Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Ключ от 505-й» Лары Бессмертной, «Театральный проект 27», Санкт-Петербург, реж. Дмитрий Мульков, художник Оганес Айрапетян.
«Ключ от 505-й» – спектакль о взрослении, сюжет которого отчасти связан с биографией режиссёра Дмитрия Мулькова. Он соотносит свои воспоминания с сегодняшним днём, своим мироощущением и вместе с драматургом Ларой Бессмертной создаёт не умозрительную, а вполне конкретную, соприкасающуюся с реальностью историю о подростковом бунте. Не «бессмысленном и беспощадном», а естественном и необходимом.
Спектакль о дружбе трёх школьных друзей, создавших музыкальную группу, затрагивает вопросы самоопределения, самовыражения, поиска своего места. Внимательный и вдумчивый взгляд Дмитрия Мулькова на тему взросления, сам факт обращения к ней, важен – в этом много человечности. А также понимания, что подросток – человек без кожи, которому больно соприкасаться с внешним миром. И которому можно помочь это пережить. Например, средствами театра.
Один из центральных элементов декорации (сценографию разрабатывал Оганес Айрапетян) – школьная доска, на которой мелом написана тема урока по литературе. От эпизода к эпизоду темы меняются, перекликаясь с нарастающим внутренним конфликтом персонажей: от мятущегося лермонтовского героя в начале спектакля – к бунтующему Базарову и, наконец, к образу революции в поэме Блока «Двенадцать» (и то, что свою музыкальную группу ребята назовут «Школа № 12», зарифмуется).
Герметичное пространство спектакля размыкается эпизодами, в которых школьный класс с доской и партами трансформируется в сцену с барабанной установкой и стойками для микрофонов. Начинается рок-концерт. Зрители могут петь, танцевать, топать ногами, светить фонариками (в подготовленной заранее программке есть подсказка, во время какой песни это лучше всего сделать). Разбавляя формат драматического спектакля авторскими песнями в живом исполнении, режиссёр даёт зрителям, особенно подросткам, понять: «Это про вас. Это для вас».
Главные герои, учащиеся школы в маленьком районном городке, – два друга и их одноклассница. Они заключены драматургом в треугольник отношений. Не «любовный», хотя в определённый момент в этой истории и появляется романтическая подоплёка. Прежде всего, этот «треугольник» – о дружбе. О том, как непросто её создать и ещё сложнее – сохранить. Как сложно остаться собой и при этом не ограничиваться эгоистичным отстаиванием своих интересов.
При первом знакомстве с персонажами роли можно обозначить так: Денис Коняев, он же Конь (его играют в дубль Алесь Снапковский и Алексей Романович) – бунтарь (или шут), безнадёжный двоечник в глазах учителей. Вероятно, надежда школы и любимчик класса Лёша, он же Фил (в исполнении Егора Строкова). Отличницу и перфекционистку Асю играет Любовь Яковлева. По ходу спектакля персонажи раскрываются с других сторон и оказываются глубже, чем кажется сначала.
Взрослых двое: учитель литературы, классный руководитель Константин Сергеевич, прозванный школьниками Борода, и директор Валентина Герасимовна, она же Вобла. Их играют соответственно Игорь Головин и Антонина Введенская. Два этих персонажа находятся на разных полюсах: один умеет слышать учеников, даёт им свободу высказывания и учит главному: оставаться искренними в своих мыслях и поступках. Игорь Головин играет взрослого, который понимает, что пережить бунт в подростковом возрасте необходимо, нужно просто направить его в конструктивное русло – с помощью соучастия и сочувствия. Директор – в другой позиции: кажется, она забыла, как это – действовать не по правилам. Она болеет за своё дело, но закостенела в установках, в которые единожды поверила и от которых не может отказаться.
«Ключ от 505-й» – спектакль о борьбе за свободу творческого высказывания, за свою позицию. Это история о бунте – о состоянии, которое для подростков – бремя, ведь этот мир ещё ни под кого не прогибался. Но одновременно бунт – это и трамплин, так как только через конфликт с реальностью, через кризис молодой человек взрослеет и формируется как личность. А вот какой эта личность получится, зависит от внешних обстоятельств и окружающих людей – друзей, наставников, родителей.
Протест персонажей в спектакле Дмитрия Мулькова проявляется в их отказе играть по чужим правилам – петь на школьном концерте продиктованную сверху песню. У них есть своя музыка, которая рождена из протеста против попытки загнать их под общий знаменатель, которая выражает их внутренний мир и безудержное желание действовать. Безликую, унылую песню Фил, Конь и Ася переделывают так, что взрывает скучный школьный концерт. В их новой композиции безобидное начало перерастёт в яростное высказывание о несогласии с лицемерием и фальшью, в агрессивный выплеск живой, мощной подростковой энергии. На фоне вспыхнувшего во время припева красного света идиллические венки из берёзовых ветвей на головах ребят смотрятся нелепо и неуместно. И одновременно зловеще. Так режиссёр (осознанно или нет) сталкивает два образа: первый, в начале выступления, – это то, какими подростков хотят видеть взрослые, второй – то, как чувствуют себя они сами на самом деле, протестуя против попыток заставить их ходить строем.
