Проект «Выездная школа» появился в 2023 году и тогда был посвящен юбилею Московского Художественного Театра. В этом году Союз театральных деятелей Российской Федерации присоединился к празднованию 200-летия со дня основания Исторической сцены Государственного академического Малого театра России. Проект «Выездная Школа Малого театра» состоялся с 29 сентября по 5 октября 2024 года в Доме творчества «Актер» в Рузе. Участниками Школы стали 36 молодых актеров из региональных театров России, которые успешно прошли конкурсный отбор.
В программе Школы были мастер-классы от выдающихся деятелей современного театра и прямых продолжателей Школы Малого театра, творческие встречи, занятия по мастерству актера, сценической речи и сценическому движению, а также разбор и репетиции пьесы А. Н. Островского «Гроза».
На открытии «Выездной школы» заведующая Кабинетом драматических и национальных театров СТД РФ Марина Михайловна Корчак поприветствовала участников и педагогов, и был показан дебютный игровой фильм киностудии Малого театра – «Реальные места вымышленных героев». Кинокартину представил режиссер фильма – Денис Бродский. Фильм появился в прошлом году к 200-летию «русского Шекспира». Интересная особенность этой картины заключается в том, что персонажи пьес Александра Николаевича Островского показаны именно в тех местах, о которых писал автор.
Еще одним мероприятием первого дня Школы стала творческая встреча с народным артистом России, актером Государственного академического Малого театра России Глебом Валерьевичем Подгородинским. Артист поделился с участниками рассказом о своей творческой деятельности. Отвечая на вопросы слушателей, Глеб Валерьевич дал советы насчет актерской профессии, служения в театре и работы над ролью. Актер поделился личным опытом, рассказав какие «ритуалы» являются привычными для него перед спектаклем и после, до какой степени возможно отождествление с героем на сцене и как «выходить» из найденного образа. В дополнение к творческой беседе участникам было дано задание – обратиться к отрывкам из драматургии А. П. Чехова. Следующая встреча была посвящена практике: актеры показали этюды, продемонстрировав совершенно различные методы работы над материалом. Глеб Валерьевич отнесся с большим вниманием к каждой работе. Так начался плодотворный и увлекательный процесс взаимодействия участников с деятелями Малого театра.
Практические встречи по Чехову органично перешли в тренинги от ведущих педагогов театрального училища имени М. С. Щепкина. Александр Кульков – актер театра и кино, заведующий кафедрой пластического воспитания, и Алексей Русол – старший преподаватель кафедры сценической речи, – провели ряд практических занятий по сценическому движению и сценической речи. Упражнения были направлены на сброс мышечного и психологического напряжения, освобождение от зажимов, на осознание тела в пространстве, соединение «физического» и «психического». Во время этих встреч участники-актеры проявили заинтересованность, инициативность, готовность к работе.
Здесь хочется обратиться к основной идее «Выездной Школы». По сути, то, чем занимались первые дни участники, — основа любого театрального института. Но как по-новому зазвучали эти «инструменты», знакомые каждому. Через повторение простых упражнений актеры утвердились в их необходимости для профессии.
В этом смысле были особенными и встречи с народной артисткой России Светланой Геннадьевной Амановой. Простая читка пьесы Островского «Бешеные деньги» превратилась в истинную сцену из спектакля. Актриса с большим удовольствием примерила на себя роль Лидии Юрьевны, приняв в игру предложения актеров. И основой этих встреч стала мысль, что настоящему артисту необходимо уметь работать самостоятельно. Будь то роль третьего плана или первого – очень важно постоянно возвращаться к тексту материала, уметь задавать себе вопросы и на них отвечать, искать игру в предлагаемых автором обстоятельствах, слышать и видеть уже заложенный в пьесе Театр. Участникам посчастливилось встретиться со Светланой Геннадьевной «на театральных подмостках» репетиционного зала Рузы. Справедливо вспомнить о том, что театр возникает там, где ему вздумается, и в этом смысле бесконечно важна актерская работа. Условия меняются, но неизменным остается содержание, возникающее посредством кропотливого труда исполнителей.
Еще об одном важном актерском качестве говорил с участниками Школы актер Малого театра Игорь Петренко. Так получилось, что встреча была посвящена больше киноискусству, нежели театру. Это неудивительно: Игорь Петрович – востребованный киноактер. Он поделился с участниками собственным опытом, подчеркнув особенность формата «короткой дистанции». Способность быстро реагировать на постоянные изменения в намеченном плане работы, умение взаимодействовать с людьми малознакомыми, быстро принимать решения и быть готовым к неожиданным условиям – вот качества, необходимые для актерского становления. Игорь Петренко озвучил важную мысль, что, несмотря на 200-летие основного здания Малого театра, в нем и по сей день находится место для экспериментов.
Беседа с народным артистом РФ Александром Домогаровым была наиболее диалогична. Актеру задавали много вопросов. Разговор шел о работе над ролями (особенно над ролью Ричарда III), о съемочном процессе, о проблеме актерского выбора. Александр Юрьевич в подробностях делился впечатлениями от работы над образом Александра Вертинского, которого ему предстоит исполнить в предстоящем музыкально-драматическом спектакле. Актер погрузился в удивительную судьбу этого человека, заключив, что необходимо всегда делать попытки преобразования сложных обстоятельств в инструмент профессионального роста. Важно быть жадным до ошибок! Они необходимы для развития на собственном творческом пути. Самому Александру Юрьевичу в этом смысле очень повезло – рядом всегда были мастера, которые чутко его направляли. Александр Домогаров подчеркнул важность встреч с мастерами, пожелал, чтобы у участников в жизни было их как можно больше. Говорили и о необходимости самозабвенной вовлеченности. Над какой бы ролью ни велась работа, целостное присутствие очень важно для творческого становления. Овладение навыками для самостоятельной работы – одна из главных задач, стоящих перед актёрами, особенно во время режиссёрского театра.
