Анастасия Ильина
XXIII театральный фестиваль «Мелиховская весна»
С 19 по 28 мая в подмосковной усадьбе Антона Павловича Чехова, а ныне музее-заповеднике «Мелихово», проходил XXIII театральный фестиваль «Мелиховская весна», собравший спектакли из двенадцати городов России. Программа фестиваля выглядит географически сбалансированной: примерно треть спектаклей из регионов (Нижний Новгород, Севастополь, Пермь, Владимир, Рязань, Воркута и Вологда), часть из столичных театров (МХТ имени А.П. Чехова, Театр Мастерских, Московский областной театр кукол, Школа драматического искусства, питерские «ЦЕХЪ Театр» и «Суббота») и еще часть из театров Подмосковья, таких как театр «ФЭСТ» (Мытищи), Истринский драматический театр и Серпуховской музыкально-драматический театр.
Живописное Мелихово – место, обладающее особой атмосферой. Смотреть спектакль по пьесе «Чайка» в тридцати метрах от того самого флигеля, где она была написана – особое театральное удовольствие и уникальный опыт, которого больше нигде не получишь. Торжественное открытие проходило на собранной на поляне открытой сцене, которая появилась у фестиваля впервые. Константин Хабенский, с этого года являющийся художественным руководителем форума, сказал несколько слов об исторической связи МХТ и Мелихова, о традициях совместной работы, которые должны быть продолжены и восстановлены, и о новых возможностях, открывающих перспективу плотного сотрудничества двух знаковых для Чехова мест. После его речи на сцену стремительно ворвались трое молодых актеров-мхатовцев в черных футболках с фирменной надписью «Верю» и портретом Станиславского на спине — в интерактивном формате, вовлекая зрителей, они вспоминали и отчасти пересказывали сюжет «Чайки», разыгрывая некоторые эпизоды пьесы. Этот прием работы со зрителем вместе с актуализацией окружающего пространства, названный «Ландшафтным театром» и практикующийся актерами МХТ уже не впервые, вызвал неоднозначную реакцию зрителей старшего поколения, однако явно «зашел» молодой аудитории фестиваля.
Открывал фестиваль спектакль «хозяина площадки», театра «Чеховская студия», с названием «Руководство для желающих жениться». Это был альманах из нескольких рассказов. Режиссер Кирилл Лоскутов давно работает с этим коллективом в его «театральном дворе» - бревенчатой избе, построенной на территории музея-заповедника несколько лет назад специально для нужд театра. Ныне эта театральная изба стала «малой сценой» фестиваля, в то время как все спектакли крупной формы были перенесены на открытую большую сцену.
Традиционную тематическую нишу «вокруг Чехова» в этом году заняли два очень разных по способу работы с биографическим материалом спектакля. Первый — студенческая работа мастерской Сергея Черкасского из РГИСИ «Антоновки» – камерный спектакль о женщинах, влюбленных в писателя, с бережным отношением к эпохе и документам, где предметный мир музейно точен: лампа с абажуром, платья с кружевами и сам Антон Павлович на сцене в пенсне и за пишущей машинкой. Режиссер Виталий Любский работал с дневниками, письмами и фотографиями, в том числе таких известных «антоновок», как переводчица Татьяна Щепкина-Куперник, описавшая в деталях поездки в Мелихово.
Совсем в ином ключе сделан второй спектакль — «Сахалин» Владимирского драматического театра, который рассказывал о трудной поездке Чехова на каторжный остров в попытке понять мотивы писателя и ответить на проклятые вопросы русской истории. Режиссер Владимир Кузнецов экспериментировал здесь в плоскости физического театра, а также создавал уникальную звуковую среду спектакля с помощью работы с предметами (звучащие чаши, варган и т.д.). Текст отошёл на второй план.
На фестивале можно было увидеть и несколько вполне традиционных спектаклей – были показаны две «Чайки» (Нижегородского ТЮЗа и Истринского драматического театра), а также «Вишневый сад» театра «ФЭСТ», который размещался на третьей дополнительной площадке фестиваля – сцене Серпуховского театра, находящегося в нескольких десятках километров от Мелихова. Сцена-коробка понадобилась некоторым постановкам отчасти из-за световых решений, которые было невозможно реализовать под открытым небом — темнеет в мае не так рано и добиться полного затемнения просто невозможно.