Потеряв возможность репетировать в школе после дерзкой выходки, герои попадают в эпицентр конфликта и раскрываются по-новому. Через их поступки режиссёр показывает возможные сценарии и поведенческие реакции, которые сидящие в зале подростки могут примерить на себя и, возможно, подумать, как бы они поступили в этой ситуации. «Хороший» Фил вдруг занимает противоположную позицию – теперь он бунтарь и провокатор. Егор Строков показывает, как его герой-романтик превращается в человека, одержимого идеей продолжать играть вопреки запрету. Он хочет выступить на рок-фестивале и ради этого готов даже на воровство.
Басист Денис Коняев во втором действии – уже не бунтарь, которому на всех наплевать. У персонажа Алексея Романовича куда-то девается красная шапочка, в которой он был в начале спектакля, а вместе с ней – самоуверенность и резкость. Появляется осознание ответственности и... страх. Однако в момент, когда директор предлагает Денису выдать продолжающих репетировать друзей, он не сдаёт их.
Меняется и персонаж Любови Яковлевой. В начале истории её Ася – оголённый нерв, сжатая пружина. Ключевой момент для понимания персонажа – соло Аси на барабанах, когда она под неистовую игру выкрикивала всё, что наболело: почему ей важно, чтобы её называли Ася, а не Настя, как она устала притворяться, как хочет просто поговорить с мамой и быть услышанной. Во второй части спектакля это уже не девочка-отличница, которая не умела играть на барабанах. Здесь Любовь Яковлева играет лидера: её героиня первая из всех понимает, что нельзя ставить творчество выше дружбы, а свои амбиции – выше человечного отношения к близким.
Интересно, как эту ситуацию проживают взрослые. Персонаж Антонины Введенской, директор, ужесточается ещё больше и в отчаянии произносит ключевой вопрос: «Что же мы сделали вам за эти одиннадцать лет, что вы так поступаете?» Но искать ответ в самой себе она не готова. Ей просто хочется, чтобы эта ситуация закончилась, и дети перестали портить ей жизнь. Помочь ребятам может только Борода. Сначала он вместе с Филом наводит порядок в репзале – аудитории 505 (а вместе с тем – и в душе школьника). А потом рассказывает свою историю юношеского бунта. Личный пример взрослого, которым он делится искренне и открыто, его готовность понять подростка оказываются действеннее любых воспитательных мер. «Исповедь» учителя – один из самых эмоционально напряжённых в спектакле. Кажется, что произнесённый Игорем Головиным в полной тишине монолог, отчасти, тоже основан на реальном жизненном опыте актёра. Финальный поступок Бороды, то, как он уходит из этой истории, может на секунду показаться поражением перед системой. Но это «поражение» на самом деле – победа.
Команда «Театрального проекта 27» не даёт прямых ответов. Но в очередной раз разрушает стену между зрительным залом и сценой. И дело не в формате рок-концерта – дело в интонации и позиции открытости. Постановщики обращаются к зрителям не с посылом: «Мы сейчас научим вас жизни». Они словно говорят: «Мы – такие же, как вы. У нас нет готовых решений, но есть желание ставить вопросы и искать на них ответы». И эта открытость к диалогу, к поиску смыслов средствами театра вдохновляет, даёт силы двигаться дальше, не сдаваться и верить в возможность борьбы с несовершенством мира созидательными силами, не боясь ни бунта, ни максимальной искренности.
Екатерина Сырцева окончила факультет журналистики, затем магистратуру по истории в Южно-Уральском университете. Работала пресс-секретарём и редактором сайта ЮУрГУ, корреспондентом и обозревателем газеты правительства и законодательного собрания Челябинской области «Южноуральская панорама». Сотрудничает с изданиями «Собака», «Страстной бульвар, 10». С 2016 года участвует в семинарах театральных критиков под руководством Ирины Холмогоровой, организованных Союзом театральных деятелей РФ. Принимала участие во Всероссийском семинаре по работе со зрителями, организованном Российским академическим молодёжным театром (Москва), в форуме театральных менеджеров «Место действия» (Санкт-Петербург).
«Ключ от 505-й» – спектакль о взрослении, сюжет которого отчасти связан с биографией режиссёра Дмитрия Мулькова. Он соотносит свои воспоминания с сегодняшним днём, своим мироощущением и вместе с драматургом Ларой Бессмертной создаёт не умозрительную, а вполне конкретную, соприкасающуюся с реальностью историю о подростковом бунте. Не «бессмысленном и беспощадном», а естественном и необходимом.
