Диана Рафикова
«Чающие движения воды» по роману Николая Лескова «Соборяне», реж. Евгений Каменькович, Мастерская Петра Фоменко
Режиссёр Евгений Каменькович соединил роман-хронику Николая Лескова «Соборяне» конкретно с эстетикой Мастерской Петра Фоменко, потому что только здесь мог родиться такой спектакль. Здесь всё подвержено движениям живым, бесконечно чающим. Начиная от тонкого полупрозрачного полотна, протянувшегося вдоль сцены, за которым зрителю открывают духовный мир Николай Лескова. Заканчивая актёрами, играющими жителей Старгорода. И когда собирают полупрозрачную ткань, обнажая пространство и впуская в него зрителя, чающего погрузиться в этот мир, тогда и создаётся магия театра, которая стирает грань между зрительным залом и сценой.
Спектакль начинается с колокольного звона. Он не становится фоном, здесь это часть православного пространства, часть культуры, не отделимая от людей верующих. Это звон очищающий, в какой-то степени сакральный, без которого сложно представить мир духовный. Неслучайно дальше на сцене появляются представители этого мира: протоирей Савелий Туберозов – Иван Верховых, священник Захария Бенефактов – Николай Орловский и дьякон Ахилла Десницын – Владимир Свирский. Туберозов Верховых с мудрым прищуром наблюдает за Захарией и Ахиллой, понимая, что за всеми их мелкими спорами, за смешливостью характеров скрываются золотые души, честные и преданные — а это самое главное. Поэтому и во взгляде Туберозова чувствуется полное понимание происходящего между людьми в Старгороде и во всём мире. Он – носитель духовной жизни всей России, концентрат веры, культуры. Ивану Верховых удаётся прожить насыщенную внутреннюю жизнь своего героя, обратиться напрямую к зрителям, выражая главные мысли спектакля. Неслучайным кажется и тот факт, что Иван Верховых похож на протоирея Александра Меня.
Первое появление на сцене Туберозова, Захарии и Ахиллы сопровождается журчанием и переливом воды. Таким образом, создаётся ощущение света, который буквально пронизывает всё пространство. На протяжении спектакля именно свет сопровождает героев. Если обратить внимание на поступки протоиерея, священника и дьякона, то не найдётся ни одного, осуществлённого по зломудрию или против веры. Свет в спектакле выстроен так, что выражает присутствие кого-то или чего-то незримого, но наблюдающего и помогающего. Не зря протопоп Туберозов, обращаясь к Богу, направляет взор ввысь. И словно в ответ на его мольбу, высвечивается один луч света, но который словно говорит «продолжай благое дело, службу», и Туберозов продолжает.
Первая декорация, которая предстаёт перед взором, – это дом Савелия Туберозова. Он решён скромно, но в нём видна «рука женщины», жены, которая создаёт уют, приносит любимому протопопу чай, встречает гостей, заботится о домашней птичке, чьё пение периодически звучит в доме. Женщина эта Наталья Николаевна – Александра Кесельман. Поразительный актерский дуэт создают Иван Верховых и Александра Кесельман, верно передавая отношения между протоиереем и протопопицей. «Перекрестить меня на ночь забыл», — напоминает Туберозову Наталья Николаевна, и тот перекрещивает её, делая это привычным жестом, но с такой любовью, которая может существовать только между людьми очень родными. Поражает бесконечная преданность и вера жены в своего мужа. На вопрос: кто умнее, Туберозов или Соломон? – у неё однозначный ответ: Туберозов. Трогательными звучат их обращения друг к другу: «мой друг». Точность жеста, подчёркивающая глубину отношений между супругами, отчётливо представлена актёрами в финальной мизансцене, где Иван Верховых и Александра Кесельман едва соприкасаются пальцами рук. Этот жест поддержки и смирения становится сильнее любых слов.
