Ксения Синицына
«Демон» по Михаилу Лермонтову, Рязанский театр кукол, реж. Елена Оленина
«Печальный Демон, дух изгнанья…» — вновь лермонтовский «Демон» вернулся на сцену Рязанского театра кукол. Не только в обновлённом составе, но и с изменившейся сценографией.
На сцене всего трое — будто насмешливая божественная Троица, сразу говорящая о том, что Демон есть лучшее творение Создателя. Но изгнанное — оттого и безуспешно ищущее гармонию во мраке и небытии.
Серые каменные стены — дух кавказских гор, явившееся за ними безжизненное лицо — причудливый синтез врубелевских полотен и шаманских африканских масок. Демон ещё не поверженный, но уже и не летящий — ему остаётся лишь сидеть и смотреть на Тамару (Ольга Егорова), доживающую последние дни в девичестве.
Мир должен быть уравновешен — вот и Ангел (Артём Дереченко) рядом — в человеческом обличии, в ризе согбенного горца — отца Тамары. И лишь гроза предвещает, что страшный гость уже давно на пороге. Он уже убил жениха и является к Тамаре в человеческом обличии (Демон — Сергей Сизоненко).
Демон — само воплощение мрака, архетипичной силы зла. Он беспол — в его вожделении нет ни страсти, ни огня, лишь желание обладать чем-то назло. Назло соблазнить чистейшую душу, заманить к себе — и посмеяться над светом, доказать, что изгнанный из рая сильнее их всех, глупых и добрых. Но недаром Тамара прожила в горах Кавказа. Её душу невозможно забрать так просто: как бы её ни терзали бесы, она не сдаётся. Молится все усерднее, глаза безумны, волосы растрёпаны — она напоминает тёмную ирландскую Банши, но всё ещё самая чистая душой на этом свете. Невольно возникают параллели с распятым Иисусом в рок-опере «Иисус Христос-суперзвезда». Тот же контраст человеческого и инфернального.
Душе надо помочь. И свет не оставит свою дочь в беде — Ангел надеется на переговоры со злом, ещё одно бессмысленное одолжение. Казалось бы, безусловная добродетель: но возникают ли у света мысли о том, сможет ли Тамара жить дальше? Взгляд её говорит: она не здесь, она уже в дантовском чистилище и в мир вернуться она уже не сможет. Борьба за душу ещё имеет смысл, но она становится соперничеством добра и зла, в котором нет места людям — это лишь расходный материал. Об этом чётко и ясно говорят куклы: они различны только цветом. Их лица холодно-равнодушны, будто высечены из камня, а тела напоминают о безжалостных змеиных хвостах. Смертельным пленом они оплетают Тамару, которая уже бьётся в агонии. Всё больше вокруг тьмы, на сцене уже видны лишь силуэты. Свет отступил — сегодня не его очередь побеждать.
«Люби меня!», — Демон всё ещё хронически бесстрастен. Он — холодный, но испепеляющий огонь ада, воплощение первородного, беспричинного зла. Тамара ему всё ещё не нужна, но нужно окончательно повергнуть свет. Ангел отступил, но этого недостаточно.
Демона губит тщеславие и редкая сила человеческого духа — Тамара умирает, но с ним не оказывается. Молитвы ли её спасли или бессмысленность каприза зла — ответить на это трудно. Но даже Демон уважает чужую силу — и вместе с Ангелом они засыпают её тело цветами, превращая скалистую гору в тропический сад.
«Демон» — это не просто противостояние добра и зла, не история о капризе хтонической силы. Это — страшная притча о двоякости мира и мнимой всесильности со страшной моралью: бессмертна лишь душа, которую никто, кроме тебя самого никто не сможет защитить. Иногда лучше умереть, чем продолжать сражаться, ибо борьба не всегда имеет смысл, а уход вовремя может стать самым большим триумфом.
Ксения Синицына - блогер, пишет о театральной жизни Москвы, Санкт-Петербурга и регионов. Живет в Рязани.
«Демон» по Михаилу Лермонтову, Рязанский театр кукол, реж. Елена Оленина
«Печальный Демон, дух изгнанья…» — вновь лермонтовский «Демон» вернулся на сцену Рязанского театра кукол. Не только в обновлённом составе, но и с изменившейся сценографией.
