиссеров прием заявок завершится 31 июля, для актеров — 5 сентября.
24.07.2024