Издан новый номер журнала «Сцена» №6 (152) 2024.
В рубрике «Спектакли» критик Борис Цекиновский делится впечатлениями о спектакле «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович, поставленной Татьяной Архипцовой в театральном центре «Вишневый сад». О том, как художественный руководитель Российского академического молодежного театра Алексей Бородин вдохнул новую жизнь в забытую пьесу «Усадьба Ланиных» Бориса Зайцева – в рецензии Наталии Каминской. Об интерпретации хрестоматийных пушкинских текстов – статьи Марии Карауловой о «Повестях Пушкина» в Театре имени Евгения Вахтангова (режиссер Анатолий Шульев) и Бориса Цекиновского о «Пиковой даме» в Театре на Таганке (режиссер Денис Азаров).
В этой же рубрике редакция публикует два мнения – Ларисы Каневской и Капитолины Кокшеневой – о чеховском «Ионыче» в Театре имени Евгения Вахтангова (режиссер Олег Долин). Жанровые особенности пьесы «Зал ожидания» французского драматурга Виктора Аима и ее сценическая интерпретация режиссером Павлом Пархоменко в театре «Ателье» рассмотрены в рецензии главного редактора журнала Дмитрия Родионова.
В рубрике «Фестивали» опубликован обзор Раисы Сайдулаевой, посвященный Всероссийскому фестивалю национальных театров «Федерация», организованному в сентябре 2024 года в Грозном при поддержке Союза театральных деятелей России.
Статья Юлии Савиковской знакомит с фестивалем «Звезды белых ночей в Санкт-Петербурге» и спектаклями, проходившими на сцене Мариинского театра: от «Пиковой дамы» Алексея Степанюка и «Евгения Онегина» Юрия Темирканова (идущего на сцене Мариинского с 1982 года), «Хованщины» Леонида Баратова и Федора Федоровского (в восстановленной сценической версии 2000 года авторства Юрия Лаптева и Юрия Александрова) до тетралогии «Кольцо Нибелунга» со сценографией Георгия Цыпина.
В обзоре Веры Сердечной – рассказ о спектаклях Всероссийского театрального фестиваля русских сказок «Золотая Рыбка», прошедшего в Пензе, размышления о специфике спектакля для детей, основанного на сказочном сюжете, о зрительском восприятии и о проблемах воплощения. Дмитрий Родионов в статье «Война, мир и любовь в Йошкар-Оле» продолжает обзор спектаклей фестиваля «Йошкар-Ола театральная», проходившего в Республике Марий Эл.
В рубрике «Профессия Художник» – статья Марии Митиной «Сценограф – это режиссер» о театральном художнике Евгении Никонорове, об отношении самого художника к искусству сценографии, о работе с режиссерами. В статье «Балет Арама Хачатуряна “Гаянэ” – симфония живописи Минаса Аветисяна» Наталья Павлова рассматривает особенности творческого стиля художника.
Балетный критик Сергей Лалетин, куратор выставки «Балет. Притяжение», пишет о содержании выставки в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства (рубрика «Выставки»). Анна Ласкина в статье «Что такое музейный театр» рассказывает о создании театральных постановок в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства, пользующихся большим успехом у посетителей музея (рубрика «Театр и музей»).
Постоянный автор рубрики «Театральный плакат» Люба Стерликова в статье «Обручение в монастыре» представляет театральные плакаты к опере Сергея Прокофьева «Обручение в монастыре («Дуэнья»).
В рубрике «Проблемы и исследования» публикуется продолжение исследовательского труда Зинаиды Стародубцевой «Декораций никаких». Историография и обзор сценографии в постановках «Чайки» А. П. Чехова. Конец 1980-х – начало 2020-х гг.».
В статье Полины Богдановой «Режиссерский театр Станиславского и Немировича-Данченко. Внутреннее действие» идет речь о Московском Художественном театре дореволюционной эпохи, который противопоставлял себя Малому театру. Как и многие европейские театры конца ХIХ века, МХТ возник в русле натурализма, обладая всеми признаками этого направления: точными изображениями среды и быта с историческими и археологическими подробностями, наличием толпы, преобладанием внешней характерности в игре актеров и пр. Классический стиль МХТ создан постановками пьес А.П. Чехова, которые, с одной стороны, наследовали признаки натурализма, с другой, привнесли и нечто новое. А именно то, что Станиславский называл «внутренним действием» или подтекстом.
Иван Атаманский в своей статье анализирует «Приемы иммерсивного вовлечения в детских интерактивных спектаклях». О последнем авангардном спектакле «Ревизор» в постановке И. Г. Терентьева (1927), как примере радикального экспериментирования статья Веры Пильгун.
Валерия Шаманова в статье «Ее совершенство остается при ней: о возобновлении балета “Спящая красавица” в оформлении С. Б. Вирсаладзе на сцене Большого театра» анализирует результаты возобновления балета П. И. Чайковского в оформлении Симона Вирсаладзе (1973) на сцене Большого театра.
В рубрике «Технологии» Ольга Неволина в статье «Проекционный мэппинг в кинетической сценографии» анализирует особенности метода проецирования на объемные объекты. Автором предложена расширенная классификация, отражающая вариативность этой мультимедийной технологии. В исследовании впервые вводится понятие тотального мэппинга как одного из главных инструментов в решении всех картин спектакля. На примерах российских и зарубежных театральных постановок рассматривается его особая роль и возможности в кинетической сценографии
В рубрике «Проекты» Любовь Адманова и Аглая Тюнина пишут о творческих встречах, занятиях по мастерству актера, сценической речи и сценическому движению, о разборе и репетициях пьесы А. Н. Островского «Гроза», мастер-классах от деятелей современного театра и прямых продолжателей Школы Малого театра в проекте «Выездная школа» СТД РФ.
Статья Анатолия Иксанова «Театральный диалог стран Содружества независимых государств» посвящен работе Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС). Фонд объединяет девять стран Содружества, действует с 2006 года и финансирует совместные проекты стран СНГ в области культуры и искусства, образования, науки, сохранения культурного наследия, информации и массовых коммуникаций, спорта, молодежных инициатив.
В рубрике «Наследие» редакция продолжает серию публикаций Галины Казноб (Париж) о творчестве актрисы, танцовщицы, антрепренера Иды Рубинштейн, истории создания и художественных особенностях балета «Ноктюрн» на музыку Александра Бородина в декорациях Александра Бенуа и балета «Царевна Лебедь» на музыку Николая Римского-Корсакова в декорациях Александра Бенуа.
В рубрике «Институт искусствознания» Инна Пуликова в статье «Художник в зеркале сцены. Театральное художественное наследие из собрания Валентина Соляникова в Музее личных коллекций ГМИИ им. Пушкина» рассматривает состав и особенности крупнейшей в постсоветской России коллекции театрального художественного наследия, созданной В. В. Соляниковым, и ее представление в 2009 году в Музее личных коллекций ГМИИ им. Пушкина.
В рубрике «Новые книги» – рецензия Ольги Пинижиной, посвященная книге Марины Райкиной «Чудо по имени Шлезингер».
Завершает номер рубрика «Этюды», в которой Вячеслав Сколов в статье «Немного о прошлом и чуть о настоящем» рассказывает об уникальном, сохранившемся Театре Гонзаго, о музее Архангельское, где он находится, о перипетиях технологического характера, связанных с хранением художественно-постановочного имущества.
Информация о заказе нового номера и об оформлении подписки опубликована на сайте журнала «Сцена».