Театровед Ирина Винтерле делится в «Блоге критиков» впечатлениями о I фестивале «Волков. Подмостки» в Ярославле.
Вечерний трамвай везет по Ярославлю пассажиров в наушниках: из привычного маршрута и чужих историй складывается спектакль. В городской ротонде на набережной Лариса Огудалова объясняется с Карандышевым, а Гамлет у стен Дома актера бросает упреки в лицо Гертруде. В популярном баре не только наливают, но и разыгрывают сюжет о четырех финских парнях, которые решили создать рок-группу. Посреди старинных стен городского музея-заповедника танцуют под балканские мотивы. В десяти минутах ходьбы оттуда – двор, где два друга тщетно блуждают в поисках сигарет, и почти в то же самое время на ткацкой фабрике оживают воспоминания ее работниц. Театр is all around – он вокруг, повсюду, кажется, куда ни поверни – навстречу выйдет герой пьесы, утянет за собой в бродилку или квест. Так I фестиваль «Волков. Подмостки» превратил город в сцену: 15 событий за два выходных, и почти все, за небольшими исключениями, – в нетеатральных пространствах.
Фестиваль организовала компания «Волга-групп» в партнерстве с Театром имени Федора Волкова при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Охватить программу полностью один человек физически не смог бы, насколько насыщенной она оказалась: помимо показов, в саду Музея истории города оба дня эксперты – театроведы и режиссеры – рассказывали о сайт-специфик театре, делились опытом и примерами, «как это работает» в разных городах. С одной стороны, для самых заядлых театральных зрителей, кто привык не пропускать ни одного события, принципиальная невозможность увидеть «вообще все» досадна. С другой – в масштабе и размахе ощущается идея: театра всегда больше, чем твоих персональных зрительских возможностей.
А потому зрительское соучастие начиналось еще на этапе выбора спектаклей: то, какие маршруты и локации ты выберешь, и определит «лицо» фестиваля лично для тебя, и сформирует персональный образ города. В программе «Волков. Подмостки» несколько акцентов: первый – сайт-специфик, эксперименты с пространством, причем как по созданию новых спектаклей специально для фестиваля, так и по «вписыванию» гостей из других городов в ярославские локации. Второй акцент – разговор о самом Ярославле, желание организаторов сделать город не только площадкой для высказываний, но и их объектом.
Одним из вариантов осмысления театра через город (и города – через театр) стал спектакль Сергея Карпова «Пятое измерение» – аудиовизуальное путешествие по произведениям мировой драматургии. Зрители вместе с проводником, молодым артистом Волковского театра Андреем Симонькиным (согласно сюжету спектакля – вместе с загадочным духом, принявшим облик молодого артиста), в экскурсионном автобусе перемещались от локации к локации, где их ждали героини классических текстов: Лариса Огудалова, Марина Мнишек, Гертруда, Джульетта. Как в игре-квесте, чтобы «пройти» точку, зрители должны были понять, кто перед ними, а после актер-«проводник» играл с партнершей сцену из соответствующей пьесы. Связь с историей города авторы спектакля прочерчивали даже там, где это, на первый взгляд, не было очевидным. Так, сцена из «Ромео и Джульетты» была разыграна под балконом особняка Собиновых: уроженец Ярославля, знаменитый тенор Леонид Собинов исполнял партию Ромео в опере Шарля Гуно.
Спектакль в трамвае «Двери открываются» создал главный режиссер Казанского ТЮЗа Радион Букаев вместе с командой Волковского театра. Для режиссера это уже не первый опыт – аналогичные его спектакли идут в Казани и Калининграде. Ярославский проект создавался специально к фестивалю, но с прицелом на постоянную «репертуарную» жизнь.
Специальный рейс в трамвае – наверное, самом романтичном виде городского транспорта – дает зрителям возможность узнать Ярославль с непарадной, но лирической стороны. Маршрут № 1 проходит в стороне от исторического центра, через кварталы с типовой застройкой, на его пути – школы, парки, жилые пятиэтажки, магазины – то, из чего состоит повседневность. Проезжая сквозь эту «декорацию», зрители в наушниках слышат историю, поначалу похожую на анекдот: в трамвае просыпается молодой человек со старомодным именем Нестор и не сразу вспоминает, как здесь оказался. А дальше из разговоров рождаются образы – людей и города, который иногда становится не только местом жительства, но и судьбой.
Еще один спектакль, исследующий прошлое и память Ярославля, – документальная работа Сони Кожуховой «Строчка». В его основе – воспоминания работниц фабрики «Красный перекоп», собранные Юлией Кривцовой и Лорой Непочатовой в книге «Фабричный круг. Память места». Первая часть спектакля – небольшая экскурсия по музею-фабрике, вторая – монологи девушек-работниц, их сыграли актрисы Волковского театра и Ярославского ТЮЗа: Алена Башмакова, Ольга Джабраилова, Елена Зуборенко, Маргарита Провоторова, Анастасия Савкина.
В гулком, почти пустом помещении с несколькими табуретками и большим алым транспарантом девочки рассказывают нехитрые истории: кого и как жизнь определила на фабрику в военные и послевоенные годы. Про небольшое счастье – вроде танцев в выходной, про «мужскую» работу в женских руках, про надпись на транспаранте «Молодец, Валя!» Кто-то сделал ее на заборе фабрики, когда одна из бывших работниц прославилась на весь мир, став первой женщиной-космонавтом. Статные красавицы в простых платьях и косынках – Золушки, которым не суждено стать принцессами, времена не те. Режиссер вместе с актрисами нашли точные интонации для воспоминаний: без пафоса, ложного оптимизма или надрыва, с азартом – порой горьким, они рассказывают «как все было», точнее – как это было в их памяти, доверяя оценку зрителю.
