Рецензия Анастасии Ильиной на спектакль «Вафельное сердце» воронежского «Нового театра». Режиссер и автор инсценировки Виктория Шаламова, художница Александра Тикунова, хореограф Мария Фролова.
В 2008 году в издательстве «Самокат» впервые на русском языке вышла книжка норвежской писательницы Марии Парр под названием «Вафельное сердце». С тех прошло почти двадцать лет, а книжка до сих пор остается хитом среди современной детской литературы, а новые спектакли по этой чудесной повести появляются чуть ли не каждый театральный сезон. Удивительно, но история маленьких Трилле и Лены, живущих в глухой норвежской деревеньке, стоящей в бухте Щепки-Матильды, так полюбилась юным зрителям, что далекое норвежское холодное море стало каким-то родным и близким, а все проказы и приключения так похожи у всех детей мира, на каком бы языке они не говорили.
Этой весной спектакль воронежского театра показывался в Московском Новом манеже в рамках проекта «Арт-платформа» среди лучших спектаклей для детей.
«Вафельное сердце» режиссера Виктории Шаламовой – это удивительно теплый, светлый, нежный, ламповый мир детства, воспроизведенный в запахах, звуках, фактурах и буквально тактильных ощущениях. Художница Александра Тикунова создала неповторимый мир бухты Щепки-Матильды, где сказочное сосуществует рядом с очень приземленным бытовым и понятным. Так, все герои этой истории носят костюмы с обязательным атрибутом – вещами крупной домашней вязки. Главный герой, мальчик Трилле (Ярослав Козлов) в самом начале спектакля, рассказывая про каждого героя этой истории и называя его, буквально наделяет, то есть надевает на каждого героя такой атрибут: своему любимому дедушке (Дамир Миркамило), «самому лучшему из взрослых», он надевает вязаную жилетку, своей маме (Виктории Шаламовой), знающей все о детских болезнях, – вязаный чепчик с завязками, своему папе (Антон Веклич), руководителю смешанного хора, работающему на пароме, – вязанный галстук, Бабе-тете, родной сестре своего деда (Олеся Галицына) – вязаный передник и огромные вязанные унты-валенки, а Исаку, местному врачу (Сергей Брыляков) – вязанную бабочку. Сам Трилле постоянно ходит в объемном вязаном шарфе, а его закадычная подружка Лена (Мария Конотоп) – в симпатичной вязанной шапочке с торчащими из нее в разные стороны хвостиками. Даже кофейные чашечки, висящие на крючках на стене дома, одеты в уютные вязанные фуфайки. Шерстяные вещи в сочетании с простыми полотняными рубахами, юбками и платками, создают атмосферу домашнего уюта, воспоминаний из детства, завязанных именно на тактильности, ведь у всех в детстве был шерстяной колючий шарф, шапка, валенки.
Этот уютный мир с приглушенными цветами становится сказочно-универсальным, дополняясь деревянными домиками-декорациями, с до боли знакомой каждому лавочкой под окошком и дверью с занавеской в проходе. Сказочность же художница с режиссером создают в тех эпизодах, где герои встречаются с чем-то таинственным и завораживающим. Так легенда о происхождении названия бухты Щепки-Матильды, которую рассказывает детям дед, превращается в историю о пиратском галеоне с помощью приемов театра теней, а история про Ноев ковчег, рассказанная детям в воскресной школе и превращенная ими в увлекательное приключение по затаскиванию зверей на дядин катер, строится через игру сценических масштабов. Взрослый актер, играющий Трилле, управляет огромными «руками» бога, свешивающимися со штанкета на сцену, делаясь на фоне их маленьким не просто метафорически, а физически.