Встреча с народным артистом Владимиром Носиком сочетала в себе как творческую беседу, так и «практическую» часть – актер подтверждал сказанное примерами из личного опыта, даже показал несколько этюдов. Начиная с рассказа о собственном творческом пути, Владимир Бенедиктович негласно определил вектор дальнейшего разговора – опыт создания актером органичного и правдивого образа. В этом смысле особенно важна мысль о «тоне» театра. Когда, будучи молодым человеком, Владимир Носик только пришел в Малый театр, он стремился услышать тон, в котором впоследствии ему и предстояло творчески существовать. Вопросу «тональности роли», «тону исполнения» многие свои труды посвятил К. С. Станиславский, который является прямым наследником М. С. Щепкина – одной из самых важных фигур истории русского театра. «Звучание» Малого театра во многом определило направление дальнейшей работы и для Владимира Носика. Теме последовательного «узнавания героя» при создании роли было уделено особое внимание. Здесь возникает знакомая участникам с первого дня Школы мысль о необходимости самостоятельной работы над материалом. Внутренняя жизнь героя порождает внешние изменения, проявляющиеся в походке, гриме, жестах и творческом самочувствии актера. Владимир Бенедиктович продемонстрировал, как одна лишь интонация может изменить все содержание сцены и звучание роли. В понимании подобных вещей и заключается актерское мастерство.
Также в заключительные дни работы Школы состоялась творческая встреча с главным режиссером Малого театра Алексеем Дубровским. Встреча подвела итог всем творческим беседам Школы. Это напомнило актерам и о главной цели их участия – соприкосновение со школой, существующей более 200 лет. Режиссер осветил главные вехи истории русского театра, проведя прямую параллель с современным театральным процессом. Алексей Владимирович попросил каждого представиться и назвать театр, в котором служит участник. Возникла поразительно широкая география – актеры собрались буквально со всех уголков России. Диалог получился крайне увлекательным.
Кульминацией работы Школы стал показ «наработок» по пьесе А. Н. Островского «Гроза» под руководством актера и режиссера Малого театра Станислава Сошникова. Условия работы были, говоря откровенно, специфическими, ведь за совсем непродолжительный срок совершенно незнакомым людям предстояло провести совместную работу над непростым материалом. Перед участниками возник целый ряд задач – знакомство, взаимодействие, сотворчество, самостоятельный разбор, импровизация. Несмотря на то, что вся работа происходила под чутким руководством Станислава Глебовича, она имела более самостоятельный характер. Режиссер увлекался предложениями артистов, исходил из их актерской и человеческой природы, не заваливая их собственными концепциями, представлениями «от ума».
Работа получилась вовсе не «линейной»: читка, распределение ролей, репетиция, мизансценирование, показ. Времени для такого привычного следования было катастрофически мало, необходимо было занять всех участников, которых почти втрое больше, чем героев в пьесе. Пришлось искать иной метод. Оттого в показе было больше неожиданных моментов, остался простор для живого, порой импровизационного существования. К тому же, было решено объединить отрывки в общую, так называемую, «фантазию» на тему «Грозы», названной режиссером Станиславом Сошниковым так – «Предчувствие замысла. А. Н. Островский. Гроза».
После показа мини-спектакля, который длился 50 минут, выступил ректор Щепкинского театрального училища, профессор, заслуженный деятель искусств России Борис Николаевич Любимов. Он высоко оценил показ, отметил целый ряд актерских работ, а также смелое использование пространства (некоторые сцены были вынесены за пределы зала и игрались на террасе или на улице – зритель мог наблюдать за этим сквозь окна). Самой важной составляющей работы оказалась ансамблевость, которой порой не хватает даже в труппах больших театров. Актеры подхватывали друг друга, старались поддерживать единую «тональность» исполнения. На показе присутствовал и главный режиссер Малого театра Алексей Дубровский, который полностью разделил положительные впечатления Бориса Николаевича. Каждый сетовал, что не имел возможности видеть участников на сцене их региональных театров. Борис Николаевич и Алексей Владимирович попросили передать личную благодарность руководителям театров, в которых служат актеры.
В продолжение беседы все участники «Выездной Школы» имели возможность задать интересующие вопросы. Были подняты темы взаимодействия театроведческой науки, театральной критики и живого современного театра. Многие участники поделились своим опытом обсуждений спектаклей вместе с театральными критиками и тем, насколько важным является такой «взгляд со стороны» для дальнейшей жизни спектакля.
Удивительно и в то же время естественно – все приглашенные артисты, деятели Малого театра вели диалог с участниками, опираясь на одни и те же «прописные истины». Это говорит об актерской верности и трепетном отношении к школе, которая, очевидно, представляется необходимой актерам разных поколений. Ни с чем несравним театр – работа объединила людей совершенно различных, встреча которых не была бы возможной в обычной жизни. Интересно было каждому, вне зависимости от опыта, возраста и списка сыгранных ролей.
Авторы текста: Любовь Адмаева, Аглая Тюнина (театроведческий факультет Российского института театрального искусства – ГИТИС, 4 курс, мастерская А. Бартошевича)
Запись спектакля «Предчувствие замысла. А. Н. Островский. Гроза» в постановке Станислава Сошникова:
Фотогалерея «Выездной школы Малого театра» в разделе «Фото» в сообществе во Вконтакте.
Фото: Александр Беланов
Видеоролики о том, как проходила «Выездная школа», смотрите в «Клипах» во Вконтакте.
Видео: Иван Феоктистов