Спектакль, совсем не заходящий на территорию сайт-специфика, но полностью посвященный городу, «Я – Ярославль» сделан в жанре «театра горожан» (автор сценария и режиссер спектакля Дина Сафина, автор видео, композитор и режиссер монтажа художественного контента Регина Рокитянская). В названии – не только игра слов, но и суть: каждый герой рассказывал о себе в контексте города, соединяя биографию с ним. Бариста из местной кофейни, художница, расписывающая храмы, танцор, старшеклассник – кто-то находил точки соприкосновения через профессию, кто-то – через хобби. Для неярославцев спектакль открывал лицо города порой с неожиданной стороны. Например, вопросом к участникам спектакля: «У вас есть нелюбимый храм в Ярославле?» И у людей действительно был ответ на него, как если бы спросили про нелюбимую еду. Правдиво это ощущение или нет, иногороднему понять трудно, но кажется, что храмы здесь – не только про религию, но еще и про какую-то очень важную для всех, вне зависимости от веры, часть городской культуры.
Если ярославские премьеры создавались с учетом пространства, то гостей города организаторы «вписывали» в местные локации, причем для некоторых спектаклей родные сцены – вполне традиционные «коробки». Так, танцевальный спектакль «Всюду жизнь» Егора Дружинина на фестивале оказался в центре городского музея-заповедника. Под открытым небом история о жизни условной балканской деревни после войны стала совсем «народной»: мир маленького поселения будто разомкнулся, включая в себя и зрителей тоже. На показе, не скованном формальностью театрального зала, энергия жизнелюбия со сцены ощущалась разновидностью стихии, вроде ветра или дождя. Сила жизни сильнее всего – бедствий, одиночества, в какой-то момент – сильнее смерти. В трагикомической сцене похорон деда-партизана герои не могут чинно усидеть на табуретах, постоянно сбиваясь сначала в танец, а потом и вовсе в игру «займи стул» под руководством вдовы, которая только что была безутешна. Эпизод закономерно заканчивается «воскрешением» героя, в этих условиях – вовсе не непредсказуемым.
Театральное объединение «Куль» из Санкт-Петербурга играет спектакли в баре – у них есть свой небольшой, но стабильный репертуар по текстам современной прозы. На фестиваль «Куль» привез «НеЛиверпульскую четверку», спектакль Анастасии Лепинской по роману Микаеля Ниеми «Популярная музыка из Виттулы». Сюжет о ребятах из финской глубинки, которые под впечатлением от «Битлз» решили создать собственный ансамбль, в обстановке бара обретает особое обаяние разговора «по душам». Максим Яковлев, Леонид Зябкин, Александр Богомолов и Роман Никитин разыгрывают историю взрослеющих мальчишек с увлечением и самоотдачей, подключая к процессу зрителей. Стать участником соревнования по распитию спиртных напитков, побыть учеником на уроке музыки, оказаться гостем на финско-шведской свадьбе – легко, и так же легко по ходу спектакля вспоминать собственную юность, с ее мечтами и нелепыми приключениями, над которыми так хорошо смеяться в баре спустя много лет. Поскольку сюжет крутится вокруг музыки, инструменты становятся естественной частью сценографии. Так, например, две гитары превращаются в раскинутые крылья самолета. Но, каким бы веселым ни был вечер в баре, рано или поздно наступает время расходиться и возвращаться во взрослую жизнь. А в ней рок-звездами стали далеко не все мальчишки, вдохновенно сжимавшие гитары в руках, и перед мажорным аккордом финальной песни спектакль выходит на грустную и серьезную тему утраченных по пути взросления иллюзий.
Во дворе мукомольного завода проект Л.А.К из Саратова играл пьесу Константина Стешика «Друг мой». Формат постановки – моноспектакль (актер и режиссер Алексей Усов), так что никто из зрителей до конца не мог быть уверен, существует ли Друг на самом деле, либо он только плод фантазии рассказчика. Выход на улицу и помещение героя в реальный бытовой мир с балконами, подъездом, домофоном помог вывести на первый план сам текст, обострил и его юмор, и его абсурд. Контрапунктом к реалистичности стали миниатюрные скамейка и игрушечная машина скорой помощи: мир спектакля отчасти вырос до настоящего двора и настоящего дома, отчасти сжался до игрушечных деталей, оставляя героя балансировать между реальностью и воображением.
А еще в программе был спектакль в машине московского театра «Эскизы в пространстве», выступление оркестра «Картонии», спектакли пермского Свободного театра современного танца, Театр сторителлинга Константина Кожевникова, театры «Циники» и «Трикстер» из Москвы, показ видеоспектакля «Охотинские. Мужской род», научный перформанс «Волшебный мир Васи Ложкина», интерактивный спектакль для детей «Купи слона», «Театр вне стен» из Саратова, аудиобродилка «Волков. Голос», спектакль-прогулка «Пешеходы» от Казанского ТЮЗа и торжественное закрытие – проект «Медиапоэзия» от главного режиссера Волковского театра Александра Созонова.
В городе-театре люди присматривались к пассажирам трамвая в мерцающих синих наушниках. Останавливались, дослушивая разговоры Гришки Отрепьева с Мариной Мнишек и Гамлета с Гертрудой. Обсуждали театр, спешили в театр, искали его во дворах и скверах или сталкивались с ним случайно. Легко предположить, что и через год эти люди будут ждать превращения города – на одни выходные – в театр.
Театровед Ирина Винтерле окончила аспирантуру филологического факультета Нижегородского университета (2013), кандидат филологических наук. Выпускница программы «Театроведение» в ВШДСИ имени Г. Г. Дадамяна. Сотрудник литературно-драматургической части нижегородского театра «Комедiя».
Фото предоставлены пресс-службой фестиваля