Отдельного упоминания заслуживает работа хореографа Марии Фроловой – все герои спектакля удивительно пластичны, каждый персонаж обладает, помимо своей речевой и визуальной характеристики, еще и особым пластическим рисунком. Дед, надевая пояс от халата на голову так, что завязанный под носом узел и длинные свисающие концы превращают его в длинноусого сенсея, крадется как ниндзя и упруго прыгает как мячик. Мама девочки Лены (сама Мария Фролова), мечтающая стать балериной и бросившая карьеру ради дочки, то превращается в клоунессу, развлекающую детей на дне рождения неимоверными прыжками, ходящая по сцене колесом, то нежно переступает маленькими шажочками на пуантах в балетной пачке. Дети же постоянно прыгают, кувыркаются, неуклюже падают и в прямом смысле стоят на голове, выполняя умопомрачительные трюки, вроде балансирования на качелях-скейте или полета на санках. Самая трогательная сцена – момент смерти Бабы-тети. Актриса выходит на сцену с огромными матерчатыми крыльями ласточки, надетыми на руки как гигантские варежки по самые подмышки, и неуклюже крутится на месте в больших стоптанных валенках-унтах. Смерть Бабы-тети, когда она кружится на сцене и улетает словно птица в небеса, медленно уходя со сцены под плавный полет снежинок, навсегда остается в сердце еще и потому, что так метафорично и поэтично говорить с детьми о смерти со сцены мало кто отваживается. Через танец решены многие эпизоды – например сцена в горах, где Лена срывается с утеса, побежав вызволять овцу, или сцена общей радости от встречи всей семьи после возвращения с хорового слета. Слаженный и дружный ансамбль актеров превращается то в стадо овец, ползающих по склонам, а потом лихо отплясывающих лезгинку, чтобы зрители в этом эпизоде точно услышали и почувствовали музыку гор, то в эту самую гору, взгромоздившись друг на друга в физкультурной пирамиде.
«Вафельное сердце» режиссера Виктории Шаламовой – спектакль о настоящей дружбе, которая всегда приправлена различными эмоциями, от эйфории и драйва от совместных приключений, до ощущения одиночества, непонимания, разочарования и вплоть до горечи потери. За эти полтора часа, что длится спектакль, зрители успевают прожить этот почти год из жизни двух девятилетних детей, такой наполненный событиями, полными смеха и слез, радости и горя, узнавания и непонимания. Мы как будто взрослеем на одну жизнь вместе с героями. Спектакль не давит, не вдается в морализаторство и дидактику, он скорее делает как раз то, что и должен по гамбургскому счету делать хороший детский спектакль: показывать жизнь в ее разнообразии ситуаций и людей, их характеров и мировоззрений. Не давать готовые простые ответы, а задавать сложные вопросы, над которыми еще предстоит подумать и обсудить их с родителями. Так, спектакль говорит с детьми со сцены о сложных социальных явлениях, неоднозначных и дискуссионных, о которых даже взрослые умные люди до сих пор спорят до хрипоты, будь то неполные семьи и травма детей, растущих без отца, или будь то неприкаянность и ненужность стариков, вынужденных жить в одиночестве и забвении, переезжая в итоге в дома престарелых. Эти проблемы универсальны и есть в любой обществе, будь то глухая норвежская деревня на берегу, или российский город-миллионник. Тем важнее, когда о таких сложных явлениях говорят с детьми через театральное искусство, так тесно связанное эмпатическим переживанием, возможностью примерить все увиденное на себя, на свою собственную жизнь.
При всей сложности тем спектакль изобилует легким и воздушным юмором, разлитым во всем – от мимики и движений героев до мизансценических приемов. Актеры мастерски работают с интонацией, благо текст в переводе Ольги Дробот – это действительно подарок. Так, Лена в финале на замечание Трилле: «Так чего же ты здесь Лена? Там твоя мама замуж выходит!», глубокомысленно со вздохом замечает: «Она большая девочка, сама справится».
Финал спектакля трогателен и лиричен. Трилле вместе с дедушкой вспоминают Бабу-тетю, и понимают, что им обоим ее ужасно не хватает. Дед отдает внуку рецепт тех самых вафель «Вафельное сердце» в виде птицы-ласточки, точь-в-точь похожей на силуэт Бабы-тети перед смертью. Трилле решает самостоятельно испечь эти вафли, к нему присоединяются Лена и дед, все трое лихо крутят тарелки на палках, как это делают цирковые артисты. И в этом вечном круговом движении мы ощущаем ту самую извечную круговерть жизни, философию рождения и умирания как естественного цикла жизни, которому суждено вечно повторяться.
Анастасия Ильина — выпускница театроведческого факультета ГИТИСа, культуролог, историк культуры, драматург, автор статей о театре, рецензий, интервью, соавтор спектакля-экскурсии «Самара — Родина слонов» в Самаре (совместная работа с режиссером Н. Берманом).