Подписчикам поступил 3-й номер журнала «Сцена» за 2025 год.
Рубрику «Спектакль» открывает рецензия Галины Вербицкой «Не бойся жить счастливым» на спектакль «Дядя Ваня» А. П. Чехова, поставленный режиссером Степаном Пектеевым (проект-коллаборациия Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури и Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана). Лариса Каневская в статье «Чайка по имени Театр Образцова» пишет о пьесе «Чайка по имени...» Бориса Константинова, вдохновленного притчей Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и создавшего в театре кукол оригинальный и глубокий сценический текст.
О спектакле «Машенька» пишет Мария Караулова в рецензии «Возвращение Машеньки» по пьесе А. Афиногенова, поставленной в Театре Моссовета режиссером Евгенией Тикиджи-Хамбурьян. Спектаклю «Тiянлы водзö овны» («Вам жить дальше», Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми) посвящена рецензия Нины Карповой «Жить дальше». Закрывает рубрику рецензия Дмитрия Родионова «Людей жалко» на спектакль Московского Театра на Покровке «Одна ночь» Евгения Шварца в постановке Карена Нерсисяна и Дарьи Казеевой, художник Виктор Шилькрот.
В рубрике «Профессия художник» публикуется интервью главного редактора журнала «Сцена» Дмитрия Родионова «Каждый спектакль как первый...» с Сергеем Таныгиным — главным художником Марийского национального театра драмы имени М. Шкетана, заслуженным художником Республики Марий Эл, Лауреатом театральной премии им. Йывана Кырли (2008), Государственной премии Республики Марий Эл, Российской национальной театральной премии «Золотая маска», Государственной премии Республики Марий Эл в области театрального искусства имени М. Шкетана. Художник рассказывает об учебе во ВГИКе, приходе в театр, своем творческом методе, законах театральной живописи и использовании новых технологий, работе в марийских театрах и особенностях сотворчества с режиссерами, а также о сотрудничестве с музеями страны в создании постоянных экспозиций.
Люба Стерликова рассказывает об уникальном плакате к спектаклю Художественного театра «Блоха» по Н. Лескову и Е. Замятину в 1917 году. Борис Кустодиев — автор декорации и эскизов костюмов к этому спектаклю, создал также плакат, анонсирующий спектакль.
В рубрике «Фестивали» редакция «Сцены» публикует материал о традиционном фестивале «Йошкар-Ола театральная», который с 1994 года проводит Марийское отделение Союза театральных деятелей России, и поздравляет всех лауреатов. Тему фестиваля в статье «Гран-при — два спектакля» продолжает Ольга Галахова. В центре — два спектакля, ставшие призерами: «Небесный тихоход» Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана и постановка пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» в Русском театре драмы им. Г. Константинова. О двух мюзиклах: «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского в Марийском ТЮЗе и «Пиковая дама» на музыку Егора Шашина в Академическом русском театре драмы имени Г. Константинова — статья «Дама, паруса, штиль...» Мери Чхартишвили.
Завершает блок статей о фестивале в Йошкар-Оле рецензия Дмитрий Родионова на спектакль «Ваня чӱчӱ» («Дядя Ваня») по пьесе А. П. Чехова в Марийском национальном театре драмы им. М. Шкетана. Движение времени и людей в нем — вот, что волнует режиссера Степана Пектеева, который определил жанр постановки как экзистенциальная драма. Пространство в спектакле (художник Катерина Андреева) не имеет никакого отношения к усадьбе, это инфернальное пространство, где время вибрирует в парадоксальных всплесках и изгибах памяти.
Статья Ларисы Каневской «„Белая юрта Хакасии“ — самобытный театральный праздник» знакомит с программой VIII Республиканского кочевого театрального фестиваля «Белая Юрта», который в этом году был посвящен 150-летию Союза театральных деятелей Российской Федерации.
В рубрике «Художник по свету» главный редактор журнала «Сцена» Дмитрий Родионов беседует с ведущим российским художником по свету Дамиром Исмагиловым. Его отличает безупречный вкус в создании образа спектакля и передаче замыслов режиссера и художника-сценографа, блестящее знание светотехники и законов сценического пространства. Он воплощал художественные замыслы спектаклей в оформлении художников-сценографов Д. Боровского, В. Левенталя, С. Бархина, М. Китаева, О. Шейнциса, А. Боровского, Т. Сельвинской, В. Окунева, Б. Мессерера, А. Коженковой, И. Попова, Г. Алекси-Месхишвили, Ю. Харикова, Ю. Устинова, Ю. Купера, Н. Симонова, З. Марголина и др. В беседе обсуждаются вопросы исторического развития театрального света, особенности современной светотехники и перспективы ее развития, становления профессии художника по свету. Важное значение имеют мысли Дамира Исмагилова о своем творческом методе, работе с режиссерами и художниками-постановщиками, в частности, с Александром Боровским.
