Рецензия Ирины Пекарской на спектакль «Маленький Эйольф» московского театра «Кто-studio». Автор – Генрик Ибсен, режиссер – Иван Судаков.
Театр «Кто-studio» создан по инициативе молодого режиссера Ивана Судакова в 2020 году. Свою идею коллектив сформулировал так: «изучение личности через документы, документов через красоту, красоты через личность». В постановках «Кто-studio» участвуют молодые артисты и студенты театральных вузов. В репертуаре коллектива есть, например, такие спектакли: документальный стендап о жизни Владимира Маяковского и твоей «Губы Маяковского», моноспектакль о жизни Фриды Кало в кубанском селе «Лида Кало», клоунада о любви к людям и ночи «Котлован» по мотивам Андрея Платонова и Виктора Цоя. В ближайшей перспективе ожидаются различные вариации на темы Шостаковича.
В июле в Есенин-центре «Кто-studio» представил психологическую драму по одноименной пьесе Генрика Ибсена «Маленький Эйольф», написанной в 1894 году. Исследователи нередко называют «Маленького Эйольфа» самой сложной пьесой норвежского автора, но это не испугало молодой коллектив. Тем более что она отвечает слогану театра: «Театр про тебя».
Текст Генрика Ибсена минималистичен: в нем нет ни одного лишнего слова, нет личностных характеристик, ничего, кроме легкого каркаса взаимоотношений героев. При этом стартовая ситуация – созависимые отношения и попытки стать счастливее через манипуляции с партнером, состояться через другого человека – через сына, жену. Неумение любить своего собственного ребенка, попытки сформулировать целую теорию ответственности перед человечеством, минуя личную практику, влюбленность сводных брата с сестрой друг в друга – все это не какие-то экзотические ситуации, а у Ибсена рядовые. Кто не прикрывал свои грехи поисками виноватых?
Иван Судаков создал спектакль точно по тексту, не добавив к нему ничего, даже музыки. Главные события здесь – личностные изменения героев. Через проговаривание, проживание, отрицание, конфликты происходит метаморфоза человека из небытия к жизни. Альфред Алмерс, муж Риты, в исполнении Сандро Чакветадзе – красивый, интеллектуально развитый молодой человек, который не видит противоречий в своих решениях. Как часто встречается: «мужчина-подарок». Он вдруг решает «научить» сына быть счастливым вопреки обстоятельствам – это он сам себе внушает мысль, что можно научиться быть счастливым. Он не привык давать себе отчет в своих поступках, зато научился строить воздушные замки. Альфред Сандро Чакветадзе печален, но при этом обаятелен, сдержанно сексуален и аристократичен.
В роли Риты Алмерс актриса Каталея Макеева. Она темпераментна и эмоциональна. В ней есть шарм, своеобразие – эдакая сумасшедшинка, когда вариант непредсказуемости выше среднестатистической нормы. Она сильно и глубоко проживает драму своей героини – ее путь от жизни одной лишь страстью к мужу к осознанию, что, обладая возможностями, она не сделала ничего стоящего, никому не помогла. Девушка не боится выглядеть смешной или непривлекательной. В одном из эпизодов она мнет и растягивает свое лицо как маску из латекса – это выглядит так, словно из героини выходят демоны. Или, учитывая национальный контекст, тролли. И это очень убедительно.
Импульсивная Рита, подарившая Альфреду «золотые горы» – возможность безбедного существования и занятий литературным творчеством, не так загружена интеллектуальными конструкциями и не создает надстроек, заменяющих жизнь. Она, посвятив себя мужу, с самого начала чувствовала, что между ней и Альфредом стоит препятствие. Отсюда ее дикая ревность и страх, что любое расставание ненадолго может привести к разлуке с мужем навсегда. В спектакле этот страх потери является тормозом для героини – человека потенциально сильного, способного жить самостоятельно.
Занятно, что Альфред и Аста, выбравшись из бедности (благодаря Рите), не испытывают сочувствия к беднякам. Алмерс советует Рите «снести поселок» как некое явление, нарушающее эстетическую гармонию места. Но Рита вдруг принимает решение помогать детям бедняков. Вот в чем ее главное богатство: способность к действию, чего нет в ее муже; она для него то самое подводное течение, которое несет в открытое море.
Аста Алмерс, сводная сестра Альфреда, в исполнении Таси Зубовой – милая девушка, гораздо более сдержанная, чем Рита. Словно держит королевский протокол. Несмотря на юность и внешнюю хрупкость, в актрисе есть и сила, и стержень, и эмоциональность. Ее героиня держит «оборону» своих кавалеров и противостоит своим собственным желаниям.
Вызывающий вопросы исследователей образ старухи-крысоловки в исполнении педагога и режиссера Александры Голиковой четко сбалансирован, не выдвигается вперед; ее существование определено отношением основных героев к ней. В растрепанных седых космах, светлых одеждах и пестро-полосатых вязаных носочках она немного комичная, но, пожалуй, не злая ведьма. Крысоловка здесь существует как фон или как те события, которые сначала кажутся неважными, а значение их становится понятным только спустя какое-то время. Кто такая эта крысоловка? Понятно, что это «родственница» Гамельнского крысолова, но в чем ее суть? Она отражает тайные темные желания людей? Ведьма? Несчастная женщина, пережившая обман? Она несет зло или добро? Впрочем, и сам малыш Эйольф (Анна Глаголева) на своих близких тоже оказывает странное воздействие, пугая и лишая естественности. Что интересно, и имя старухи-крысоловки – фру Варг, и имя мальчика – Эйольф, переводятся как «волк». В скандинавской мифологии у волка встречается функция охраны границы загробного мира. То есть эти два персонажа имеют прямое отношение к возмездию и судьбе.
Если старуха-крысоловка – тень тайных мыслей людей, то жених Асты инженер Боргхейм – пример постоянного движения, преобразования, улучшения мира. Инженер в исполнении Александра Хорунжего – прекрасный человек с горящим взором, молодой и энергичный. Остается надеяться, что Аста сможет оценить его здоровый подход к жизни и его самого.
Здесь, в отличие от удушающего прошлого в пьесах Жана Ануя или текстах Достоевского, есть шанс проживания горя потери ребенка как инициации. «Маленький Эйольф» в постановке Ивана Судакова – спектакль о проговаривании, проживании прошлого, о переоценке ценностей и о выходе из бесконечно не стабильного существования через осознание морального долга в жизнь. Это действие, возможно, по заявленному в пьесе «закону превращения», даст шанс и любви, и счастью. Театр здесь показал пример конструктивного диалога, общественного примирения, которых так не хватает в мире гаджетов, стандартов и прав тех, кто готов обижаться.
Драма «Маленький Эйольф» – актуальный и современный спектакль о человеке, о необходимости жить именно свою жизнь. Зритель, уставший от глобальных потрясений, в театре ищет самого себя.
Ирина Пекарская — театральный критик, член Союза театральных деятелей России
Фото Лизы Бут