Спектакль о дружбе трёх школьных друзей, создавших музыкальную группу, затрагивает вопросы самоопределения, самовыражения, поиска своего места. Внимательный и вдумчивый взгляд Дмитрия Мулькова на тему взросления, сам факт обращения к ней, важен – в этом много человечности. А также понимания, что подросток – человек без кожи, которому больно соприкасаться с внешним миром. И которому можно помочь это пережить. Например, средствами театра.
Один из центральных элементов декорации (сценографию разрабатывал Оганес Айрапетян) – школьная доска, на которой мелом написана тема урока по литературе. От эпизода к эпизоду темы меняются, перекликаясь с нарастающим внутренним конфликтом персонажей: от мятущегося лермонтовского героя в начале спектакля – к бунтующему Базарову и, наконец, к образу революции в поэме Блока «Двенадцать» (и то, что свою музыкальную группу ребята назовут «Школа № 12», зарифмуется).
Герметичное пространство спектакля размыкается эпизодами, в которых школьный класс с доской и партами трансформируется в сцену с барабанной установкой и стойками для микрофонов. Начинается рок-концерт. Зрители могут петь, танцевать, топать ногами, светить фонариками (в подготовленной заранее программке есть подсказка, во время какой песни это лучше всего сделать). Разбавляя формат драматического спектакля авторскими песнями в живом исполнении, режиссёр даёт зрителям, особенно подросткам, понять: «Это про вас. Это для вас».
Главные герои, учащиеся школы в маленьком районном городке, – два друга и их одноклассница. Они заключены драматургом в треугольник отношений. Не «любовный», хотя в определённый момент в этой истории и появляется романтическая подоплёка. Прежде всего, этот «треугольник» – о дружбе. О том, как непросто её создать и ещё сложнее – сохранить. Как сложно остаться собой и при этом не ограничиваться эгоистичным отстаиванием своих интересов.
При первом знакомстве с персонажами роли можно обозначить так: Денис Коняев, он же Конь (его играют в дубль Алесь Снапковский и Алексей Романович) – бунтарь (или шут), безнадёжный двоечник в глазах учителей. Вероятно, надежда школы и любимчик класса Лёша, он же Фил (в исполнении Егора Строкова). Отличницу и перфекционистку Асю играет Любовь Яковлева. По ходу спектакля персонажи раскрываются с других сторон и оказываются глубже, чем кажется сначала.
Взрослых двое: учитель литературы, классный руководитель Константин Сергеевич, прозванный школьниками Борода, и директор Валентина Герасимовна, она же Вобла. Их играют соответственно Игорь Головин и Антонина Введенская. Два этих персонажа находятся на разных полюсах: один умеет слышать учеников, даёт им свободу высказывания и учит главному: оставаться искренними в своих мыслях и поступках. Игорь Головин играет взрослого, который понимает, что пережить бунт в подростковом возрасте необходимо, нужно просто направить его в конструктивное русло – с помощью соучастия и сочувствия. Директор – в другой позиции: кажется, она забыла, как это – действовать не по правилам. Она болеет за своё дело, но закостенела в установках, в которые единожды поверила и от которых не может отказаться.
«Ключ от 505-й» – спектакль о борьбе за свободу творческого высказывания, за свою позицию. Это история о бунте – о состоянии, которое для подростков – бремя, ведь этот мир ещё ни под кого не прогибался. Но одновременно бунт – это и трамплин, так как только через конфликт с реальностью, через кризис молодой человек взрослеет и формируется как личность. А вот какой эта личность получится, зависит от внешних обстоятельств и окружающих людей – друзей, наставников, родителей.
Протест персонажей в спектакле Дмитрия Мулькова проявляется в их отказе играть по чужим правилам – петь на школьном концерте продиктованную сверху песню. У них есть своя музыка, которая рождена из протеста против попытки загнать их под общий знаменатель, которая выражает их внутренний мир и безудержное желание действовать. Безликую, унылую песню Фил, Конь и Ася переделывают так, что взрывает скучный школьный концерт. В их новой композиции безобидное начало перерастёт в яростное высказывание о несогласии с лицемерием и фальшью, в агрессивный выплеск живой, мощной подростковой энергии. На фоне вспыхнувшего во время припева красного света идиллические венки из берёзовых ветвей на головах ребят смотрятся нелепо и неуместно. И одновременно зловеще. Так режиссёр (осознанно или нет) сталкивает два образа: первый, в начале выступления, – это то, какими подростков хотят видеть взрослые, второй – то, как чувствуют себя они сами на самом деле, протестуя против попыток заставить их ходить строем.