Действие «Чающих движений воды» разворачивается на фоне продолжающегося раскола, с которым пытается бороться Савелий Туберозов. Сторону раскола представляют революционерка на шпильках, акцизница Дарья Бизюкина (Ольга Бодрова), приехавшие из Петербурга князь Борноволоков (Денис Аврамов) и его секретарь Измаил Термосесов (Александр Мичков), для которого погубить протопопа словно отмахнуться от мешающей мухи, причём выясняется, что и Туберозов-то ему не сильно мешает, просто таким образом он сможет подняться по карьерной лестнице. Однако в своей борьбе протопоп находится в меньшинстве, на приёме у предводителя его называют «маньяком», в Старгороде происходит разрушение староверческой часовни. И падает крест…
Крест действительно стал предвестьем трагических событий в Старгороде. Спектакль заканчивается репликой секретаря консистории Троадия (Александр Моровов): «Настало время полного обновления». И от этого становится страшно. Какое обновление грядёт на Старгород после ухода Туберозова, Бенефактова и Десницына?
Конфликтность между духовенством и раскольниками принципиальна для режиссёра. Она подчёркивается ядовитой зелёной декорацией, которая относится к Бизюкиной, Борноволокову и Термосесову. Дом же Туберозова, где собираются духовники, скромен, но куда более уютен. Стоит отметить и то, что раскольники играют на грани фарса, выделяясь так, что их блескучая материальность образов слепит глаза. Принципиально иначе существуют духовники, от них исходит свет души, духа, понять и постичь который раскольники не смогут никогда. Потому что им это не дано, они могут только разрушать и уничтожать уже созданное.
Однако Евгений Каменькович не ставит спектакль о затравленном протопопе Туберозове. Режиссёр идёт другим путём, более трудным, направляя зрителя по вертикали вверх. Мысль его скорее заставляет нас задуматься о том, что ушёл Туберозов, но ведь был же. Был этот светоч, который каждый день служил своему делу. Туберозовым в миру сложно с такими, как Бизюкина, Борноволоков, Термосесов, нужно много душевных сил, чтобы не озлобиться, не стать такими же. И каждодневная пахота Туберозова — это служба, продолжение своего дела. Иван Верховых обращается к зрителям, потому что дело протопопа за теми, кто останется после его ухода. Здесь разрушается четвёртая стена и проводятся параллели. Наша задача – сохранить уже намеченное, развить то доброе и благородное, сохранить культуру, театр. Тогда и дело Туберозова на земле было не зря, и «вечность впусте не будет», и был Пётр Фоменко, и его служба театру была не напрасна.
Каменькович проводит тонкую нить между службой церковной и службой театру, верой в своё благое дело, верой в Бога. Сохраняет своего зрителя, чающего увидеть на сцене свет. И этот зритель после четырёх часов действа встаёт и говорит «спасибо», которое ощущается в воздухе. Так выражается бесконечная благодарность за то, что сохранил и продолжил. В этом ценность спектакля, его живая материя. И каким тонким завершением звучит финальная мизансцена, когда один за одним «под воду» уходят люди, служившие Богу до последней минуты жизни.
Предвестьем «ухода» является трагическое изменение, выраженное сценографически (художник Александр Барменков). В доме протоирея Туберозова на стене выписана чудесная фреска, на которой изображены цветы, а в центре плодоносящее дерево. К финалу спектакля, когда близится развязка, и идёт уничтожение духовенства, появляется уже забеленная стена, где дерево с плодами закрашено, что перекликается с печальной судьбой старгородских духовников. Однако и в этом решении есть некое божественное присутствие, выраженное оценкой Александры Кесельман: «Фреска исчезла». Событие, случившееся сразу после того, как забрали её мужа.
Первой умерла протопопица Наталья Николаевна. Александра Кесельман делает сцену с полной верой, уже немного нездешняя, уходящая в «иную обитель», она произносит: «Я скоро умру. В половину умерла уже... А какой алтарь, а престол, внизу всё такое маленькое. Не будите меня». Сценически уход происходит за тёмную прозрачную ткань, за которой декорация дома Туберозовых. Единственное место в спектакле, которое хочется назвать словом «дом». И теперь их ждёт такой же дом, только уже небесный. Приход бессмертной души на порог Отца, Бога. Только там всё начинается, не заканчиваясь со смертью. «Ты не женщина, ты сила», — говорит Савелий Туберозов после смерти жены, и внутренне с ним соглашаешься. Однако, Наталья не уходит со сцены, она незримо присутствует, наблюдает за происходящим в миру. Из этой «иной обители» она взывает к своему мужу, другу: «Я тебя жду, ты скоро?», а он отвечает ей: «Скоро». Сколько же в этом обмене репликами внутренней человеческой силы, трогательности, высокой любви.