Организаторы, как могли, позаботились о своих зрителях – над трибуной с местами была выстроена крыша, что бывает отнюдь не всегда на таких показах, всем желающим выдавали пледы, которые, однако, не уберегали их от зябкого чувства майской вечерней прохлады. Сидя в пуховичке и накинутом сверху пледике, нельзя было не вспоминать слова Епиходова: «не могу одобрить нашего климата».
Были и две постановки для детской аудитории: «Каштанка» Севастопольского ТЮЗа для младших школьников и «Человек в футляре» Московского областного театра кукол для подростков. «Каштанка» режиссера Ивана Пачина – спектакль большой формы, в котором сюжет рассказа был дополнен (в компании животных, к которым попадает главная героиня, появилась бабочка), но местами и редуцирован в угоду тезису: «мы ставим для маленьких детей, им должно быть наглядно и понятно». «Человек в футляре» режиссера Анны Коонен – камерный спектакль театра кукол, где работа с прозой идет на качественно ином уровне: через детализацию окружающей среды и взаимодействие актеров с предметами.
Среди спектаклей молодых и не академических коллективов в афише этого года можно выделить «Так возможно, так близко…» петербургского ЦЕХЪ театра (режиссеры Александра Мамкаева и Виктор Бугаков) - спектакль, соединивший в единую композицию несколько рассказов о мимолетности счастья, сыгранный легко и изящно в камерном пространстве театрального двора, а также «Цветы запоздалые» режиссера Сергея Тонышева, Театр Мастерских (Москва), где все актеры с выбеленными лицами существуют в гротесковой реальности и играют в фарсовой манере. Обе постановки объединены интимной интонацией, интересом к судьбе заурядного героя, к повседневному существованию и экзистенциальному проживанию им своей жизни. Редкая удача для молодого режиссера – привезти на фестиваль сразу два своих спектакля из разных театров, это удалось сделать Сергею Тонышеву, чья «Моя жизнь» (МХТ) завершала фестиваль.
Особняком стоит спектакль «Медведь. Предложение», созданный неслышащими актерами из Российской специализированной академии искусств (Москва). Студенты театрального факультета под руководством Владимира Сажина играют этот спектакль на жестовом языке с переводом.
Программа этого года была дополнена рубрикой «Чехов плюс» со сменяющейся ежегодно фигурой. В этом году этим плюсом к Чехову стал по очевидным юбилейным причинам Александр Островский. Вторая часть фестиваля была составлена из спектаклей по его пьесам – «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Серпуховского театра, «Трудовой хлеб» Школы драматического искусства, «Не все коту масленица» Вологодского драматического театра имени А.Н. Островского, «Бальзаминов» пермского театра «У Моста» и «Вещь» (по «Бесприданнице») театра «Суббота».
Фото Владимира Луповского
Анастасия Ильина — студентка театроведческого факультета ГИТИСа. По первому образованию культуролог, историк культуры (Российский государственный гуманитарный университет, также окончила в РГГУ магистратуру). С 2010 года регулярно работает в различных театрах Москвы (Театр.doc, Театр им. Пушкина) и на фестивалях («Золотая Маска», «Территория», «Маленькая премьера», «Большая перемена», «Текстура» и др). Драматург, автор статей о театре, рецензий, интервью с актерами, режиссерами в различных электронных СМИ. Участница различных мастер-классов и лабораторий. Соавтор спектакля-экскурсии «Самара — Родина слонов» в Самаре (совместная работа с режиссером Н. Берманом).