В рубрике «Профессия драматург» Варвара Ивлиева в статье «Александр Афиногенов: преждевременная попытка биографического очерка в жанре безответственной эссеистики» продолжает (начало во втором номере журнала «Сцена») знакомить с личностью, судьбой и творчеством драматурга Александра Афиногенова. Биографический очерк, в котором автор высказывает свою точку зрения на эту фигуру советского театрального искусства.
Об одном из наиболее значительных и показательных спектаклей Вл. И. Немировича-Данченко — «Бранде» Г. Ибсена — статья Полины Богдановой в рубрике «Проблемы и исследования». Этот спектакль подсказывает, насколько сегодня должны быть пересмотрены шаблонные формулы советских исследователей 1930-1980-х годов о режиссуре дореволюционного МХТ, целиком и без разбора сведенные к реализму. Советская критика замалчивала религиозные мотивы в спектаклях Немировича-Данченко, поскольку они не укладывались в понятия марксистско-ленинской идеологии. В. Виленкин, написавший книгу о В. Качалове, не упомянул одну из важнейших ролей актера — роль Бранда. Сегодня на спектакль Немировича-Данченко можно взглянуть по-новому и понять, какие мотивы руководили режиссером при постановке «Бранда». Спектакль отличался не только художественным совершенством, великолепной игрой актеров, но также символистской направленностью и вписывался в русло идеалистических идей.
Евгения Раздирова в статье «Театр и дизайн» рассказывает об основных аспектах взаимодействия дизайна и сценографии как двух взаимосвязанных направлений современного искусства. Автор статьи проводит анализ эволюции сценографического дизайна от классических театральных постановок до современных мультимедийных спектаклей; рассказывает о цветовой палитре в постановках художника, скульптора и графика Оскара Шлеммера в его мастерской в Высшей школе строительства и художественного конструирования Баухауз; о роли инновационных технологий в трансформации сценического пространства на примере проекционного дизайна сценографа Майкла Левина; о Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕ-МАС) в Москве и его выпускниках Сергее Образцове и Марии Артюховой; спектаклях «Плоды просвещения» в Театре имени Вл. Маяковского в оформлении Сергея Бархина и «Он был титулярный советник» художника Сергея Морозова в Мастерской Петра Фоменко, а также об эзоповом языке в спектакле «Гамлет» Театра на Таганке в оформлении Давида Боровского.
Екатерина Белова и Наталья Павлова пишут о балете А. И. Хачатуряна «Гаянэ» в постановке Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (1952). В статье «Балет „Гаянэ“ А. И. Хачатуряна. К вопросу реконструкции спектакля 1952 года» на основании архивных материалов представлены данные по сценографии и оформлению, реквизиту и бутафории различных сцен балета, что дает возможность говорить о количестве персонажей, задействованных в них, а также внести важные уточнения по сценографии спектакля.
Статья Зинаиды Стародубцевой «Декораций никаких» включает в себя историографию и обзор сценографии в постановках «Чайки» А. П. Чехова конца 1980-х — начала 2020-х годов. Статья посвящена публикациям о постановках «Чайки» дореволюционного и советского периода и обзору сценографии почти тридцати постановок «Чайки» А. П. Чехова в театрах Москвы и Петербурга за последние тридцать лет.
В рубрике «Институт искусствознания» в статье Евгении Дудкиной «Становление репертуара театров юного зрителя в 1920-е годы» рассматриваются основные проблемы и сложности в работе театров для детей в первое десятилетие своего существования. Особое внимание уделено вопросам формирования репертуара театров юного зрителя. В статье подробно рассматриваются различные периоды жизни театров юного зрителя этих лет, а также их репертуарная политика.
Рецензия Ольги Пинижиной «Люблю. Юля» в рубрике «Новые книги» завершает третий номер журнала «Сцена» и посвящена книге о выдающейся актрисе Юлии Борисовой, выпущенной Театром им. Евг. Вахтангова.