«Они живое Божье дело губят. Просвети невежд и прости роду его жестокосердие», — на этом кончил своё житие протопоп Савелий Туберозов. Даже перед смертью прося не за себя, а за всё человечество. Вслед за Туберозовым ушли и дьякон Ахилла Десницын («Пойдёмте за отцом Савелием. Прощайте») и священник Захария Бенефактов, который умер во время богослужения. Оказавшись вместе в «иной обители», они запевают северную колыбельную песню «Вдоль по морю, морю синему», которая является лейтмотивом спектакля. Самым важным в этой мизансцене является то, что актёры не уходят со сцены, они остаются и застывают. Словно делая фотографию, запечатленные невидимой рукой, на самом деле, Евгением Каменьковичем. Режиссёр, который запечатлел театр, сохранил его живую материю, актёров в едином и точном ансамбле, продолжил культуру, традицию, положенную до него. В спектакле дом Туберозова — место, где тепло, где напоют чаем. Место, где всегда ждут. В театральной Москве Мастерская Петра Фоменко – дом.
Фото Алены Бессер
Диана Рафикова — студентка театроведческого факультета ГИТИСа
«Чающие движения воды» по роману Николая Лескова «Соборяне», реж. Евгений Каменькович, Мастерская Петра Фоменко
Режиссёр Евгений Каменькович соединил роман-хронику Николая Лескова «Соборяне» конкретно с эстетикой Мастерской Петра Фоменко, потому что только здесь мог родиться такой спектакль. Здесь всё подвержено движениям живым, бесконечно чающим. Начиная от тонкого полупрозрачного полотна, протянувшегося вдоль сцены, за которым зрителю открывают духовный мир Николай Лескова. Заканчивая актёрами, играющими жителей Старгорода. И когда собирают полупрозрачную ткань, обнажая пространство и впуская в него зрителя, чающего погрузиться в этот мир, тогда и создаётся магия театра, которая стирает грань между зрительным залом и сценой.
Спектакль начинается с колокольного звона. Он не становится фоном, здесь это часть православного пространства, часть культуры, не отделимая от людей верующих. Это звон очищающий, в какой-то степени сакральный, без которого сложно представить мир духовный. Неслучайно дальше на сцене появляются представители этого мира: протоирей Савелий Туберозов – Иван Верховых, священник Захария Бенефактов – Николай Орловский и дьякон Ахилла Десницын – Владимир Свирский. Туберозов Верховых с мудрым прищуром наблюдает за Захарией и Ахиллой, понимая, что за всеми их мелкими спорами, за смешливостью характеров скрываются золотые души, честные и преданные — а это самое главное. Поэтому и во взгляде Туберозова чувствуется полное понимание происходящего между людьми в Старгороде и во всём мире. Он – носитель духовной жизни всей России, концентрат веры, культуры. Ивану Верховых удаётся прожить насыщенную внутреннюю жизнь своего героя, обратиться напрямую к зрителям, выражая главные мысли спектакля. Неслучайным кажется и тот факт, что Иван Верховых похож на протоирея Александра Меня.
Первое появление на сцене Туберозова, Захарии и Ахиллы сопровождается журчанием и переливом воды. Таким образом, создаётся ощущение света, который буквально пронизывает всё пространство. На протяжении спектакля именно свет сопровождает героев. Если обратить внимание на поступки протоиерея, священника и дьякона, то не найдётся ни одного, осуществлённого по зломудрию или против веры. Свет в спектакле выстроен так, что выражает присутствие кого-то или чего-то незримого, но наблюдающего и помогающего. Не зря протопоп Туберозов, обращаясь к Богу, направляет взор ввысь. И словно в ответ на его мольбу, высвечивается один луч света, но который словно говорит «продолжай благое дело, службу», и Туберозов продолжает.