XXIII театральный фестиваль «Мелиховская весна»
С 19 по 28 мая в подмосковной усадьбе Антона Павловича Чехова, а ныне музее-заповеднике «Мелихово», проходил XXIII театральный фестиваль «Мелиховская весна», собравший спектакли из двенадцати городов России. Программа фестиваля выглядит географически сбалансированной: примерно треть спектаклей из регионов (Нижний Новгород, Севастополь, Пермь, Владимир, Рязань, Воркута и Вологда), часть из столичных театров (МХТ имени А.П. Чехова, Театр Мастерских, Московский областной театр кукол, Школа драматического искусства, питерские «ЦЕХЪ Театр» и «Суббота») и еще часть из театров Подмосковья, таких как театр «ФЭСТ» (Мытищи), Истринский драматический театр и Серпуховской музыкально-драматический театр.
Живописное Мелихово – место, обладающее особой атмосферой. Смотреть спектакль по пьесе «Чайка» в тридцати метрах от того самого флигеля, где она была написана – особое театральное удовольствие и уникальный опыт, которого больше нигде не получишь. Торжественное открытие проходило на собранной на поляне открытой сцене, которая появилась у фестиваля впервые. Константин Хабенский, с этого года являющийся художественным руководителем форума, сказал несколько слов об исторической связи МХТ и Мелихова, о традициях совместной работы, которые должны быть продолжены и восстановлены, и о новых возможностях, открывающих перспективу плотного сотрудничества двух знаковых для Чехова мест. После его речи на сцену стремительно ворвались трое молодых актеров-мхатовцев в черных футболках с фирменной надписью «Верю» и портретом Станиславского на спине — в интерактивном формате, вовлекая зрителей, они вспоминали и отчасти пересказывали сюжет «Чайки», разыгрывая некоторые эпизоды пьесы. Этот прием работы со зрителем вместе с актуализацией окружающего пространства, названный «Ландшафтным театром» и практикующийся актерами МХТ уже не впервые, вызвал неоднозначную реакцию зрителей старшего поколения, однако явно «зашел» молодой аудитории фестиваля.
Открывал фестиваль спектакль «хозяина площадки», театра «Чеховская студия», с названием «Руководство для желающих жениться». Это был альманах из нескольких рассказов. Режиссер Кирилл Лоскутов давно работает с этим коллективом в его «театральном дворе» - бревенчатой избе, построенной на территории музея-заповедника несколько лет назад специально для нужд театра. Ныне эта театральная изба стала «малой сценой» фестиваля, в то время как все спектакли крупной формы были перенесены на открытую большую сцену.
Традиционную тематическую нишу «вокруг Чехова» в этом году заняли два очень разных по способу работы с биографическим материалом спектакля. Первый — студенческая работа мастерской Сергея Черкасского из РГИСИ «Антоновки» – камерный спектакль о женщинах, влюбленных в писателя, с бережным отношением к эпохе и документам, где предметный мир музейно точен: лампа с абажуром, платья с кружевами и сам Антон Павлович на сцене в пенсне и за пишущей машинкой. Режиссер Виталий Любский работал с дневниками, письмами и фотографиями, в том числе таких известных «антоновок», как переводчица Татьяна Щепкина-Куперник, описавшая в деталях поездки в Мелихово.
Совсем в ином ключе сделан второй спектакль — «Сахалин» Владимирского драматического театра, который рассказывал о трудной поездке Чехова на каторжный остров в попытке понять мотивы писателя и ответить на проклятые вопросы русской истории. Режиссер Владимир Кузнецов экспериментировал здесь в плоскости физического театра, а также создавал уникальную звуковую среду спектакля с помощью работы с предметами (звучащие чаши, варган и т.д.). Текст отошёл на второй план.
На фестивале можно было увидеть и несколько вполне традиционных спектаклей – были показаны две «Чайки» (Нижегородского ТЮЗа и Истринского драматического театра), а также «Вишневый сад» театра «ФЭСТ», который размещался на третьей дополнительной площадке фестиваля – сцене Серпуховского театра, находящегося в нескольких десятках километров от Мелихова. Сцена-коробка понадобилась некоторым постановкам отчасти из-за световых решений, которые было невозможно реализовать под открытым небом — темнеет в мае не так рано и добиться полного затемнения просто невозможно.