Потеряв возможность репетировать в школе после дерзкой выходки, герои попадают в эпицентр конфликта и раскрываются по-новому. Через их поступки режиссёр показывает возможные сценарии и поведенческие реакции, которые сидящие в зале подростки могут примерить на себя и, возможно, подумать, как бы они поступили в этой ситуации. «Хороший» Фил вдруг занимает противоположную позицию – теперь он бунтарь и провокатор. Егор Строков показывает, как его герой-романтик превращается в человека, одержимого идеей продолжать играть вопреки запрету. Он хочет выступить на рок-фестивале и ради этого готов даже на воровство.
Басист Денис Коняев во втором действии – уже не бунтарь, которому на всех наплевать. У персонажа Алексея Романовича куда-то девается красная шапочка, в которой он был в начале спектакля, а вместе с ней – самоуверенность и резкость. Появляется осознание ответственности и... страх. Однако в момент, когда директор предлагает Денису выдать продолжающих репетировать друзей, он не сдаёт их.
Меняется и персонаж Любови Яковлевой. В начале истории её Ася – оголённый нерв, сжатая пружина. Ключевой момент для понимания персонажа – соло Аси на барабанах, когда она под неистовую игру выкрикивала всё, что наболело: почему ей важно, чтобы её называли Ася, а не Настя, как она устала притворяться, как хочет просто поговорить с мамой и быть услышанной. Во второй части спектакля это уже не девочка-отличница, которая не умела играть на барабанах. Здесь Любовь Яковлева играет лидера: её героиня первая из всех понимает, что нельзя ставить творчество выше дружбы, а свои амбиции – выше человечного отношения к близким.
Интересно, как эту ситуацию проживают взрослые. Персонаж Антонины Введенской, директор, ужесточается ещё больше и в отчаянии произносит ключевой вопрос: «Что же мы сделали вам за эти одиннадцать лет, что вы так поступаете?» Но искать ответ в самой себе она не готова. Ей просто хочется, чтобы эта ситуация закончилась, и дети перестали портить ей жизнь. Помочь ребятам может только Борода. Сначала он вместе с Филом наводит порядок в репзале – аудитории 505 (а вместе с тем – и в душе школьника). А потом рассказывает свою историю юношеского бунта. Личный пример взрослого, которым он делится искренне и открыто, его готовность понять подростка оказываются действеннее любых воспитательных мер. «Исповедь» учителя – один из самых эмоционально напряжённых в спектакле. Кажется, что произнесённый Игорем Головиным в полной тишине монолог, отчасти, тоже основан на реальном жизненном опыте актёра. Финальный поступок Бороды, то, как он уходит из этой истории, может на секунду показаться поражением перед системой. Но это «поражение» на самом деле – победа.
Команда «Театрального проекта 27» не даёт прямых ответов. Но в очередной раз разрушает стену между зрительным залом и сценой. И дело не в формате рок-концерта – дело в интонации и позиции открытости. Постановщики обращаются к зрителям не с посылом: «Мы сейчас научим вас жизни». Они словно говорят: «Мы – такие же, как вы. У нас нет готовых решений, но есть желание ставить вопросы и искать на них ответы». И эта открытость к диалогу, к поиску смыслов средствами театра вдохновляет, даёт силы двигаться дальше, не сдаваться и верить в возможность борьбы с несовершенством мира созидательными силами, не боясь ни бунта, ни максимальной искренности.
Екатерина Сырцева окончила факультет журналистики, затем магистратуру по истории в Южно-Уральском университете. Работала пресс-секретарём и редактором сайта ЮУрГУ, корреспондентом и обозревателем газеты правительства и законодательного собрания Челябинской области «Южноуральская панорама». Сотрудничает с изданиями «Собака», «Страстной бульвар, 10». С 2016 года участвует в семинарах театральных критиков под руководством Ирины Холмогоровой, организованных Союзом театральных деятелей РФ. Принимала участие во Всероссийском семинаре по работе со зрителями, организованном Российским академическим молодёжным театром (Москва), в форуме театральных менеджеров «Место действия» (Санкт-Петербург).
04.06.2024
Другие новости
Подведены итоги II Открытого Всероссийского конкурса «Голоса над Волгой»
На сцене театра «Волга Опера» в Чебоксарах состоялся гала-концерт финалистов
08.10.2024
Идет прием заявок на участие в конкурсе «Сказано на Урале»
Прием заявок на конкурс декламации стихов и прозы уральских авторов - до 17 октября
07.10.2024
Семинар-лаборатория «Авторская сцена – 2024» прошла в Улан-Удэ
Шесть новых пьес драматургов было предложено для сценической апробации
07.10.2024
В здании СТД РФ открыта выставка «Калейдоскоп. Пространство любви и радости» проекта «Особый ребенок»
Экспозиция будет доступна до 20 октября
07.10.2024