Первая декорация, которая предстаёт перед взором, – это дом Савелия Туберозова. Он решён скромно, но в нём видна «рука женщины», жены, которая создаёт уют, приносит любимому протопопу чай, встречает гостей, заботится о домашней птичке, чьё пение периодически звучит в доме. Женщина эта Наталья Николаевна – Александра Кесельман. Поразительный актерский дуэт создают Иван Верховых и Александра Кесельман, верно передавая отношения между протоиереем и протопопицей. «Перекрестить меня на ночь забыл», — напоминает Туберозову Наталья Николаевна, и тот перекрещивает её, делая это привычным жестом, но с такой любовью, которая может существовать только между людьми очень родными. Поражает бесконечная преданность и вера жены в своего мужа. На вопрос: кто умнее, Туберозов или Соломон? – у неё однозначный ответ: Туберозов. Трогательными звучат их обращения друг к другу: «мой друг». Точность жеста, подчёркивающая глубину отношений между супругами, отчётливо представлена актёрами в финальной мизансцене, где Иван Верховых и Александра Кесельман едва соприкасаются пальцами рук. Этот жест поддержки и смирения становится сильнее любых слов.
Действие «Чающих движений воды» разворачивается на фоне продолжающегося раскола, с которым пытается бороться Савелий Туберозов. Сторону раскола представляют революционерка на шпильках, акцизница Дарья Бизюкина (Ольга Бодрова), приехавшие из Петербурга князь Борноволоков (Денис Аврамов) и его секретарь Измаил Термосесов (Александр Мичков), для которого погубить протопопа словно отмахнуться от мешающей мухи, причём выясняется, что и Туберозов-то ему не сильно мешает, просто таким образом он сможет подняться по карьерной лестнице. Однако в своей борьбе протопоп находится в меньшинстве, на приёме у предводителя его называют «маньяком», в Старгороде происходит разрушение староверческой часовни. И падает крест…
Крест действительно стал предвестьем трагических событий в Старгороде. Спектакль заканчивается репликой секретаря консистории Троадия (Александр Моровов): «Настало время полного обновления». И от этого становится страшно. Какое обновление грядёт на Старгород после ухода Туберозова, Бенефактова и Десницына?
Конфликтность между духовенством и раскольниками принципиальна для режиссёра. Она подчёркивается ядовитой зелёной декорацией, которая относится к Бизюкиной, Борноволокову и Термосесову. Дом же Туберозова, где собираются духовники, скромен, но куда более уютен. Стоит отметить и то, что раскольники играют на грани фарса, выделяясь так, что их блескучая материальность образов слепит глаза. Принципиально иначе существуют духовники, от них исходит свет души, духа, понять и постичь который раскольники не смогут никогда. Потому что им это не дано, они могут только разрушать и уничтожать уже созданное.
Однако Евгений Каменькович не ставит спектакль о затравленном протопопе Туберозове. Режиссёр идёт другим путём, более трудным, направляя зрителя по вертикали вверх. Мысль его скорее заставляет нас задуматься о том, что ушёл Туберозов, но ведь был же. Был этот светоч, который каждый день служил своему делу. Туберозовым в миру сложно с такими, как Бизюкина, Борноволоков, Термосесов, нужно много душевных сил, чтобы не озлобиться, не стать такими же. И каждодневная пахота Туберозова — это служба, продолжение своего дела. Иван Верховых обращается к зрителям, потому что дело протопопа за теми, кто останется после его ухода. Здесь разрушается четвёртая стена и проводятся параллели. Наша задача – сохранить уже намеченное, развить то доброе и благородное, сохранить культуру, театр. Тогда и дело Туберозова на земле было не зря, и «вечность впусте не будет», и был Пётр Фоменко, и его служба театру была не напрасна.