На сцене всего трое — будто насмешливая божественная Троица, сразу говорящая о том, что Демон есть лучшее творение Создателя. Но изгнанное — оттого и безуспешно ищущее гармонию во мраке и небытии.
Серые каменные стены — дух кавказских гор, явившееся за ними безжизненное лицо — причудливый синтез врубелевских полотен и шаманских африканских масок. Демон ещё не поверженный, но уже и не летящий — ему остаётся лишь сидеть и смотреть на Тамару (Ольга Егорова), доживающую последние дни в девичестве.
Мир должен быть уравновешен — вот и Ангел (Артём Дереченко) рядом — в человеческом обличии, в ризе согбенного горца — отца Тамары. И лишь гроза предвещает, что страшный гость уже давно на пороге. Он уже убил жениха и является к Тамаре в человеческом обличии (Демон — Сергей Сизоненко).
Демон — само воплощение мрака, архетипичной силы зла. Он беспол — в его вожделении нет ни страсти, ни огня, лишь желание обладать чем-то назло. Назло соблазнить чистейшую душу, заманить к себе — и посмеяться над светом, доказать, что изгнанный из рая сильнее их всех, глупых и добрых. Но недаром Тамара прожила в горах Кавказа. Её душу невозможно забрать так просто: как бы её ни терзали бесы, она не сдаётся. Молится все усерднее, глаза безумны, волосы растрёпаны — она напоминает тёмную ирландскую Банши, но всё ещё самая чистая душой на этом свете. Невольно возникают параллели с распятым Иисусом в рок-опере «Иисус Христос-суперзвезда». Тот же контраст человеческого и инфернального.
Душе надо помочь. И свет не оставит свою дочь в беде — Ангел надеется на переговоры со злом, ещё одно бессмысленное одолжение. Казалось бы, безусловная добродетель: но возникают ли у света мысли о том, сможет ли Тамара жить дальше? Взгляд её говорит: она не здесь, она уже в дантовском чистилище и в мир вернуться она уже не сможет. Борьба за душу ещё имеет смысл, но она становится соперничеством добра и зла, в котором нет места людям — это лишь расходный материал. Об этом чётко и ясно говорят куклы: они различны только цветом. Их лица холодно-равнодушны, будто высечены из камня, а тела напоминают о безжалостных змеиных хвостах. Смертельным пленом они оплетают Тамару, которая уже бьётся в агонии. Всё больше вокруг тьмы, на сцене уже видны лишь силуэты. Свет отступил — сегодня не его очередь побеждать.
«Люби меня!», — Демон всё ещё хронически бесстрастен. Он — холодный, но испепеляющий огонь ада, воплощение первородного, беспричинного зла. Тамара ему всё ещё не нужна, но нужно окончательно повергнуть свет. Ангел отступил, но этого недостаточно.
Демона губит тщеславие и редкая сила человеческого духа — Тамара умирает, но с ним не оказывается. Молитвы ли её спасли или бессмысленность каприза зла — ответить на это трудно. Но даже Демон уважает чужую силу — и вместе с Ангелом они засыпают её тело цветами, превращая скалистую гору в тропический сад.
«Демон» — это не просто противостояние добра и зла, не история о капризе хтонической силы. Это — страшная притча о двоякости мира и мнимой всесильности со страшной моралью: бессмертна лишь душа, которую никто, кроме тебя самого никто не сможет защитить. Иногда лучше умереть, чем продолжать сражаться, ибо борьба не всегда имеет смысл, а уход вовремя может стать самым большим триумфом.
Ксения Синицына - блогер, пишет о театральной жизни Москвы, Санкт-Петербурга и регионов. Живет в Рязани.
27.11.2023
Другие новости
Объявлены участники конкурса оперных певцов «Голоса над Волгой» в категории «Высшие учебные заведения»
Отбор прошли 28 студентов из России и Китая
06.09.2024
День рождения Владимира Гальченко
Сегодня отмечает день рождения Народный артист РФ, Секретарь СТД РФ, Председатель Самарского регионального отделения СТД РФ Владимир Александрович Гальченко
05.09.2024
Заканчивается прием заявок на фестиваль моноспектаклей «МОНОfest»
Анкеты принимаются до 10 сентября
04.09.2024
В рамках программы Центра поддержки русского театра за рубежом прошли тренинги для артистов Могилевского театра кукол
Авторской техникой с могилевскими артистами делилась Ольга Владимировна Штырляева
04.09.2024