Наталия Корниенко
«Адвокат дьявола» по роману Эндрю Найдермана, реж. Сергей Малихов, Молодежный театр «3Д», Курск
Специфика курского молодежного театра «3Д» в том, что его главный режиссёр и хореограф Сергей Малихов не имеет режиссерского образования, актёры – актёрского, композитор Игорь Кулька – музыкального. Несмотря на это, весь коллектив театра проделывает колоссальную работу под девизом «Театр существует для того, чтобы доказать: главное – желание!» И действительно: за последние несколько лет «3Д» приобрел огромную популярность среди курского зрителя. На спектаклях – аншлаги, все билеты на три месяца вперед распродаются едва ли не за день. Именно поэтому на спектакль «Адвокат дьявола» по одноименному роману Эндрю Найдермана (это первая, кстати, постановка «Адвоката дьявола» на сцене в России!) удалось попасть – и то по чистой случайности – лишь через полгода после его премьерного показа.
Амбициозный и тщеславный адвокат Кевин Тейлор, защищающий настоящих подонков и способный выиграть любое дело, получает выгодное предложение от крупной нью-йоркской юридической компании. Этот сюжет знаком тем, кто смотрел «Адвоката дьявола» с Киану Ривзом и Аль Пачино в главных ролях (режиссер Тейлор Хэкфорд).
Действие начинается очень динамично (таковым оно будет оставаться до самого конца): в зрительный зал вбегают актеры, мерцают вспышки камер, раздаются возгласы, множество «журналистов» и «юристов» быстро перемещаются по залу – зритель сам будто бы становится свидетелем скандального судебного процесса. Гаснет свет, и на сцене происходит самоубийство адвоката Ричарда Джеффи – «предшественника» Тейлора.
После этого зрителей знакомят с главными героями, находящимися на очередном судебном заседании. На нем Кевин Тейлор (Игорь Кулька) блестяще оправдывает подозреваемую в деле о педофилии. И именно после этой сцены Тейлора приглашают в нью-йоркскую компанию Джона Милтона (Артём Акопов), и главный герой, соглашаясь работать с Милтоном – олицетворением Сатаны, – по сути, заключает сделку с
дьяволом. После этой завязки зритель наблюдает за тем, как Кевин постепенно впадает в тот или иной порок.
По ходу действия в разных сценах обыгрывается образ яблока, очевидно, символизирующего первородный грех: на столе в компании Милтона лежат в вазочке запретные плоды; когда Тейлор соглашается на предложение Джона Милтона, второй угощает его яблоком. Сами человеческие пороки в спектакле «выделены» белым цветом: актеры, танцующие во время совершения Кевином греха, одеты в белые блестящие костюмы; соседки Тейлоров носят белые платья; жена Кевина Мериам после переезда в Нью-Йорк и знакомства с Милтоном и женщинами из его общества также начинает носить белую одежду – это все словно бы призвано внушить зрителю, что грех привлекателен, и сломать возможные зрительские ожидания (ведь белый цвет обычно символизирует чистоту, а не порок).
В спектакле также есть интермедии, в которых Кевином совершается тот или иной грех. Эти миниатюры сопровождаются музыкой, напоминающей
пение сирен. На фоне завораживающих танцев и музыки звучат также тексты из Библии, которые словно бы «подсказывают» зрителю, как не впасть в грех и не стать похожим на главного героя «Адвоката дьявола». В пластических миниатюрах на сцене изображается тот или иной порок: гордыня, похоть, уныние. Грехи буквально «оживают». Говорят, что глаза – зеркало души, и, вероятно, потому, что пороки бездушны, они в постановке лишены зрения (у актеров, участвующих в интермедиях, в глазах – белые линзы, и это выглядит поистине устрашающе!). Кроме того, в спектакле наглядно показано, что, совершая каждый из смертных грехов, человек опускается до уровня животного. Именно поэтому тщеславие, например, в интермедиях сравнивается с павлином, уныние – с черепахой, праздность – со свиньей, похоть – со змеей, гнев – со львом. Для воплощения этих образов использована хореография: актеры, будто сливаясь в одно целое, выстраиваются в огромные фигуры животных. Тот
случай, когда слова становятся бессильны. Всё может передать лишь язык тела.
В «3Д» любят сближение с самим зрителем: актеры во многих спектаклях театра ломают «четвёртую стену», и «Адвокат дьявола» не исключение. Тейлор обращается к зрительному залу, когда рассказывает все, что с ним произошло (отчасти напоминает «исповедь» Гумберта перед читателем в «Лолите» Набокова). Зрители спектакля выступают в роли присяжных заседателей, которые и выносят Кевину приговор. Над Тейлором начинается суд, и он решает сам выступать в роли своего адвоката. И когда герою предстоит выиграть или проиграть главное дело в своей жизни – оправдать себя или признать виновным, – последнее слово остается за зрителями. Именно они должны принять решение, виновен герой или нет, поднять руки.
По воле режиссера финал спектакля изменен. Кевин Тейлор раскаивается в своих пороках и поступках и все-таки не решается на еще один грех – самоубийство. Герою дается еще один шанс: Тейлор еще может встать на верный путь... Однако, у спектакля открытый финал: каждый из присутствующих в зале сам решает, какой выбор сделал Кевин в конце концов.
Фото Якова Поспехова и Киры Ковалёвой.
Наталия Корниенко родилась в 2006 году в городе Курске. Занимается литературоведением. Принимала участие во многих литературных конкурсах разного уровня, в том числе в заключительном этапе Всероссийской олимпиаде школьников (ВСОШ) – самом масштабном и престижном соревновании среди школьников России.
30.10.2023
Другие новости
Саратовский ТЮЗ приглашает принять участие в лаборатории «Планшет»
К участию приглашаются молодые режиссеры в возрасте до 40 лет включительно
05.12.2024
Названы лауреаты специальных премий «Золотая Маска» по итогам сезона 2023-2024
Почетными лауреатами признаны 12 выдающихся театральных деятелей и два губернатора
05.12.2024
«Театральное ПТУ v. 13.0» начало свою работу в центре «На Страстном»
В проекте принимают участие 20 технических специалистов из российских театров
05.12.2024
О церемонии вручения премии Председателя и Сопредседателя СТД РФ
4 декабря в Московском театре «Современник» состоялось вручение премий Председателя и Сопредседателя Союза театральных деятелей России
04.12.2024