Каменькович проводит тонкую нить между службой церковной и службой театру, верой в своё благое дело, верой в Бога. Сохраняет своего зрителя, чающего увидеть на сцене свет. И этот зритель после четырёх часов действа встаёт и говорит «спасибо», которое ощущается в воздухе. Так выражается бесконечная благодарность за то, что сохранил и продолжил. В этом ценность спектакля, его живая материя. И каким тонким завершением звучит финальная мизансцена, когда один за одним «под воду» уходят люди, служившие Богу до последней минуты жизни.
Предвестьем «ухода» является трагическое изменение, выраженное сценографически (художник Александр Барменков). В доме протоирея Туберозова на стене выписана чудесная фреска, на которой изображены цветы, а в центре плодоносящее дерево. К финалу спектакля, когда близится развязка, и идёт уничтожение духовенства, появляется уже забеленная стена, где дерево с плодами закрашено, что перекликается с печальной судьбой старгородских духовников. Однако и в этом решении есть некое божественное присутствие, выраженное оценкой Александры Кесельман: «Фреска исчезла». Событие, случившееся сразу после того, как забрали её мужа.
Первой умерла протопопица Наталья Николаевна. Александра Кесельман делает сцену с полной верой, уже немного нездешняя, уходящая в «иную обитель», она произносит: «Я скоро умру. В половину умерла уже... А какой алтарь, а престол, внизу всё такое маленькое. Не будите меня». Сценически уход происходит за тёмную прозрачную ткань, за которой декорация дома Туберозовых. Единственное место в спектакле, которое хочется назвать словом «дом». И теперь их ждёт такой же дом, только уже небесный. Приход бессмертной души на порог Отца, Бога. Только там всё начинается, не заканчиваясь со смертью. «Ты не женщина, ты сила», — говорит Савелий Туберозов после смерти жены, и внутренне с ним соглашаешься. Однако, Наталья не уходит со сцены, она незримо присутствует, наблюдает за происходящим в миру. Из этой «иной обители» она взывает к своему мужу, другу: «Я тебя жду, ты скоро?», а он отвечает ей: «Скоро». Сколько же в этом обмене репликами внутренней человеческой силы, трогательности, высокой любви.
«Они живое Божье дело губят. Просвети невежд и прости роду его жестокосердие», — на этом кончил своё житие протопоп Савелий Туберозов. Даже перед смертью прося не за себя, а за всё человечество. Вслед за Туберозовым ушли и дьякон Ахилла Десницын («Пойдёмте за отцом Савелием. Прощайте») и священник Захария Бенефактов, который умер во время богослужения. Оказавшись вместе в «иной обители», они запевают северную колыбельную песню «Вдоль по морю, морю синему», которая является лейтмотивом спектакля. Самым важным в этой мизансцене является то, что актёры не уходят со сцены, они остаются и застывают. Словно делая фотографию, запечатленные невидимой рукой, на самом деле, Евгением Каменьковичем. Режиссёр, который запечатлел театр, сохранил его живую материю, актёров в едином и точном ансамбле, продолжил культуру, традицию, положенную до него. В спектакле дом Туберозова — место, где тепло, где напоют чаем. Место, где всегда ждут. В театральной Москве Мастерская Петра Фоменко – дом.
Фото Алены Бессер
Диана Рафикова — студентка театроведческого факультета ГИТИСа
22.04.2024
Другие новости
Саратовский ТЮЗ приглашает принять участие в лаборатории «Планшет»
К участию приглашаются молодые режиссеры в возрасте до 40 лет включительно
05.12.2024
Названы лауреаты специальных премий «Золотая Маска» по итогам сезона 2023-2024
Почетными лауреатами признаны 12 выдающихся театральных деятелей и два губернатора
05.12.2024
«Театральное ПТУ v. 13.0» начало свою работу в центре «На Страстном»
В проекте принимают участие 20 технических специалистов из российских театров
05.12.2024
О церемонии вручения премии Председателя и Сопредседателя СТД РФ
4 декабря в Московском театре «Современник» состоялось вручение премий Председателя и Сопредседателя Союза театральных деятелей России
04.12.2024