Организаторы, как могли, позаботились о своих зрителях – над трибуной с местами была выстроена крыша, что бывает отнюдь не всегда на таких показах, всем желающим выдавали пледы, которые, однако, не уберегали их от зябкого чувства майской вечерней прохлады. Сидя в пуховичке и накинутом сверху пледике, нельзя было не вспоминать слова Епиходова: «не могу одобрить нашего климата».
Были и две постановки для детской аудитории: «Каштанка» Севастопольского ТЮЗа для младших школьников и «Человек в футляре» Московского областного театра кукол для подростков. «Каштанка» режиссера Ивана Пачина – спектакль большой формы, в котором сюжет рассказа был дополнен (в компании животных, к которым попадает главная героиня, появилась бабочка), но местами и редуцирован в угоду тезису: «мы ставим для маленьких детей, им должно быть наглядно и понятно». «Человек в футляре» режиссера Анны Коонен – камерный спектакль театра кукол, где работа с прозой идет на качественно ином уровне: через детализацию окружающей среды и взаимодействие актеров с предметами.
Среди спектаклей молодых и не академических коллективов в афише этого года можно выделить «Так возможно, так близко…» петербургского ЦЕХЪ театра (режиссеры Александра Мамкаева и Виктор Бугаков) - спектакль, соединивший в единую композицию несколько рассказов о мимолетности счастья, сыгранный легко и изящно в камерном пространстве театрального двора, а также «Цветы запоздалые» режиссера Сергея Тонышева, Театр Мастерских (Москва), где все актеры с выбеленными лицами существуют в гротесковой реальности и играют в фарсовой манере. Обе постановки объединены интимной интонацией, интересом к судьбе заурядного героя, к повседневному существованию и экзистенциальному проживанию им своей жизни. Редкая удача для молодого режиссера – привезти на фестиваль сразу два своих спектакля из разных театров, это удалось сделать Сергею Тонышеву, чья «Моя жизнь» (МХТ) завершала фестиваль.
Особняком стоит спектакль «Медведь. Предложение», созданный неслышащими актерами из Российской специализированной академии искусств (Москва). Студенты театрального факультета под руководством Владимира Сажина играют этот спектакль на жестовом языке с переводом.
Программа этого года была дополнена рубрикой «Чехов плюс» со сменяющейся ежегодно фигурой. В этом году этим плюсом к Чехову стал по очевидным юбилейным причинам Александр Островский. Вторая часть фестиваля была составлена из спектаклей по его пьесам – «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Серпуховского театра, «Трудовой хлеб» Школы драматического искусства, «Не все коту масленица» Вологодского драматического театра имени А.Н. Островского, «Бальзаминов» пермского театра «У Моста» и «Вещь» (по «Бесприданнице») театра «Суббота».
Фото Владимира Луповского
Анастасия Ильина — студентка театроведческого факультета ГИТИСа. По первому образованию культуролог, историк культуры (Российский государственный гуманитарный университет, также окончила в РГГУ магистратуру). С 2010 года регулярно работает в различных театрах Москвы (Театр.doc, Театр им. Пушкина) и на фестивалях («Золотая Маска», «Территория», «Маленькая премьера», «Большая перемена», «Текстура» и др). Драматург, автор статей о театре, рецензий, интервью с актерами, режиссерами в различных электронных СМИ. Участница различных мастер-классов и лабораторий. Соавтор спектакля-экскурсии «Самара — Родина слонов» в Самаре (совместная работа с режиссером Н. Берманом).
29.06.2023
Другие новости
Объявлены участники конкурса оперных певцов «Голоса над Волгой» в категории «Высшие учебные заведения»
Отбор прошли 28 студентов из России и Китая
06.09.2024
День рождения Владимира Гальченко
Сегодня отмечает день рождения Народный артист РФ, Секретарь СТД РФ, Председатель Самарского регионального отделения СТД РФ Владимир Александрович Гальченко
05.09.2024
Заканчивается прием заявок на фестиваль моноспектаклей «МОНОfest»
Анкеты принимаются до 10 сентября
04.09.2024
В рамках программы Центра поддержки русского театра за рубежом прошли тренинги для артистов Могилевского театра кукол
Авторской техникой с могилевскими артистами делилась Ольга Владимировна Штырляева
04.09.2024